Консультация для родителей «Учить играючи и с любовью»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Консультация для родителей «Учить играючи и с любовью»
Дорогие родители!
Вы первые и самые важные учителя Вашего ребёнка. Первая его школа Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две вещи Вы сможете подарить своему ребёнку на всю жизнь: одна - корни, другая - крылья!
Сколько бы мы ни прожили, постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье: даже убелённый сединами старик продолжает ссылаться на то, «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец», «чему учили меня дома». Интересно, что люди, добившиеся успеха в жизни, отмечают значимость того, что даётся ребёнку родителями.
«Годы чудес» - так называют исследователи дошкольное детство. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и людям, равно как и наличие либо отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию, оставляют неизгладимый след на всём дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
Радуйтесь Вашим детям, даруя им как готовность к учению через умение слушать, говорить, думать, так и опыт успеха, который они пронесут через всю жизнь.
И первостепенное внимание следует уделять развитию устной речи как необходимой предпосылке умения читать, писать, да и всего остального учения.
Подстёгивайте любопытство ребёнка, разжигайте в нём желание поговорить о том, что он лично видел, узнал и испытал. Ведь только Вы можете постоянно общаться с ребёнком лицом к лицу как с личностью.
Читайте и перечитывайте Вашему малышу его любимые, неоднократно слышанные, стихи и сказки. Не готовьтесь к будущей школьной жизни, а живите настоящей жизнью ребёнка уже сейчас
Речь детей шестого года жизни
На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Всё чище становится произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные, пространственные, возрастные отношения. Имея достаточно развитую речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. При описании предметов и явлений он делает попытки передать своё эмоциональное отношение. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критичное отношение к речи сверстников.
Обогащение и расширение словаря осуществляется за счёт названий частей, деталей предметов, а также за счёт овладения навыками словообразования (с помощью приставок, суффиксов). К концу шестого года жизни ребёнок более тонко дифференцирует собирательные существительные (не просто «животные» , а «дикие» и «домашние»). Дети используют отвлечённые существительные, прилагательные и глаголы. Хорошей проверкой и показателем полноценного овладения словарём является умение подбирать антонимы (длинный - короткий, высокий - низкий и т.д.); синонимы (ходить - идти - топать - вышагивать); определения (дождь холодный, сильный, грибной, мелкий). В рассказах детей наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (между - в середине).
Практически установить точный прирост словаря за год от 5 до 6 лет очень трудно. За год словарь увеличивается примерно на 1000 - 1200 слов. Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году дети пользуются достаточно свободно многими грамматическими категориями. Например, чаще чем прежде употребляется правильно родительный падеж множественного числа (окон, карандашей, ламп); легче образуются новые слова (учит - учитель, железо - железный, ходить - выходить - переходить - обходить).
Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, тактично исправляют их (не «грушев», а «груш», не «на пианине», а «на пианино», не «ложить» , а «класть»).
В диалоге с кем-то ребёнок использует как краткие, так и развёрнутые ответы. Совершенствуется монолог. Многие дети могут без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма; описать те или иные события, свидетелем которых они были. Дети в общении должны пользоваться умеренной громкостью голоса; они способны передавать различную интонацию. К данному возрасту мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка.
Однако у некоторых детей ещё только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, «Л», «Р» ,«РЬ». С их усвоением дети начинают чётко и внятно произносить слова различной сложности. Однако не все шестилетние дети владеют нормированным произношением звуков. Может встречаться горловой или одноударный «Р», межзубные свистящие, боковые шипящие, двугубный «JI». Ясность, внятность речи зависит от того, как быстро говорит ребёнок. Дети с ускоренным темпом речи часто не произносят в словах отдельные звуки, не договаривают окончания слов, «проглатывают» даже целые слова. У них возникают запинки в речи, что может привести к заиканию. Смена молочных зубов в 5 - 6 лет на постоянные нередко отражается на произношении, дикции. Если у ребёнка дефект прикуса или укороченная подъязычная связка, то родителям рекомендуется консультирование у ортодонта или хирурга-стоматолога.
Детям, не усвоившим фонологическую систему родного языка, занятия языком иностранным не рекомендуются. Помните, пожалуйста, что в развитии Вaшeгo ребёнка не бывает мелочей. Дарите ему своё постоянное внимание и участие.
Речь детей седьмого года жизни
Ребёнок шести лет свободно общается с взрослыми и сверстниками, может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту.
При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (не просто машина, а легковая, грузовая; не просто обувь, а зимняя и летняя). Ребёнок всё шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребёнок чаще начинает употреблять в своей речи отвлечённые понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами (золотая осень), понимать метафоры (море смеялось). У ребёнка складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребёнок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением; умеет подбирать синонимы. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая их сходство и различие (белый, как снег); всё чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность и точность речи при свободном высказывании является одним из показателей достаточности словарного запаса ребёнка и умения правильно пользоваться им.
Большое влияние на формирование грамматически правильной речи оказывает уровень речевой культуры взрослых, окружающих ребёнка, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки.
На седьмом году жизни речь детей становится всё более точной в структурном отношении, достаточно развёрнутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях отмечается чёткость и завершенность изложения.
Ребёнок способен самостоятельно дать описание картинки, предмета, пересказать содержание небольшого литературного произведения, придумать сказку, рассказ, передать свои чувства и впечатления. Совместные игры нуждаются в объяснении правил – ребёнок начинает пользоваться объяснительной речью.
Произносительная сторона речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка; говорят в зависимости от ситуации громко, тихо и даже шёпотом; могут изменять темп речи с учётом содержания высказывания; пользоваться интонационными средствами выразительности; следовать нормам литературного произношения.
Многие дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие (умеют различать звуки, сходные по артикуляторным или акустическим признакам); владеют началами звукового анализа (умеют выделять звуки из начала слова, подбирать слова на заданные звуки); делят слова на слоги, что имеет исключительное значение для усвоения грамоты.
Однако и в этом возрасте некоторые дети имеют
проблемы речевого плана. Вот лишь некоторые из них:
вместо точного называния предмета – описание его, использование родовых понятий вместо видовых («дерево» вместо «дуб», «ель»);
нечеткое или неверное проговаривание окончаний слов;
неправильное произношение звуков (горловое «р», межзубные свистящие, двугубный «л»). Пока ребёнок не овладеет правильным произношением на родном языке, нельзя учить его языку иностранному;
недостаточная дифференциация таких звуков, как «ч» и «ть», «с» и «ц», «ц» и «ть», «ч» и «ц», «ч» и «щ», «сь» и «щ», «р» и « л» и др.;
трудности воспроизведения слов сложной слоговой структуры (балерина, милиционер, регулировщик, велосипедист, чистильщик, экскурсовод и др.)
В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается процесс овладения речью. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование речи связной - все эти процессы будут продолжаться и в школе. И здесь главными помощниками для своих детей можете и должны стать Вы, дорогие родители. Читайте детям книги, рассказывайте сказки, учите стихи, беседуйте и занимайтесь с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
va.odt | 396.39 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Учим стихи играючи"
Народная поговорка гласит: Никто не говорит, что он глупый, но многие жалуются на плохую память". Не случайно мамы и папы гордятся своими детьми, которые читают наизусть К. И. Чуковского, С. Марш...
Консультация для родителей "УЧИМ РЕБЁНКА ОБЩАТЬСЯ И… УЧИМСЯ ВМЕСТЕ С НИМ!"
Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но…...
Консультация для родителей "Учусь думать - учусь говорить"
Консультация "Учусь думать - учусь говорить" поможет родителям правильно подготовить ребенка 6-7 лет к обучению в школе....
Консультация для родителей "Учим ребенка общаться...и учимся вместе с ним..."
Не всегда то, как общается ребенок, кажется нам правильным. Что-то (с «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием исправили, но… Он учится общаться, и в этом процессе набивает собс...
Консультация для родителей "Учим математику дома" (5-6 лет) «Учиться можно только весело»
Французский романист Анатоль Франс. Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложны...
Консультация для родителей «Учим буквы учимся читать»
Прежде чем начать учить с ребенком буквы, учить его читать, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружно...
Консультация для родителей "Учим стихи ...играючи" .Средняя группа
Оказать помощь родителям в разучивании стихов с детьми. Познакомить с легкими и простыми приемами разучивания....