Психологическая готовность детей к школе
материал на тему

Баканова Татьяна Викторовна

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

На тему «Психологическая готовность детей к школе»

План

Цель собрания: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.

Задачи собрания: 

1.Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.

2. Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

3. Проанализировать результаты психологической диагностики.

4. Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.

Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.

Используемые материалы: корзина, листы бумаги, ручки, цветик-семицветик, раздаточный материал для выполнения упражнений «Рукавичка», «Дорисовывание фигур», «Запомни и расставь точки», литература по подготовке детей к школе и различные пособия, выставка детских рисунков.

Этапы родительского собрания

Этап №1: Организация родительского собрания

  1. Приглашение участников собрания.
  2. Разработка памятки для родителей.
  3. Предварительное проведение психологической диагностики, направленной на изучение уровня готовности к обучению в школе. Разработка индивидуальных рекомендаций.
  4. Оформление зала для проведения собрания:
  5. Оформление книжной выставки, где представлена литература по подготовки детей к школе и различные пособия.

Этап №2: Проведение собрания. Ход собрания.

Добрый день, уважаемые родители! Осталось не так много времени, и Ваши дети переступят порог школы. Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Сегодня мы поговорим с вами о готовности ребёнка к школе, её компонентах. Мы познакомим вас с психологическими особенностями будущего ребёнка – первоклассника.

Опрос «Корзина чувств»

Вопрос для обсуждения: Испытываете ли вы переживания в период ожидания момента, когда Ваш ребёнок пойдёт в школу? В чём они заключаются?                                                                                  Инструкция: «Уважаемые родители! У меня в руках корзина. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные».                 Краткий анализ родительских переживаний.

2.2 Обсуждение аспектов психологической готовности к школе.

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.        «Психологическая готовность» - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (Венерг).                        Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: -  интеллектуальную   готовность;                                                 мотивационную готовность;                                                                       волевую готовность;                                                              коммуникативную готовность.

   Интеллектуальная готовность

предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

         К 6–7-и годам ребенок должен знать:

    -  свой адрес и название города, в котором он живет;

   -   название страны и ее столицы;

    -  имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

    -  времена года, их последовательность и основные признаки;

   -   названия месяцев, дней недели; время суток

    -  основные виды деревьев и цветов.

    -  ему следует уметь различать домашних и диких животных,

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Анализ результатов психологической диагностики

Упражнение «Дорисовывание фигур» и «Запомни и расставь точки»  (родители выполняют упражнения из комплекса диагностических методик по готовности детей к школе, которые вызвали затруднения у дошкольников)

Мотивационная готовность

подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. 

-  С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

     -  Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

-  Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

       - Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Анализ результатов психологической диагностики

Волевая готовность

предполагает наличие у ребенка:

 

- способностей ставить перед собой цель,

-  принять решение о начале деятельности,

- наметить план действий,

-  выполнить его, проявив определенные усилия,

- оценить результат своей деятельности,

      - а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

   

     Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

 

Коммуникативная готовность  проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.   Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

    В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Анализ результатов психологической диагностики

Упражнение «Руковичка» (наблюдение коммуникативных навыков и умения сотрудничества)

Упражнение «Цветик-семицветик»

Предлагаю вам немного помечтать. Окунитесь в детство, когда вы были детьми. Ведь именно в этом возрасте все легко удается, нет ваших житейских “взрослых” проблем, зато всегда есть ощущение счастья и родительской любви. А еще вера в сказку, волшебство, чудо. Вспомните девочку Женю из сказки “Цветик-семицветик”. Представьте, что у вас в руках оказался такой волшебный цветок. Подумайте, какими вы хотели бы увидеть своих детей в к началу  учебного года? Запишите свои желания на разноцветных лепестках цветика-семицветика. (Выполняют задание).

- Кто из вас хочет озвучить свои желания? Кто хочет что-то дополнить?

На этом наша встреча подошла к концу. Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота нужны ребенку больше всего.

Игры для развития внимания и памяти дошкольников

Игра "Пуговица".Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Упражнение "Что изменилось?" (развитие наблюдательности).

Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

8. Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.,

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к школе

ВведениеСтарший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизио...

Статья Педагогические условия технологии формирования психологической готовности детей к школе

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить Под...

Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Формирование психологической готовности детей к школе у детей 6-7 лет. Рекомендации для педагогов.

Педагогам предлагаются конкретные формы и методы работы с детьми по фомированию у них психологической готовности к обучению в школе....

буклет для родителей На пороге школы: О психологической готовности детей к школе.

Психологическая готовность это:         необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к школе»

Консультация для родителей детей подготовительных групп «Психологическая готовность детей к Школе»В рекомендациях большинства школ о готовности ребёнка к 1-му классу приводятся несколько з...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...