Особенности развития речи у детей средней группы
материал по теме
Предварительный просмотр:
«Особенности развития речи у детей средней группы»
Цель:
1.Познакомить родителей с особенностями развития речи детей 4-5лет 2.Обозначить основные проблемы развития речи дошкольников
План
1.Приветствие
2.Беседа о психологическом и физиологическом развитии ребенка 4-5 лет
3.Знакомство с понятием речь и факторы определяющие успешное развитие речи у детей средней группы
4.Рефлексия
Ход собрания:
Добрый вечер уважаемые родители. Сегодняшняя наша встреча проходит в необычной форме. Представьте, что вы дети, у нас занятие по развитию речи. Попрошу всех встать.
Родители стоят в кругу.
Ведущий: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
- мы сегодня с вами отправляемся в сказочное путешествие.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Упражнение «Приветствие»
Родители по кругу передают свечу, даря друг другу улыбку и теплоту сегодняшнего вечера.
Ведущий демонстрирует волшебный мешочек, в котором спрятана игрушка (любая из сказки репка) кошка
Ведущий: посмотрите- ка, что это? (родители отвечают) Правильно, кто-то забыл волшебный мешочек, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать вам, а вы должны назвать, что внутри мешочка.
Родители ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.
- Правильно, это кошка, она прибежала к нам из сказки.
- А как вы догадалась, что в мешочке спряталась кошка? (ответы родителей: пушистая, хвост, мягкая и т.д.)
Ведущий: А теперь, попытаемся описать нашу гостью.
Родители описывают кошку (шерсть у кошки мягкая, пушистая, рыжая.)
-Молодцы, Кошка прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой? В каких сказках мы с вами встречали кошку? (перечисляют сказки, где встречается кошка или кот – «Кот в сапогах», «Кошкин дом», «Репка» и т.д..)
А сейчас мы с вами рассмотрим особенности развития речи детей средней группы.
В среднем дошкольном возрасте отмечаются значительные изменения в развитии речи детей. Дети умеют не только слушать и понимать просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы. В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Эти изменения свидетельствуют о том, что в среднем дошкольном возрасте начинает развиваться так называемая внутренняя речь (внешне невыраженная, быстрая и сокращенная речь). Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи. Присмотритесь к маленькому художнику — он рисует и говорит себе, что он хочет нарисовать, какие будут детали рисунка. Это и есть этап неполной сформированности внутренней речи. Ни в коем случае нельзя заставлять думать про себя, ведь он еще не очень умеет это делать. Заметно это становление на увеличивающейся возможности детей пяти лет рассуждать по поводу какого-либо события, на умении производить сравнение предметов (легче детям находить различия, чем сходство). Сравнивая предметы, ребенок употребляет прилагательные в сравнительной степени. К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Количество слов растет, увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда). Дети начинают использовать слова-обобщения тогда, когда, во-первых, в их активном словаре достаточно слов — названий конкретных предметов, и, во- вторых, они усвоили слова-обобщения. К тому же у ребенка должен быть накоплен определенный запас сведений об отдельных предметах, об их предназначении. Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной). Формирование навыков звукового анализа становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка). Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
Физминутка
Вы, наверное, устали? Тогда все дружно встали.
Раз – присядка, два – прыжок, это заячья зарядка…
Игра с загадками
Загадки отгадывают и выставляют отгадки (собаку, кошку, мышь, и репку)
1.Машет радостно хвостом, Когда идёт хозяин в дом. У неё удел таков - Дом хранить от чужаков. (Собака)
2.Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки. (кошка)
3. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки. (Мышь).
4. Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко. Что же это? ... (Репка)
Ведущий: А ну как, посмотрите, каких животных мы с вами угадали, герои какой сказки они и кого здесь не хватает. (бабки с дедом)
Инсценировка сказки ( родителям раздаются роли и маски)
Автор читает сказку «Репка», родители проигрывают её.
Рефлексия «Шляпка» Наша встреча подошла к концу. Я вам предлагаю две шляпки. Коричневую и зеленую. Если вам понравилась наша сегодняшняя встреча одеваете зеленую и коротко рассказываете, что понравилось, что узнали нового. Если не понравилась, то одеваете коричневую шляпку и рассказываете, что не понравилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы "Дети нашли ежа"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы "Дети нашли ежа"...
Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы Составление рассказа по картине "Дети в парке кормят птиц"
Конспект НОД пр развитию речи для детей средней группы Составление рассказа по картине "Дети в парке кормят птиц"Провела воспитатель средней группы Габдельгазизова И.В. В детском саду №6 Кро...
Мастер-класс «Развитие речевого дыхания с использованием трубочки для коктейля» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней группы
В мастер-классе показан и описан опыт по развитию речевого дыхания, в котором участвуют дети с ОВЗ и дошкольники общеразвивающих групп, воспитатели, логопед ДОУ. Описана практическая работа, кот...
Особенности развития речи у детей среднего возраста
Консультация для педагогов...
Консультация по развитию речи на тему: «Развитие речи у детей средней группы»
Консультация по развитию речи на тему: «Развитие речи у детей средней группы»...
Игры по развитию речи для детей средней группы. Картотека (средняя группа)
Данная картотека подойдет для использования на занятиях с группой, во время индивидуальных занятий, а так же для занятий с ребенком дома.В целом картотека игр направлена на развитие речевых навы...