Статья: Воспитание по правилам и без
статья по теме
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ПО ПРАВИЛАМ И БЕЗ.
Монтессори, Спок, Доман, Штайнер... Великие педагоги создали столь непохожие методики воспитания. Какая из них может стать идеальной для вашего ребенка?
Как из множества непохожих программ выбрать свою, от чего отталкиваться, на что опираться? На личном опыте всего не перепробуешь. К тому же, если сегодня мама руководствуется советами Бенджамина Спока, а завтра решит положиться на методы педагогов Никитиных, малыш вряд ли почувствует себя комфортно. Пожалуй, только решит, что близкие люди совершенно непредсказуемы…
Поэтому, прежде чем внедрять ту или иную методику в семье, тщательно изучите ее теорию. Проанализируйте, насколько предлагаемое кажется вам разумным. Постарайтесь почувствовать, не вызовет ли этот метод сопротивления у крохи. Спросите, кто из родителей знаком с такой системой воспитания и каковы результаты. Массу полезной информации вы почерпнете из Интернета. Соберите информацию из разных источников, сравните и только тогда принимайте решение.
ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ САМОМУ
Система воспитания, разработанная итальянским врачом Марией Монтессори (1870-1952), более 100 лет вызывает интерес родителей и педагогов и у нас, в России, считается, наверное, самой популярной.
Суть методики раннего развития состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно освоить мир. Без стрессов, соревнований, сравнения с другими детьми и авторитарного подхода со стороны взрослых. Воспитатель следует за ребенком и в нужный момент становится помощником, если кроха просит: «Помоги мне сделать самому!» Вот девиз Монтессори-педагогики. Педагог не диктатор, скорее, друг и наставник.
В каждом детском саду, работающем по системе Монтессори, малыши попадают в подготовленную среду, где присоединяются к ранее пришедшим детям. Группы разновозрастные: старшие опекают, младшие берут пример.
Помещение разделено на зоны, где есть все необходимое для всестороннего, безопасного и самостоятельного освоения окружающего мира. Есть зона упражнений, где учатся всему, что может пригодиться в быту, - от завязывания шнурков до мытья посуды. В зоне сенсорного развития малыши познают разницу температур, развивают слух и обоняние, тренируют мышцы. Обучаются основам арифметики. Дети расширяют словарный запас и учат буквы - скажем, выводят их пальчиком по рассыпанной манной крупе.
ПЛЮС. Малыш привыкает к самостоятельности, у него возникает интерес к обучению. Нет насилия и наказаний, вызывающих агрессию и снижающих самооценку. Во время занятий ребенок принимает удобную позу, может расположиться на коврике, что утомляет меньше, чем сидение за столом. Принципы общения, усвоенные в саду, позволяют впоследствии легко вписаться в новый коллектив, найти контакт со сверстниками и взрослыми.
МИНУС. Родители и сами должны быть сторонниками методики Монтессори, чтобы дома общаться с ребенком в том же русле. Вам потребуется недюжинное терпение, чтобы наблюдать, как ребенок учится непослушными пальчиками завязывать шнурки, и не прерывать его стараний вздохом: «Отдай, я сама сделаю быстрее!» Когда отмываемая крохой чашка грозит разбиться, а мука, используемая для занятий, запорошила всю кухню, сохранять спокойствие весьма непросто.
СКАЗОЧНОЕ ДЕТСТВО БЕЗ ТV
Принципы вальдорфской педагогики, которые сформулировал Рудольф Штайнер (1861-1925) в начале XX века, продолжили идеи великого педагога Иоганна Песталоцци. Эта система считается альтернативной Монтессори-педагогике, хотя преследует те же самые цели - гармоничное развитие ребенка, раскрытие его творческого потенциала.
По мнению Штайнера, для ребенка учитель, воспитатель и педагог - идеал и пример для подражания. Взрослый ведет малыша подобно вожаку.
Главное в вальдорфском детском саду - возврат к природе, народному творчеству, сказкам, песням, мифам, рукоделию, ролевым и традиционным народным играм. Дети танцуют, поют, играют спектакли. Здесь нет пластиковых игрушек и электронной музыки. Компьютер, телевизор, радио и прочие технологии отвергаются вальдорфской школой, утверждающей, что СМИ сильно воздействуют на неокрепшее сознание ребенка, пока не способного отстоять свой личный мир и потому впадающего в зависимость от потока информации, подчас агрессивного.
Дети здесь играют только игрушками, изготовленными своими руками.
Тряпичные куклы не имеют лиц: по мнению педагогов, это позволяет развивать детское воображение. Поленья и деревянные чурбаны, продольные срезы березы - это вальдорфский вариант конструктора. Шишки, желуди, камушки, ракушки, клубки шерсти и вязаные зверюшки - вот во что здесь играют дети.
Есть еще один запрет, который, возможно, шокирует многих современных родителей, - это запрет на раннее обучение. Оно должно начинаться с 7 лет, а до этого малыш постигает мир опытным, а не рассудочным путем.
ПЛЮС. Такая методика подходит творчески одаренным детям, эмоциональным, проявившим склонность к музыке и пению. Ограждение от СМИ позволяет маленькому человечку сформировать свое «Я», а уж потом выходить в большой мир. Ведь освоить бытовую и прочую технику, в том числе компьютер, любой ребенок сможет довольно быстро.
МИНУС. При поступлении в школу могут возникнуть трудности: как правило, такие дети даже не умеют держать в руке карандаш. Тяжеловато будет и с освоением алфавита, а также изучением арифметики.
ВЫРАСТИТЕ ВУНДЕРКИНДА!
Пожалуй, ни одна из систем воспитания не вызывает столько споров и противоречий, как система Домана. В конце 1940-х годов американский военный врач-нейрохирург Глен Доман искал способы реабилитации детей-инвалидов с пораженной нервной системой - безнадежных, как считала официальная медицина, а обнаружил необычайно продуктивный метод умственного развития.
Активизация быстрого и необыкновенно эффективного (относительно общепринятого) развития мозга достигается за счет стимулирования одного из органов чувств, например зрения. Урок по системе Домана длится всего несколько секунд. Ребенку показывают карточки и громко называют вслух, что на них изображено или написано. На следующий день карточки меняют, а прежние показывают не ранее чем через месяц. В течение дня нужно провести несколько десятков таких уроков, в среднем 50-60.
Еще малыша с первого же дня жизни нужно побуждать активно двигаться - куда более активно, чем это принято. Итоги такого воспитания поразительны! Месячный малыш, с рождения воспитываемый по такой системе, способен без труда проползти десятки(!) метров. Крохи 2-3 лет легко обучаются читать, считать, говорить на иностранном языке, а в 5 лет становятся эрудитами, с которыми способен соперничать не каждый взрослый.
ПЛЮС. Если верить физиологам, человеческий мозг растет и развивается примерно до 7-7,5 лет. В этот период маленького человека обучить достаточно просто - он быстро и легко усваивает информацию. Обучаются дети без сопротивления, наоборот, с удовольствием и более эффективно, чем в традиционной школе. К 12 годам ребенок, воспитанный по системе Домана, способен усвоить курс средней школы и поступить в вуз. Среди таких детей немало лауреатов Нобелевской премии, а их здоровье и физическая подготовка лучше, чем у сверстников.
МИНУС. Немногие родители могут позволить себе такую роскошь - развивать
ребенка по системе Домана. Обучать может только один из родителей, но не гувернантка. Если вам необходимо проводить ежедневно не менее 50—60 уроков, то ни о какой работе, погружении в домашнее хозяйство, заботе о других детях и членах семьи не может быть и речи.
ВОСПИТАНИЕ ПО-ЯПОНСКИ
Последнее время у нас в стране увлеклись японской системой воспитания. Она интересна хотя бы тем, что кардинально отличается от нашей, отечественной.
Ее принцип таков: японцы с малышом от рождения до 5 лет обращаются «как с королем», ничего ему не запрещают, что не имеет ничего общего с вседозволенностью. А с ребенком от 5 до 15 лет обращаются «как с рабом», то есть вводят его в мир строгих ограничений и запретов. После 15 подросток становится полноправным членом общества наравне со взрослыми людьми.
Дисциплина, законопослушность, соответствие принятым в обществе нормам и правилам - вот кредо добропорядочного японца. Сознание того, что ты не вписался в установленные социумом рамки, - уже тяжкое наказание. Для них. А для нас? Вопрос риторический.
Из малыша, которому в раннем возрасте ни в чем не перечили, вырастает дисциплинированный член общества, стрессоустойчивый, умеющий взаимодействовать с членами коллектива, находить компромиссы в любых ситуациях.
Японская система воспитания зиждется на фундаменте многовековых традиций Страны восходящего солнца и в отрыве от них может не принести ожидаемого результата. Национальная ориентация на коллективное сознание, традиция ставить общественное выше личного подчас стирают индивидуальность, блокируют желание проявлять творческое начало. Японцы и сами задумываются о модернизации своей педагогической системы, поскольку ребят, которые выделяются из массы - пусть даже их отличает талант, - зачастую жестоко травят в школе.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Многие родители предпочитают обучать и растить отпрысков, ориентируясь не на конкретную систему, а на собственную интуицию. Воспитательные проблемы решают по мере поступления: возникла сложная ситуация в отношениях с ребенком - ищем выход, консультируемся с психологами, вспоминаем опыт собственных родителей. Недаром считается, что личный опыт и пример мамы и папы дети усваивают лучше, нежели то, чему их обучают специально. Да и загонять чадо в рамки одной методики рискованно - ведь и родители могут ошибаться! Им система воспитания кажется отличной, а ребенку, возможно, подошла бы совсем другая. Едва ли кто-то станет спорить с тем, что индивидуальный подход - это здорово. Воспитание и обучение - процесс творческий. Сначала вы изобретаете, выдумываете, как лучше научить чему-то сына или дочь, а потом вместе испытываете радость от того, что задуманное получилось. Это укрепляет взаимоотношения в семье: добиваясь успехов вместе, дети и родители становятся друзьями. Учитывая особенности характера и темперамента малыша, вы можете удачно скомбинировать разные педагогические приемы.
В семье редко царит безоговорочное единодушие в вопросах воспитания.
Обычно мама считает правильным одно, папа думает иначе, а уж когда малыш отправляется на выходные к бабушке, родители хватаются за голову от ее методик… Даже один, но очень занятой или импульсивный родитель может быть непоследовательным. Сегодня запрещает подходить к компьютеру, а завтра на него сваливается срочная работа и ребенка надо занять. Чем? Компьютерной игрой!
Итак, методик воспитания много, и у каждой свои плюсы и минусы. Прежде чем решиться на что-то, узнайте о методе как можно больше.
ОПРЕДЕЛИТЕ ЦЕЛИ ВЫБЕРИТЕ МЕТОД
Чего вы хотите достичь: чтобы в первую очередь малыш был здоровым, умным или эмоциональным?
МЕТОДИКА РОССИЙСКИХ ПЕДАГОГОВ НИКИТИНЫХ, Бориса Павловича и его жены Лены Алексеевны, широко известна в нашей стране. С конца 1950-х годов родители проводили воспитательные эксперименты в собственной многодетной семье, где было семеро детей. Они придумали и опробовали на своих наследниках новую систему оздоровления и закаливания - жизнь при температуре 18°С, ходьба по снегу и купание в проруби. Разработали систему развивающих игр, в которых непременно должны участвовать дети вместе с родителями, Никитины - авторы педагогики сотрудничества, где родители не давят на чадо, лишь наблюдают и создают условия для его дальнейшего гармоничного развития.
МЕТОДИКА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЗАЙЦЕВА, создателя знаменитых «кубиков Зайцева», направлена на ускоренное обучение ребенка чтению, письму и счету. Ее основа - естественная потребность малыша в игре, а также регулярные, систематические занятия. Педагог убежден, что в процессе игры дети обучаются намного быстрее, поскольку более раскованны и свободны. Во время урока, который длится
25-30 минут, малышам не надо сидеть за столом и слушать воспитателя - они могут бегать и прыгать. В ходе игры ребенку ставят задачи, а он, выбирая правильные решения, усваивает новую информацию. Педагог Зайцев видит единицу языка не в слоге, а в складе. Каждый склад находится на отдельной грани кубика, и по этим самым складам ребенок начинает составлять слова. Такая методика позволяет легко освоить и английский язык. Говорят, малыши 3,5-4 лет начинают читать после нескольких уроков, а кто начал постоянно заниматься по методике Зайцева с трех лет, в семилетнем возрасте может идти уже в 4-5-й класс средней школы.
СИСТЕМА ЭЙДЕТИКИ (от греческого «эйдос» - образ) основана на развитии у ребенка образного мышления. Оказывается, большинство из нас, вспоминая какой-то предмет, мысленно видят его, чувствуют, даже ощущают его запах и цвет. Однако с развитием цивилизации человек отчасти утратил эту способность и стал запоминать не абстрактный образ предмета или явления, а его символ в виде слова или цифры. Детей, по системе эйдетики, учат мыслить образами - скажем, ребенку кажется, что двойка похожа на лягушку, тройка на летящую в небе ворону, а четверка - на сломанный стул. Система позволяет ребенку развивать память, запоминать огромный объем информации, необходимый для жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание любви к родному языку как одна из сторон патриотического воспитания современного дошкольника"
Статья "Воспитание любви к родному языку как одна из сторон патриотического воспитания современного дошкольника" расскажет о методах и приемах воспитания уважени, любви, интереса современного до...
Статья: «Игры с правилами в жизни ребенка дошкольного возраста»
Игра - для дошкольника это единственная деятельность, в которой он пользуется полной свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать.Игра представля...
Статья. Родителям о правилах детского сада и правах педагога.Семья и детский сад - шаги навстречу .
Это статья поможет воспитателям провести первое родительское собрание. Какие шаги нужно сделать навстречу друг другу для того, чтобы дети чувствовали себя одинаково защищёнными и в детском саду ...
Статья: Воспитателю о правилах дорожного движения
Статья для воспитателей о правилах дорожного движения....
Статья. Родителям о Правилах Дорожного Движения.
Терпение и настойчивость являются эффективными средствами, обеспечивающими успех дела. Терпение и настойчивость — то, чего нам так не хватает в повседневной жизни. Терпение и настойчивость, кото...
Статья "Родителям о правилах дорожного движения"
В статье говорится о восприятии ребенка себя на дороге в различном возрасте и необходимости воспитания и обучения его навыкам безопасного поведения....
Статья "Дружим с правилами дорожного движения"
Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных фо...