Буклет по адаптации для родителей
методическая разработка по логопедии по теме
Оформляя ребенка в детский сад, родители переживают: как его встретят? Будет ли ему хорошо?
Попадая в незнакомую ситуацию, вынужденно вступая в общение с незнакомыми людьми, даже взрослый человек будет чувствовать себя
В чем же лежат причины тяжелой адаптации к условиям детского сада?
- Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
- Наличие у ребенка своеобразных привычек.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
- Отсутствие опыта общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
«ЛИЦЕЙ № 10» Г. БЕЛГОРОДА
- Рекомендации для родителей
«Обучение грамоте будущих первоклассников»
Подготовила:
учитель — дефектолог, логопед
Богаченко Л.П.
Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:
- Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.
- Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.
- Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые; Щ, Ч, Й – всегда мягкие.
- Согласные смягчают гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середине перед согласной – конь, коньки)
- Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко (йа), маяк) Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю – «У», Е – «Э»
- Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре ещё до изучения букв:
- «Поймай словечко»: называете звуки слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. К, о, т – кот; р, у, к, а – рука и т.д. Можно играть с перекидыванием мяча.
- Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове
- Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку. Или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях
При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:
- Называем букву, как звук: «б», а не «бэ», «л», а не «эль». Иначе ребёнку будет непонятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.
- Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например,
- Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его)
- Как мы произносим «А»? (широко открываем рот)
- Назови сам слова на звук «а»
- Назови последний звук в словах: зима, улица, дорога, машина, … Назови свои слова, которые заканчиваются на звук «А»
- Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А»
- Определи, в какой части слова «прячется» звук «а» (в начале, середине или конце). Используем схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем слева направо, проговаривая слово, смотрим, где находимся на звук «А».
- Найди на картинках предметы со звуком «а», есть ли этот звук в твоём имени, фамилии? Произнеси так, чтобы мы услышали.
- Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв, например,
Покатилось колесо, превратилось в букву О.
У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.
А - как лесенка стоит – начинает алфавит.
- Влез на букву озорник, он решил, что П – турник
Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком
В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата
На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3 (З)
Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения буквы просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.
- Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.
- Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку.
НА НО НУ НЫ НИ
СА СО СУ СЫ СИ
Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.
- Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.
- Обратите внимание на разницу чтения слогов АР-РА, УС-СУ
- Переходите к чтению слов только после того, как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.
- Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 мин.), но систематическими
- После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.
- Не торопите ребёнка, даже если Вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем Вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.
Предварительный просмотр:
Богаченко Лариса Петровна
Муниципальное казенное учреждение
«Научно–методический информационный центр»
РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЫ
Автор опыта:
Богаченко Лариса Петровна,
учитель-дефектолог,
МАДОУ д/с № 78 «Гномик»
Белгород
2014
Содержание:
Раздел I. Информация об опыте……………………………………………….…3
Раздел II. Технология опыта……………………………………………………...8
Раздел III. Результативность опыта……………………….……………………..15
Библиографический список….................................................................................16
Приложения к опыту……………………………………………………………..17
РАЗДЕЛ I.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
Условия возникновения и становления опыта
С 2008 года учитель-дефектолог осуществляет педагогическую деятельность в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 78 «Гномик». В МАДОУ № 78 для осуществления психолого - медико - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создана консультативная группа для детей с ОВЗ.
Посещают группу шесть детей, от двух до восьми лет с задержкой психического и речевого развития, нарушением опорно-двигательного аппарата, синдромом аутизма, умственной отсталостью, сахарным диабетом, так же со сложной структурой дефекта, не посещающие образовательные дошкольные учреждения города Белгорода. В группе оказывают необходимую помощь в воспитательно – образовательном процессе: учитель - дефектолог, воспитатель, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель. Консультативная группа функционирует 3 раза в неделю с 12.00 до 15.00.
С 2009 года накоплен богатый опыт работы, имеющий практическую ценность.
Выбор темы исследования продиктован необходимостью поиска новых эффективных методов и форм коррекционного воздействия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях умственного и эмоционально-волевого развития.
Поэтому своевременная психолого-педагогическая помощь является одним из важнейших звеньев системы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ первичной диагностики детей, говорит о том, что при исследовании различных психических функций у воспитанников с отклоняющимся развитием выявлены особенности их психического развития. У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия, выражены двигательные нарушения в сочетании с повышенной возбудимостью, двигательным беспокойством, драчливостью, импульсивностью, не способностью к игровой деятельности. Для них характерна моторная неловкость, слабое развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания. Логическое мышление может быть даже более сохранным в сравнении с памятью, вниманием умственной работоспособностью. Внимание характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью. Несформированность некоторых знаний и недостаточность самоорганизации речевой деятельности влияет на процесс и результат мыслительной и игровой деятельности. У детей с отклонениями в развитии слабо формируется мотивация учебной деятельности.
Результаты проведенного стартового мониторинга составил: 7 % средний уровень развития познавательных процессов, у 93 % низкий уровень развития познавательных процессов (Приложение № 1).
Актуальность опыта
Год от года все больше детей рождается с проблемами в развитии. Особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями в развитии. Это понятие употребляется по отношению к детям с выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с признаками ее функциональной незрелости. Причины, обуславливающие различные отклонения в развитии, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой стороны – неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физическому воспитанию.
Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особенности, затем разработать содержание коррекционно-педагогической работы с ними, а также оказать психологическую помощь родителям.
В настоящее время выявлено недостаточно авторских коррекционных программ для дошкольных учреждений, где функционирует консультативная группа для детей с различными нарушениями.
Актуальность и недостаточная практическая разработанность данной проблемы послужили основанием для возникновения противоречия между необходимостью развития высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством комплексного взаимодействия специалистов в условиях консультативной группы.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития высших психических функций у детей с ОВЗ в условиях консультативной группы.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2010 года по май 2013 года и разделена на несколько этапов.
I этап - начальный (констатирующий) – сентябрь 2010 года - декабрь 2011 года.
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор, изучение, анализ научной литературы по педагогике, специальной педагогике и психологии, логопедии, дефектологии; формирование основной идеи исследования, определение гипотезы, задачи и методов исследования; подбор практического материала на предмет развития различных компонентов интеллектуальной, речевой и моторной сфер у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
II этап - основной (формирующий) – январь 2011 года - декабрь 2012 года.
На формирующем этапе учителем-дефектологом разработан и внедрен авторский диагностический материал, индивидуальная программа с занятиями по коррекции дефекта; подобрана и апробирована система двигательных упражнений, где движения рук, ног, туловища сочетаются с движениями речевого аппарата; разработаны мастер-классы, консультации, практические рекомендации для педагогов ДОУ.
III этап - заключительный (контрольный) – январь 2013 года - май 2013 год.
Диагностика на заключительном этапе показала, что использование комплексного взаимодействия специалистов в коррекционной педагогике является эффективным и необходимым для успешного развития высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях консультативной группы дошкольного учреждения.
Диапазон опыта охватывал организацию коррекционного процесса в единой образовательной системе: педагог – ребенок – родители. На сегодняшний день еще не создана система психолого-педагогической коррекции детей с отклонениями в развитии посредством комплексного взаимодействия специалистов, отсутствует программное обеспечение для работы с детьми данной категории. Поэтому разработанные материалы помогут расширить знания педагогов-психологов, воспитателей, узких специалистов и родителей о комплексном психолого-педагогическом сопровождении детей с отклонениями в развитии при их подготовке к обучению в школе. Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, где функционируют консультативные пункты для детей с ОВЗ, в повседневной жизни, при подготовке к обучению в школе, поскольку опыт позволяет оценить эффективность уже существующих методов работы с детьми с отклонениями в развитии и наметить дальнейшие пути взаимодействия.
Теоретическая база опыта
Исходными теоретическими положениями представленного опыта являются общепризнанные закономерности развития ребенка в норме и при патологии. Л. С. Выготский [2] увидел и вывел на уровень аксиомы значение культурно-исторического развития личности ребенка. Тем самым были заложены основы для понимания движущих причин и условий становления человеческого индивидуума. В трудах Л. С. Выготского [2] доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой реализуются потенциальные возможности ребенка. Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе системы коррекционного обучения и воспитания.
Ориентиром для коррекционного воспитания детей с ОВЗ явились результаты исследований А. В. Запорожца [11], которые показали, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам, и каждый возрастной период значим для формирования его личности. В каждом таком периоде формируются не только те качества и свойства психики, что определяют общий характер поведения ребенка, его отношение к окружающему миру, но и другие, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, появляющихся к концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец [11] обосновал концепцию амплификации детского развития, предусматривающую создание определенных условий для обогащения всех сторон личностного развития и их взаимосвязь.
В настоящее время единых принципов классификации нарушений развития в детском возрасте не существует. Одну из первых научных классификаций нарушений развития предложил Л.С. Выготский [2]. Он отметил, что «Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств), ответный, или рабочий, аппарат (связанный с рабочими органами тела, мышцами, железами) и центральная нервная система. Недостаток каждого из трех аппаратов по-разному влияет на развитие ребенка и его воспитание».
В работе М.А. Власовой и М.С. Певзнер выделены следующие группы проблемных детей [3]:
- Дети с сенсорной неполноценностью (с нарушением слуха, зрения, речи, функции опорно-двигательного аппарата).
- Дети с астеническим или реактивным состоянием и конфликтными переживаниями.
- Дети с ЗПР.
- Дети с психопатоподобными формами поведения (эмоциональные нарушения поведения).
- Умственно отсталые дети.
- Дети с начальными проявлениями психических заболеваний (эпилепсия, истерия и так далее).
Чтобы добиться положительного результата в развитии высших психических функций (ВПФ) у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях консультативной группы, необходимо создать систему взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Итак, средствами дошкольного образования в условиях консультативной группы являются следующие: в активности детей, направленной на получение новых сведений, новых знаний; в наиболее органичном взаимодействии психических процессов, в дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
В данном опыте использованы следующие понятия:
ВПФ - Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. В. п. ф. — одно из основных понятий современной психологии, введенное в отечественную психологическую науку Л. С. Выготским.(Высшие психические функции: логическая память, целенаправленное мышление, творческое воображение, произвольные действия, речь, письмо, счет, движения, перцептивные процессы (процессы восприятия)).
ОВЗ - ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в комбинировании элементов известных методик, программ: Екжановой Е.А., Стребелевой, Марковой Л.С., Сиротюк А.И., использовании современных психолого-педагогических технологий обучения детей, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к ребенку и его близким.
Практическая значимость опыта заключается в разработке перспективного планирования индивидуальных занятий для детей дошкольного возраста с различными нарушениями, конспектов занятий, упражнений на активизацию ощущений, подвижных, дидактических игр, консультаций для родителей, модели взаимодействия специалистов консультативной группы для с ОВЗ.
РАЗДЕЛ II.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА
Цель и задачи педагогической деятельности.
Целью педагогической деятельности является разработка системы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, при подготовке их к обучению в школе для успешной социализации и обучения. Функционирование консультативной группы для детей с ОВЗ в дошкольном учреждении становится необходимостью, а не исключением из правил.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- Систематизировать и внедрить процесс реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях консультативной группы в дошкольном учреждении;
- Развитие не только умственных способностей детей, но и их эмоционального благополучия и социальную адаптацию.
- Активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей, ввести детей с отклонениями в развитии в сложный мир человеческих отношений;
- Создать зону ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального и эмоционального развития;
- Подготовить детей к обучению в школе, а в будущем к самостоятельной жизни.
При изучении дошкольников с проблемами в развитии необходимо помнить, что дети затрудняются в оречевлении полного объема наглядного материала методик, демонстрируют астенические проявления, требуют дозирование нагрузок.
Исходным принципом для обоснования целей и задач коррекционной работы, а также способом их достижения явились принципы:
- единство диагностики и коррекции К.М. Гуревича [4];
- принцип «нормативности» развития, который требует учета основных закономерностей психического развития, значения последовательных стадий развития для формирования личности ребенка;
- принцип коррекции «сверху вниз», сформированный Л.С. Выготским [2], требует поставить в центр внимания «завтрашний день развития», а в качестве основного содержания коррекционной работы считать создание зоны ближайшего развития и деятельности ребенка;
-принцип системности развитии в коррекции обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонений в развитии ребенка.
Успех такого пути базируется на результатах диагностических обследованиях, итогом которых становится представление о системе причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и их принципами.
Консультативную группу на базе МАДОУ д/с № 78 «Гномик» посещают 6 детей с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционно-развивающая работа включает следующие разделы:
1. Социализация
2. Формирование математических представлений
3. Сенсорное воспитание
4.Ознакомление с окружающим
5. Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности
На первом этапе в работе с детьми использована авторская диагностика оценки уровня и качественного своеобразия познавательного развития детей (на основе диагностик Забрамной С.Д, Стребелевой Е.А.) посещающих консультативную группу для детей с ОВЗ, где использовались следующие формы мониторинга: наблюдения за деятельностью ребенка; беседы с родителями; анкетирование.
Результаты проведенного стартового мониторинга составил: 7 % средний уровень развития познавательных процессов, у 93 % низкий уровень развития познавательных процессов (Приложение № 1).
С целью развития положительной динамики у детей с отклонениями от возрастной нормы, не посещающих дошкольные учреждения в МАДОУ созданы следующие условия:
- оборудован кабинет педагога-психолога для индивидуальных занятий с детьми в присутствии родителей (законных представителей);
- приобретен в спортивный зал «сухой» бассейн, мягкие туннели и др.;
- пополнено игровое оборудование в музыкальный зал и группу для коррекционных занятий;
Разработано перспективное планирование коррекционно-развивающего обучения (Приложение № 3).
Дети с отклонениями в развитии при поступлении в МАДОУ с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта, поэтому разработаны индивидуальные и подгрупповые занятия три раза в неделю. Совместно с воспитателями, узкими специалистами обсуждается динамика развития этих детей, ищем пути оптимизации развития.
Для создания эмоционального общения со взрослым коррекционно-развивающая работа включает комплекс игровых занятий по развитию общения, применяются следующие методы:
- приемы психогимнастики, (М.И. Чистякова, Е.А. Алябьева): игры и упражнения, способствующие успокоению и организации детей («Идем за синей птицы», «Послушаем звуки» и так далее) [1];
- этюды на правильное понимание детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного исполнения жестов («Дружная семья», «Сколько звуков» и другие»);
- подвижные игры, которые побуждают умственную и двигательную активность детей («Лисонька, где ты?», «Сова», «Иголка и нитка»);
- этюды на выражения эмоций;
- игры и упражнения, направленные на преодоление агрессивности;
- развивающие музыкальные игры;
- игры на развитие выдержки («Тихо и громко»);
- игры на развитие чувства эмпатии («Мой хороший попугай», «Эмоциональный словарь», «Сороконожка»);
- литературные произведения отечественных и зарубежных авторов;
- игры, развивающие доверие и заботливость («Танец шляпы», «Волшебная дудочка»);
- игры на осознания частей тела («Лимон», «Хлопай и качайся»);
- игры, направленные на обучение приемам саморегуляции и расслаблению («Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветерка», «Факиры»);
- игры, на развитие внимания, памяти, мышления;
- игры и упражнения, на развитие координации движений, мелкой моторики.
Основным содержанием работы педагога-психолога в консультативной группе является формирование межличностных взаимоотношений между ребенком и его родителями, сверстниками, между родителями других детей, между родителями и другим ребенком.
Специалисты в работе с детьми консультативной группы используют формы: консультативно-рекомендательная; лекционно-просветительская; практические занятия для родителей; организация детских утренников и праздников; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; подгрупповые занятия, беседы.
На первичном психолого-медико-педагогическом обследовании с участием специалистов следует обратить внимание на реакцию родителей на поведение ребенка (указания, поддержка, безучастность и так далее). При этом необходимо учитывать состояние родителей (растерянность, угнетенность, жалобы, поиск путей решения проблем). Это важно, поскольку от психологического состояния родителей зависит тактика специалиста:
- эмоциональная поддержка, сочувствие (типа: «Я знаю, это тяжело» и так далее), а также расположение родителей к себе;
- информирование родителей об отклонении в развитии у ребенка, причина, вызвавших нарушение;
- совместная разработка плана дальнейших шагов для организации коррекционно-развивающей помощи ребенку и так далее.
При повторных посещениях консультации семьей различными специалистами прослеживается динамика психофизического развития ребенка, а также эффективность предложенных рекомендаций. При необходимости вносятся изменения в индивидуальные программы развития и курсы лечения.
На лекционно-просветительских занятиях родители получают необходимые знания по вопросам воспитания детей. Были проведены консультации: «Рука развивает мозг», «Особенности работы педагогов ДОУ с трудными детьми и их родителями», «Проблемы общения у детей задержкой речевого развития», «Взаимодействие с аутичными детьми» (Приложение № 8).
Беседы проводятся и на индивидуальных занятиях и, как правило, носят личный характер. На подгрупповых занятиях специалисты обучают родителей умению налаживать контакт своего ребенка с другим ребенком, детей друг с другом и взрослых между собой.
На втором этапе проводится работа в помощи ребенку реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора специальных приемов и методов воздействий на все сферы личности ребенка. Коррекционно-развивающая работа организуется на основе принципа формирующего и щадящего обучения.
Важным условием реализации коррекционно-развивающей работы является сотрудничество широкого круга специалистов: учителя-дефектолога, педагога-психолога, руководителя по музыкальному воспитанию, инструктора по физической культуре, воспитателя детей дошкольного возраста.
Продолжительность коррекционно-развивающих занятий составляет 15-30 минут. Педагоги применяют в работе коррекционно-развивающие программы: «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. [7]; «Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР», Маркова Л.С. [14]; «Коррекция развития интеллекта дошкольника», Сиротюк А.И. [17] и другие.
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музыкальной, художественной, танцевально-двигательной терапии), системности и преемственности. Структура занятий включает в себя познавательный материал и элементы психотерапии (Приложение № 4).
В процессе занятий у детей развиваются коммуникативные качества, обогащается эмоциональный опыт, активизируется мышление, осознаются и переживаются успехи – неуспехи, результаты деятельности, проектируются общественные взаимодействия и двигательные акты, формируется личностная ориентация.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Занятие конструируется примерно следующим образом:
- Разминка - психологический настрой на занятия; приветствие.
- Упражнение для наших пальчиков: работа с карандашами, орехами, пуговицами, зернами плюс пальчиковые игры.
- Коррекционно-развивающий блок: познавательный материал, связанный одним игровым сюжетом. Включаются задания на развитие восприятия, памяти, мышления и так далее.
- Двигательные разминка: игровые мини-тренинги. «Оживи картинку» и так далее.
- Релаксация, психогимнастика.
- Прощание.
Музыкальные руководители, педагог по изобразительной деятельности применяют в работе приемы арттерапии и музыкотерапии. Сущность арттерапии в коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации, связанной с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности.
Практический опыт психокоррекционной работы средствами арттерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с ОВЗ. Для детей с отклоняющимся развитием рекомендуется использовать приемы арттерапии, основанные на переживании и смене психологических состояний в процессе рисования, лепки.
Все воспитатели, узкие специалисты принимают каждого ребенка тепло и доброжелательно, замечают продвижения на пути к успеху.
Коррекционно-развивающие задачи, которые ставит перед собой инструктор по физическому воспитанию в условиях совместной с другими специалистами коррекционной работы, ориентированы не только на двигательное развитие детей, но и на их общее и речевое развитие, формирование психики, интеллекта. На занятиях физической культурой коррекция психомоторной сферы осуществляется с помощью следующих упражнений:
1.Кинезиологических;
2. Имитационных;
3. Танцевально-двигательных;
4. Релаксационных и двигательных.
В структуре физкультурных занятий на основе кинезиологических упражнений можно выделить три части: вводную, основную, заключительную. Вводная часть направлена на активизацию внимания детей и постепенную подготовку организма к выполнению более сложных упражнений. Это часть состоит из различных видов ходьбы, в том числе корригирующей (на осанку, укрепления стопы), имитационной, с речитативом, из сложных игровых упражнений на внимание и координацию движений. Основная часть решает программные задачи по развитию основных движений. Заключительная часть обеспечивает постепенный переход от повышенной двигательной активности к ее снижению
Психокоррекционная работа с детьми отклоняющимся развитием дает положительную динамику, потому что реализуется во взаимосвязи дефектолога, психолога, педагогов с детьми и их родителями, при активной роли самого ребенка.
Для проблемных детей эмоциональная сторона организации коррекционно-развивающего процесса является важным условием. При подборе дидактического материала, игр, пособий предпочтение отдается ярким и занимательным иллюстрациям и игрушкам, позволяющим запоминать названия предметов, живых существ окружающего мира и явлений жизни, узнавать и называть их в дальнейшем независимо от их цвета, формы, величины, проводятся индивидуально и по подгруппам коррекционно-развивающего занятия. Психолого-педагогическое воздействие конструируется путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций.
Организуя общение с детьми, педагог интегрирует коррекционно-развивающую и игровую деятельность. Коррекционное воздействие на эмоциональную и познавательную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья являются эффективные приемы:
- игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персоналу (задача: разъяснить, научить, убедить);
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов (Приложение № 7);
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого (Приложение № 8);
- телесно-ориентированные техники;
- психогимнастика и релаксация.
На третьем этапе постепенная смена ведущих видов деятельности отмечается дополнением и взаимообогащением. Познавательное развитие дошкольника имеет многоаспектный характер. В раннем и дошкольном возрасте психические процессы и свойства развиваются неравномерно, накладываясь и преобразуясь, стимулируя и задерживая друг друга. Понимание взаимосвязи, взаимозависимости всех процессов позволяет педагогу находить потенциал развития ребенка, выделять его общие и специфические образовательные потребности. Именно целенаправленное обучение позволяет ребенку с ОВЗ перейти на тот уровень способностей, который делает возможным перенос усвоенных способов действия (в рамках учебной ситуации) на другие виды практической деятельности. Изменение деятельности ребенка приводит к изменению его психики, что в свою очередь создает предпосылки для дальнейшего развития деятельности.
В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребенка в целом.
На данном этапе весь обучающий процесс с детьми с ОВЗ продолжает организовать взрослый: он ставит цель, анализирует условия и средства достижения этой цели, организует сами действия и осуществляет контроль и оценку их выполнения. Но это не значит, что ребенок в данной ситуации остается пассивным. Напротив, он обязательно должен быть активным участником обучающего процесса, т. е. ему необходимо научиться принимать поставленную взрослым цель, вслед за анализом, проведенным взрослым, ориентироваться в условиях задачи, хотеть и уметь овладевать способами действий, действовать целенаправленно до получения результата, ориентироваться на оценку не только самого результата, но и способа действий. Важно сформировать у ребенка элементы самооценки и умение контролировать себя в процессе выполнения игровой и практической задачи.
Лишь наличие всех вышеперечисленных элементов обучающего процесса обеспечивает успех коррекционной работы по развитию каждого вида детской деятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Следовательно, элементы учебной деятельности формируются у детей с ограниченными возможностями здоровья раньше, чем другие виды детской деятельности. На основе уже имеющегося (хотя бы на начальном уровне) развития элементов учебной деятельности организуется работа по становлению ведущей (игровой) и типичных видов детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой).
РАЗДЕЛ III.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
В ходе проведения диагностики оценки уровня и качественного своеобразия познавательного развития (Приложение № 1) с 2010 года по 2013 год выявилась позитивная динамика у детей, посещающих консультативную группу для детей с ограниченными возможностями здоровья, о чем свидетельствуют полученные результаты: 2010-2011 учебный год начало года: высокого уровня нет; средний уровень – 7%, низкий уровень – 93%; конец года: высокого уровня нет; средний уровень – 10%, низкий уровень – 90%; 2011-2012 учебный год начало года: высокий уровень - 3%, средний уровень - 29%, низкий уровень – 68%; конец года: высокий уровень - 3%, средний уровень - 31%, низкий уровень – 66%; 2012-2013 учебный год начало года: высокий уровень - 7%, средний уровень – 33%, низкий уровень – 61%; конец года; высокий уровень - 7%, средний уровень – 35%, низкий уровень – 59%; конец года; (см. рисунок 1).
Рис. 1. Диагностика познавательного развития.
Проанализировав систему сопровождения в процессе коррекционной работы, можно сделать вывод, что в МАДОУ д/с № 78 «Гномик» созданы необходимые условия для работы консультативной группы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате систематической комплексной работы специалистов консультативной группы для детей с ограниченными возможностями здоровья, видим, что из пяти выпускников консультативной группы ДОУ в общеобразовательной школе обучается один ребенок; один ребенок – проходит обучение в интернате № 23 с диагнозом умственная отсталость, ОНР, III уровень речевого развития; два ребенка выпущены в ДОУ комбинированного вида в логопедическую группу – с ОНР, II уровень речевого развития; один ребенка – с диагнозом ДЦП, задержка психического развития – обучение на дому. Остальные дети (5) продолжают обучение в консультативной группе кратковременного пребывания МАДОУ, имеют сложные диагнозы, однако следует отметить, наблюдается положительная динамика в психическом развитии – дети адаптированы в ДОУ, налаживаются взаимоотношения со сверстниками, в речевом развитии расширяется запас слов, внимание стало более устойчивым.
В перспективе необходимо продолжать коррекционную работу по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дошкольного образования в условиях консультативной группы.
Библиографический список
- Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего возраста». Москва, «Творческий центр», 2002.
- Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 5 // Основы дефектологии. — М„ 1996.
- Власова Т.А. «Обучение детей с задержкой психического развития» Москва., «Просвещение», 1981.
- Гуревич К.М. «Психологическая диагностика». Учебное пособие, М.: УРАО, 1997.
- Екжанова Е.А. Специальная психология и коррекционная педагогика: Учебная программа курса. — М.: МГСУ, 2000.
- Екжанова Е. А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта //Дефектология. — 1999. — № 6.
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. — 2000. — № 3.
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2002. — № 4.
- Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. — 1999. — № 6.
- Ермолаева М.В. «Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками». Москва, «Просвещение», 2001.
- Запарожец А.В. «Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве». Москва, 1996 13
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». Москва, «Владос», 2005.
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М.: Владос, 2002.
- Маркова Л.С. «Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР». Практическое пособие. М., Аркти, 2002.
- Подготовка детей к школе с ЗПР. Книга 1,2 под ред. (Шевченко С.Г.).
- Подвижные игры для детей с нарушением в развитии. /Под ред. Л.В. Шапковой СПб, «Детство-Пресс», 2005.
- Сиротюк А.И. «Коррекция развития интеллекта дошкольника». Москва, «Школа –Пресс», 2002.
Приложение
Приложение № 1 – Авторская разработка методики диагностики оценки уровня и качественного своеобразия познавательного развития детей.
Приложение № 2 – Индивидуальные программы обучения и воспитания для детей с отклонениями в развитии.
Приложение № 3 – Перспективное планирование коррекционно- развивающего обучения.
Приложение № 4 – Конспекты занятий для детей, имеющих отклонения
в психическом развитии.
Приложение № 5 – Упражнения на активизацию ощущений, используемые в коррекционно-развивающей программе.
Приложение № 6 – Подвижные игры, используемые в коррекционно-развивающей программе.
Приложение №7 - Дидактические игры, используемые в коррекционно-развивающей программе.
Приложение № 8 - Консультации для родителей.
Приложение № 9 – Модель взаимодействия специалистов консультативной группы для детей с ОВЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет по адаптации. Анкета для родителей в адаптационный период.
Буклет по адаптации. Анкета для родителей в адаптационный период....
БУКЛЕТ ПО АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Буклет по адаптации детей к ДОУ
Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отно...
Буклет с рекомендациями для родителей по адаптации
Буклет с рекомендациями для родителей по адаптации...
Буклет «Особенности адаптации детей
в буклете раскрываются особенности адаптации детей к доу...
Буклет по адаптации
Буклет для родителей по адаптации к детскому саду....
Буклет по адаптации для родителей
Буклет по адаптации для родителей...