Родительское собрание "Через красивое - к человечному..."
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
«Через красивое – к человечному…»
Цели: расширение представлений родителей по вопросу нравственно-эстетического воспитания дошкольников; повышение педагогической культуры родителей; приобщение к здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту.
Задачи: познакомить родителей с опытом работы педагогов детского сада по теме собрания; содействовать обмену опытом семейного воспитания; укреплять внутрисемейные отношения посредством физкультурного досуга.
Форма проведения: семинар.
План проведения: 1. Вступительная часть.
2. Игра «Что для вас красота?».
3. Педагогический всеобуч «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному».
4. Практическая часть.
5. Заключительная часть.
Ход мероприятия
Подготовка необходимого оборудования для семинара (волшебный сундучок, серебряный клубок, подготовка материалов информационной выставки – цитаты, стенд с фотографиями природы, подбор материалов для «полочки красоты»); проведение конкурса «Создаём красоту своими руками»; анкетирование родителей «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному».
1. Вступительная часть.
Воспитатель. «Держа в руках скрипку, карандаш, кисть, человек не способен совершить плохого», - гласит украинская народная пословица, и это понятно. Зло и подлинная красота несовместимы. А значит, наша с вами задача – как можно раньше приобщить ребенка к красоте, ибо, как считал великий российский педагог В.А.Сухомлинский, «через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания». Итак, мы начинаем наше родительское собрание «Через красивое к человечному».
- В чём же мы видим красоту? Где её находим? (Высказывания родителей.)
Вот волшебный сундучок,
В нём серебряный клубок.
По дорожке красоты
Побежим и я, и ты.
Воспитатель открывает сундучок (звучит волшебная музыка музыкальной открытки), достаёт клубок.
2. Игра «Что для вас красота?»
Воспитатель. Пусть клубок, словно в сказке, поведёт нас по дороге красоты. А мы ему поможем. Каждый, кто держит клубок в руках, скажет, что красивого он видел в жизни, а потом передаст клубок другому.
Ниточка, тянись, тянись,
Красотою поделись! (Родители играют.)
Воспитатель. Красоту мы находим прежде всего в природе, искусстве, самом человеке, его духовном мире, мыслях и поступках. Значит, стремясь напитать детей красотой, мы должны открыть перед ними красоту природы, мир высокого искусства и рассказать о людях, чья жизнь стала образцом, эталоном красоты души и человечности для многих поколений.
Конечно, серебряный клубок появился у нас неспроста. Вся жизнь в детском саду – это сказка, а в сказке всё можно.
В нашей сказке всё возможно: здесь то тихо, то тревожно,
То таинственно, то важно, то волшебно, то отважно.
В спальне сон на мягких лапах, в кухне здесь волшебный запах,
Птицы, дети и цветы, дружат с феей красоты.
Входит фея красоты. Всем добрый день! Я рада всех вас видеть.
Ведь невниманием нас так легко обидеть!
Должна быть красота повсюду рядом –
И в мыслях, и в словах, открыта нашим взглядам.
В закатах и рассветах, в лугах, туманами одетых,
В звёзде, манящей, как мечта, -
Повсюду быть должна лишь красота!
И с детства по дороге красоты
Знакомить с миром мы детей должны.
Пусть вновь поможет вам клубочек мой –
Секреты красоты ты все открой!
(Прикасается к клубку волшебной палочкой.)
А мне пора: заботы и дела!
Везде успеть сегодня я должна.
Чтоб мир красивым стал, трудиться надо вечно –
И лишь тогда всё буде безупречно! (Уходит.)
Воспитатель. Давайте доверимся волшебному клубку. К тому, кто разговор о красоте продолжит, Клубочек, прыгни прямо на ладошку. (Клубочек оказывается в руках у воспитателя.)
3. Педагогический всеобуч «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному».
Воспитатель. «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребёнка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь.» (Э. Межелайтис)
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышлёные и не очень, контактные и замкнутые… Педагогов настораживают тот факт, что они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры… А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребёнка красотой, прекрасным! Природа, произведения искусства, литература – всё это может дать нам всё необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях!
Очень важно понять, что невоспринятая красота не действует, она как бы не существует. Но она есть, её гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Всё дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, не восхититься ею.
В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Направить взгляд ребёнка, произнести призывное «Смотри!» - одна из важных задач воспитателя. Без внимания восприятие невозможно.
Развивать внимание можно на самых обычных предметах и самыми простыми способами:
- поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребёнок;
- предложить ребёнку, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента;
- каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т. д.
Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведёт к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.
Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Мы помогаем ребёнку выразиться в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет.
Говоря о воспитании красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с красотой, в процессе свободного и творческого самовыражения. Эмоциональный подъём, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.
Задача взрослого – создать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом – это проверено жизнью.
Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что несёт в себе красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут их развитие и образование.
Условия для воспитания у растущего человека
эмоциональной отзывчивости к прекрасному
- Внутреннее убранство помещений детского сада и детской комнаты дома, где живёт и воспитывается ребёнок, окраска всех поверхностей (стен, потолков, пола) должны быть спокойных тонов, нежелателен диссонанс общего фона с мебелью, игрушками, произведениями искусства, детского творчества.
- Все книги, игрушки, предметы и материалы для разных игр должны соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей, быть доступны детям и радовать их не только своей сутью, но и внешним видом.
- Очень продуманно в детские помещения надо подбирать произведения живописи, графики, народного искусства, ведь они важнейший фактор в воспитании эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
- В детском саду и дома должны быть красивые комнатные растения, аквариум с рыбками; на участке детского сада должны расти деревья, кусты, трава, цветы.
- Одежда воспитателей, родителей и детей должна быть эстетичной, чистой.
Таким образом, умело созданные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребёнка к прекрасному не только в детском саду, но и дома помогут детям развивать художественно-эстетические чувства и способности, а также будут развивать у ребёнка интеллект и творчество.
4. Практическая часть.
Воспитатель. Обратите внимание (перекидывает клубок из руки в руку), наш клубок очень странно себя ведёт.
Он прыгает, играет, на танец словно приглашает.
Аплодисментами детишек позовём
И любоваться танцем мы начнём.
В зал входят воспитанники группы, исполняется танец.
Воспитатель. Клубок нам говорит, что красота ещё живёт в природе (обращает внимание на стенд с фотографиями природы).
Учитесь видеть красоту природы –
Старайтесь все детали подмечать.
Природа – дар бесценный нам от Бога!
Она научит жить, любить, мечтать!
Демонстрируются слайды «Как прекрасен этот мир!».
5. Заключительная часть.
Воспитатель. Спасибо тебе, клубочек, мы тебя благодарим
И «до встречи» говорим.
Наш серебряный клубок, возвращайся в сундучок.
Наше родительское собрание подходит к концу. Мы будем рады, если рекомендации помогут Вам проложить тропинку к детским сердцам восхищением и изумлением красотой и созданием красоты своими руками.
Хорошо, если дети будут ходить с вами в музеи и на выставки, рисовать карандашами и красками всё, что им захочется. Пусть видят красоту мира и замрут перед нею в восхищении…
Наши дети растут быстро. Не успеем мы оглянуться, как они станут взрослыми. Какими они станут? Что доброго вынесут из своего детства и сохранят в себе? Быстро летит время. Поэтому медлить нельзя! Успехов вам и добра вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Через красивое - к человечному..."
«Через красивое – к человечному…» Цели: расширение представлений родителей по вопросу нравственно-эстетического воспитания дошкольников; повыш...
Родительское собрание на тему "Через красивое - к человечному"
Актуальность темы. Значение красоты в развитии духовного мира дошкольника. Что дает красота природы ребенку. Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. Высказывания, мудрости....
Родительское собрание "Через красивое - к человечному..."
Региональный компонент в детском саду....
Родительское собрание для родителей средней группы " Через красивое -к человечному".
Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно-творческом развитии детей....
Родительское собрание на тему "Через красивое к человечному...
Хорошо, если дети будут ходить с вами в музеи и на выставки, рисовать карандашами и красками все, что им захочется. Пусть увидят красоту мира и замрут перед нею в восхищении&helli...
Родительское собрание на тему: «Через красивое - к человечному…»
Цели: расширение представлений родителей по вопросу нравственно-эстетического воспитания дошкольников; повышение педагогической культуры родителей; приобщение к здоровому образу жизни, к физической ку...