Статья "Гендерное воспитание дошкольника при взаимодействии семьи и детского сада"
статья на тему

В последнее время ученные предлагают обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на пол ребенка. 
Гендер – социальный пол, социально детермированные роли, идентичности и сферы деятельности женщин и мужчин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Воспитывая детей¸ родители должны учитывать их половые особенности. Некоторые значительные различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в первые месяцы их жизни.
Гендерные роли пронизывают всю социальную жизнь. Усвоение одной из этих ролей начинается в тот момент, когда рождается ребенок и звучит вопрос «Мальчик или девочка? »
Любой ребенок – продукт сложного взаимодействия наследственности и среды. Не вызывает сомнений, что поведение человека не может сформироваться под влиянием только одного из этих начал. Поскольку семья является основным посредником социализации в обществе, родители, воспитывая детей, должны учитывать как их интересы, так и потребности общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie_doshkolnikov.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время ученные предлагают обращать внимание не только на возрастные особенности, но и на пол ребенка.

Гендер – социальный пол, социально детермированные роли, идентичности и сферы деятельности женщин и мужчин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

В период от 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость, ребенок понимает, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами.

Дети начинают понимать, что эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости зависит от:

  • От отношения родителей к ребенку,
  • От характера родительских установок,
  • От привязанности матери к ребенку,
  • От привязанности ребенка к матери,
  • От воспитания в общественных дошкольных учреждениях.

        Воспитывая детей родители, должны учитывать их половые особенности. Девочки несколько быстрее мальчиков развиваются как в физическом, так и в психологическом отношении, они примерно на 2-4 месяца раньше начинают говорить.

        По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональной реакции, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам.

        Все  дети очень не похожи, ни внешне,  ни по характеру. Восприятие всего происходящего, у них тоже различно. А различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что уже на первом году жизни проявляются в поведении и в такой сложной деятельности как игра. У мальчиков и девочек по-разному организованы психические процессы, соответственно, и функции мозга уже в таком возрасте сильно различаются.

Существуют различия в реакции детей различного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как, т е мальчиков интересует суть оценки, а девочек – какое они произвели впечатление.

Мальчик и девочка это два разных мира, воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному.

Вот несколько советов от автора книги «Мальчики и девочки – два разных мира» В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман:

  • Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних детей в пример другим,
  • Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая коакое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от нее требуется,
  • Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать,
  • Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чем она не права,
  • Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет вас слышать и слушать,
  • Мальчики и девочки по разному устают – девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально,
  • Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания. 
  • Гендерное воспитание дошкольников в семье должно строиться, прежде всего, на половом различии детей, отношениях к ним родителей, поведении членов семьи.

        Гендерные роли пронизывают всю социальную жизнь. Период  дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин.

        Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Цели, методы и подходы воспитания  мальчиков и девочек должны  быть различными. Биологические половые различия несут с  собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

        Задачи полового гендерного воспитания в детском саду:

  • воспитывать у дошкольников интерес и положительное отношение к своему гендеру;
  • закладывать основы осознания своих особенностей;
  • воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;
  • развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;
  • развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей;
  • уметь управлять своими эмоциями и поведением;
  • обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
  • углублять знания детей о содержании понятий «мальчик»,«девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. 

Методы и приемы, используемые педагогами по гендерному воспитанию

  • сюжетно ролевые игры «Семья», «День рождения», «Встреча    гостей»…;
  • беседы с использованием иллюстраций;
  • чтение художественной литературы;
  • проблемные ситуации с этическим содержанием;
  • дидактические игры: «Кем быть?», «Кто чем любит заниматься? «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я мальчик, потому, что…», «Одень мальчика, одень девочку», «Что кому?»

        Формирование у детей гендерной принадлежности – важная задача в области социализации. Появление данного личностного качества невозможно без определенного интеллектуального развития ребенка. Малыш, живущий в благополучной семье, в спокойной обстановке, незаметно сам учится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик, видя мужественного отца, подражает ему, девочка становится женственной, как мама. И делают они это без особых наставлений. Наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся вести себя с людьми противоположного пола. Если в семье хорошая атмосфера, ребенок не будет предпочитать одного из родителей.

        В среднем, трехлетние девочки более зависимы, чем их ровесники мальчики. Они более склонны просить помощи, цепляться за родителей и просить одобрения. В три года дети могут точно объяснить, кто такой мужчина и кто такая женщина. Однако граница их классификации- довольно размыта.         Хотя биологические основы половой идентичности закладываются еще до рождения, половые роли и половая идентичность претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека. Поло ролевая социализация – это процесс, который продолжается всю жизнь, в ходе которого взаимодействия биологических факторов и меняющейся среды может приводить порой к неожиданным поворотам в судьбе.

        Любой ребенок – продукт сложного взаимодействия наследственности и среды. Не вызывает сомнений, что поведение человека не может сформироваться под влиянием только одного из этих начал. Поскольку семья является основным посредником социализации в обществе, родители, воспитывая детей, должны учитывать как их интересы, так и потребности общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья: Взаимодействие семьи и детского сада в духовно - нравственном воспитании дошкольников

Аннотация: Статья посвящена вопросам взаимодействия семьи и детского сада. Как известно, сформировать духовно-нравственную личность невозможно без помощи родителей. Должна существовать единая система ...

Доклад для районного методического объединения на тему: "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании нравственно – патриотических чувств у дошкольников"

С первых лет жизни ребенку необходимо прививать любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОГО ДОШКОЛЬНИКА

В данной статье представлены направления работы по воспитанию толернтности у дошкольников....

Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников

Сегодня очень остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это государственный заказ, отражённый в Государственной программе «Духовно-нравственное воспитание граждан ...

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников в сотрудничестве семьи и детского сада"

Статья рассказывает о работе по взаимодействию семьи и детского сада в  деле  воспитания духовности и нравственности у подрастающего поколения. В ней отражен  опыт работы нашего дружног...

презентация на тему:"Экологическое воспитание дошкольников через взаимодействие семьи и детского сада"

Дети старшего дошкольного возраста очень любознательны и активны. Они "открыты" для всего нового, с интересом изучают окружающий их мир. Самая важная задача детского сада  в этот период...

План работы по самообразованию на тему " Гендерное воспитание дошкольников в условиях семьи и детского сада"

Развитие гендерных исследований представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на поиск теоретико-методологических оснований и механизмов влияния ...