Гендерное воспитание дошкольнико посредством взаимодействия семьи и ДОУ
методическая разработка по теме
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависит от родителей ребенка и воспитателя детского сада. Полоролевое развитие – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных (женских) и маскулинных (мужских) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола.Дошкольный возраст является сензитивным для становления полоролевой, гендерной идентичности, влияющей в будущем на эффективность и благополучие отношений в личной и профессиональной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-fedyanina.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ
Федянина Г.С., воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида п.Томаровка, Яковлевского района, Белгородской области»,
Поселок Томаровка, Яковлевского района Белгородской области, Россия
Введение:
«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Формирующиеся в это время эмоциональное отношение к жизни, к людям, к себе, как к личности определенного пола, оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека. Именно поэтому ранняя психопрофилактическая помощь ребенку и его семье в вопросе гендерного воспитания представляется мне наиболее актуальной.
Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Дошкольный возраст является сензитивным для становления полоролевой, гендерной идентичности, влияющей в будущем на эффективность и благополучие отношений в личной и профессиональной жизни. О важности такой работы с семьей свидетельствует тот факт, что большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что не может не сказываться на качестве взаимоотношений родителей и детей и соответственно на полоролевом развитии ребенка.
Осмысление ребенком своего «я» начинается с осознания своей половой принадлежности. Пол – категория не только биологическая, но и социальная, для формирования которой немаловажное значение имеет влияние окружения, социально одобряемых эталонов мужественности и женственности (в разные исторические времена у разных народов эти эталоны различны). Поэтому процесс воспитания ребенка правильнее рассматривать, как процесс воспитания личности определенного пола, включающий подготовку к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.
К.Д.Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека… Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависит от родителей ребенка и воспитателя детского сада. Полоролевое развитие – непрерывный процесс количественных изменений и качественных преобразований феминных (женских) и маскулинных (мужских) свойств личности ребенка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола.
Сущностная характеристика новации:
Основные цели работы:
- способствовать благоприятному протеканию полоролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
- Создание условий для становления полоролевой, гендерной идентичности ребенка в семье и ДОУ.
- Повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания.
- Своевременная (соответствующая возрастным и половым особенностям детей), полоролевая социализация дошкольников.
Для обеспечения психического и психологического здоровья детей ставятся задачи:
- обратить особое внимание на создание в группе развивающей среды, благоприятствующей полноценному становлению личности определенного пола на всех возрастных этапах;
- разработка, апробация и внедрение своего опыта работы в ДОУ по обеспечению такого развития;
- использование инновационных программ и технологий;
- создание условий для становления полоролевой идентичности ребенка в семье;
- повышение компетентности родителей в вопросе гендерного воспитания дошкольника;
- просветительская работа среди педагогов ДОУ.
Работа с семьей включает следующие методы:
- наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;
- плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка;
- просмотр родителями различных видов деятельности (занятия, прогулки, беседы, развлечения, экскурсии);
- вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее);
- привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее);
- проведение опросов, анкетирование, экспресс-тестов, с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
Основные направления организации работы с семьей
1.Диагностическая работа по изучению семей:
- Социальный портрет родителей;
- Анкетирование на выявление особенностей воспитания мальчиков и
девочек в семье.
2.Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной,
групповой и индивидуальной работе с семьей.
3.Организация психолого-педагогического просвещения родителей, оказание помощи семье в воспитании повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания. Культурно-просветительская работа.
4.Организация мероприятий с родителями; работа по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и детей. Вовлечение семьи в образовательный процесс.
5.Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
6.Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
7.Использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую деятельность, социально-значимую, направленную на повышение их авторитета.
8.Оказание конкретной помощи семьям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.
9.Тематические уголки по работе с семьей.
10. Создание условий для реализации личностного развития ребенка определенного пола в семье и ДОУ.
Работа с родителями ведется систематически, их активно приобщают к педагогическому процессу; подготавливаются информационные материалы, выставки детского творчества, выставки семейных работ, проектов, игр и многое другое. Вся работа строится на добровольном сотрудничестве и расширении поля позитивного общения в семье, реализуются планы по организации совместных дел для родителей и детей.
Взаимосвязь детско-родительских отношений проявляется через:
- расширение знаний о развитии ребенка;
- возможность понимания своего ребенка;
-совместную деятельность родителей и ребенка.
Главная цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания о воспитании их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции.
Проводимая работа дала положительные результаты:
1.Некоторые родители начали проявлять больший интерес к проблемам воспитания своих детей. Если раньше их волновал в основном вопрос взаимоотношения с детьми (не обижают ли его), то теперь они стали интересоваться проблемами гендерного воспитания, физического состояния и здорового образа жизни ребенка, культуры поведения и приобщения к культурным ценностям - 85% респондентов против 15% пассивных.
2.Изменилось отношение к педагогической литературе – периодические издания, рекомендованную литературу стали читать 80% родителей.
3.В совместной работе с детьми изъявили желание участвовать 80% родителей.
4.Получать информацию по воспитанию и развитию детей хотят 100% родителей в ходе индивидуальных бесед, на родительских собраниях, во время мероприятий с детьми.
5.Родители проявляют заинтересованность в участии во всех конкурсах и желание получить совместно с ребенком призовое место – 65% .
У детей работа по гендерному воспитанию показала положительные изменения – дети осознанно относятся к своему гендерному полу и стараются соответствовать стереотипам, принятым в семье и обществе.
Заключение:
Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семье – установление доверительных отношений между детьми, педагогами и родителями; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Опыт работы показал, что теперь родители не зрители и наблюдатели педагогического процесса, а активные участники различных мероприятий и даже инициаторы некоторых из них. Папы и мамы ощущают себя более компетентными в воспитании своих детей. Большинство родителей, начали целенаправленно заниматься проблемами гендерного воспитания дошкольников. Их стали интересовать проблемы нравственного, патриотического, эстетического воспитания мальчиков и девочек, их культура поведения, приобщение детей к культурным ценностям своего народа. (80% родителей).
Использование нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьей способствуют повышению эффективности работы с родителями по гендерному воспитанию дошкольника.
Опыт взаимодействия с родителями способствовал повышению компетентности родителей в воспитании детей определенного пола для формирования у них знаний, умений и навыков. Осуществляемая систематическая связь с родителями повысила их педагогическую культуру, заинтересованность и единство воздействия на ребенка в вопросах гендерного воспитания детей. Многие родители стали создавать дома условия для всестороннего воспитания, полоролевой идентификации. Значительно повысился интерес к работе ДОУ, чаще стали посещать родительские собрания (100% участие), открытые занятия, праздники, развлечения, конкурсы. Родители принимали в них самое активное и неравнодушное участие.
Вывод: работа проводится хорошая, необходимо использовать и расширять опыт сотрудничества и распространять для использования.
Список использованной литературы:
1. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112 с.
2. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова, С.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 111 с.
3. Инновации в детском саду. / Микляева, Н.В. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 160 с.
4. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения. /Елжова, Н.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 250 с.
5. Настольная книга воспитателя детского сада. / Честнова, Н.Ю. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 3326 с.
6. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. / Зверева, О.Л., Кротова Т.В. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
7. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О.В., Погонцева, Л.В. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.
9. Работа с детьми и родителями в ДОУ. / Елжова, Н.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 282 с.
10. Родительские собрания в ДОУ. / Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
11. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. / Горшенина, В.В., Самошкина, И.В., Черкасова, Н.П. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 192 с.
12. Справочник дошкольного психолога. /Широкова, Г.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 384 с.
Библиографический список
1. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112 с.
2. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова, С.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 111 с.
3. Инновации в детском саду. / Микляева, Н.В. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 160 с.
4. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения. /Елжова, Н.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 250 с.
5. Настольная книга воспитателя детского сада. / Честнова, Н.Ю. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 3326 с.
6. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. / Зверева, О.Л., Кротова Т.В. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
7. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О.В., Погонцева, Л.В. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.
9. Работа с детьми и родителями в ДОУ. / Елжова, Н.В. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 282 с.
10. Родительские собрания в ДОУ. / Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 128 с.
11. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. / Горшенина, В.В., Самошкина, И.В., Черкасова, Н.П. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 192 с.
12. Справочник дошкольного психолога. /Широкова, Г.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ
Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...
«Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»
«Гендерное воспитание дошкольниковпосредством взаимодействия детского сада и семьи»...
«Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи»
«Гендерное воспитание дошкольниковпосредством взаимодействия детского сада и семьи»...
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, пробужде...
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи.
Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть компетентными в этом направлении, должны быть образцом для детей, соответствов...
Статья "Гендерное воспитание дошкольника при взаимодействии семьи и детского сада"
В последнее время ученные предлагают обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на пол ребенка. Гендер – социальный пол, социально детермированные роли, идентичности и сфер...
«Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи».
Период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека.Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения вкультуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, проб...