Статья "Гендерное воспитание дошкольника при взаимодействии семьи и детского сада"
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время ученные предлагают обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на пол ребенка.
Гендер – социальный пол, социально детермированные роли, идентичности и сферы деятельности женщин и мужчин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость, ребенок понимает, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами.
Дети начинают понимать, что эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости зависит от:
- От отношения родителей к ребенку,
- От характера родительских установок,
- От привязанности матери к ребенку,
- От привязанности ребенка к матери,
- От воспитания в общественных дошкольных учреждениях.
Воспитывая детей родители, должны учитывать их половые особенности. Девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2-4 месяца раньше начинают говорить.
По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональной реакции, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам.
Все дети очень не похожи, ни внешне, ни по характеру. Восприятие всего происходящего, у них тоже различно. А различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в поведении и в такой сложной деятельности как игра. У мальчиков и девочек по-разному организованы психические процессы, соответственно, и функции мозга уже в таком возрасте сильно различаются.
Существуют различия в реакции детей различного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как, т е мальчиков интересует суть оценки, а девочек – какое они произвели впечатление.
Мальчик и девочка это два разных мира, воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному.
Вот несколько советов от автора книги «Мальчики и девочки – два разных мира» В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман:
- Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних детей в пример другим,
- Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая коакое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от нее требуется,
- Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать,
- Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чем она не права,
- Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет вас слышать и слушать,
- Мальчики и девочки по разному устают – девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально,
- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.
- Гендерное воспитание дошкольников в семье должно строиться, прежде всего, на половом различии детей, отношениях к ним родителей, поведении членов семьи.
Гендерные роли пронизывают всю социальную жизнь. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Задачи полового гендерного воспитания в детском саду:
- воспитывать у дошкольников интерес и положительное отношение к своему гендеру;
- закладывать основы осознания своих особенностей;
- воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
- развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
- развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей;
- уметь управлять своими эмоциями и поведением;
- обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
- углублять знания детей о содержании понятий «мальчик»,«девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.
Методы и приемы, используемые педагогами по гендерному воспитанию
- сюжетно ролевые игры «Семья», «День рождения», «Встреча гостей»…;
- беседы с использованием иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- проблемные ситуации с этическим содержанием;
- дидактические игры: «Кем быть?», «Кто чем любит заниматься? «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому?»
Формирование у детей гендерной принадлежности – важная задача в области социализации. Появление данного личностного качества невозможно без определенного интеллектуального развития ребенка. Малыш, живущий в благополучной семье, в спокойной обстановке, незаметно сам учится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик, видя мужественного отца, подражает ему, девочка становится женственной, как мама. И делают они это без особых наставлений. Наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, ребенок не будет предпочитать одного из родителей.
В среднем, трехлетние девочки более зависимы, чем их ровесники мальчики. Они более склонны просить помощи, цепляться за родителей и просить одобрения. В три года дети могут точно объяснить, кто такой мужчина и кто такая женщина. Однако граница их классификации- довольно размыта. Хотя биологические основы половой идентичности закладываются еще до рождения, половые роли и половая идентичность претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека. Поло ролевая социализация – это процесс, который продолжается всю жизнь, в ходе которого взаимодействия биологических факторов и меняющейся среды может приводить порой к неожиданным поворотам в судьбе.
Любой ребенок – продукт сложного взаимодействия наследственности и среды. Не вызывает сомнений, что поведение человека не может сформироваться под влиянием только одного из этих начал. Поскольку семья является основным посредником социализации в обществе, родители, воспитывая детей, должны учитывать как их интересы, так и потребности общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья: Взаимодействие семьи и детского сада в духовно - нравственном воспитании дошкольников
Аннотация: Статья посвящена вопросам взаимодействия семьи и детского сада. Как известно, сформировать духовно-нравственную личность невозможно без помощи родителей. Должна существовать единая система ...
Доклад для районного методического объединения на тему: "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников"
С первых лет жизни ребенку необходимо прививать любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОГО ДОШКОЛЬНИКА
В данной статье представлены направления работы по воспитанию толернтности у дошкольников....
Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников
Сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это государственный заказ, отражённый в Государственной программе «Духовно-нравственное воспитание граждан ...
"Духовно-нравственное воспитание дошкольников в сотрудничестве семьи и детского сада"
Статья рассказывает о работе по взаимодействию семьи и детского сада в деле воспитания духовности и нравственности у подрастающего поколения. В ней отражен опыт работы нашего дружног...
презентация на тему:"Экологическое воспитание дошкольников через взаимодействие семьи и детского сада"
Дети старшего дошкольного возраста очень любознательны и активны. Они "открыты" для всего нового, с интересом изучают окружающий их мир. Самая важная задача детского сада в этот период...
План работы по самообразованию на тему " Гендерное воспитание дошкольников в условиях семьи и детского сада"
Развитие гендерных исследований представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на поиск теоретико-методологических оснований и механизмов влияния ...