Значение музыки в воспитании детей
статья (подготовительная группа) по теме
Статья рассказывает родителям дошкольников и педагогам о роли музыкального воспитания в становлении личности ребенка-дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_muzyki_v_vospitanii_detey.doc | 34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Значение музыки в воспитании детей.
(консультация для родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений)
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее почувствовать.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.
Для музыкального развития ребенка, важно использовать полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего, классика и народные произведения.
Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.
Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии, укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.
Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
В чем же своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живописью, скульптурой, литературой.
Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления. Содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения.
Музыка может изображать и какие-либо конкретные явления действительности – шум волны, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц – путем звукоподражания.
Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т.е. подразумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст. В программной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но важно знать, что даже ярко изобразительные произведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн – умиротворенным или грозным.
Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведении, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает настроения, эмоционально-психологические состояния.
Музыка выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель послеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы частях произведения.
Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.
Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже и формирует его вкусы и предпочтения.
В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности, развивается в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развиваются общие и специальные музыкальные способности, склонности к определенным видам музыкальной деятельности.
Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству.
Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.
Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.
Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Основными задачами музыкального воспитания являются:
- развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;
- сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении, прежде всего от качества используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и от музыкальной культуры семьи ребенка-дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА
Значение музыки в воспитании ребёнка Многие родители, не имеющие, музыкального образования спрашивают, как музыка может воспитывать гармоничную личность и духовный мир че...
Значение музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно ск...
Значение музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно ск...
Консультация для родителей "Значение музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста"
Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным д...
Значение музыки в воспитании ребенка дошкольного возраста
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно ск...
Консультация для педагогов "Значение классической музыки для воспитания детей в современном мире"
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников. Проводя консультации для воспита...
Значение музыки в воспитании детей и ее роль в развитии музыкальных способностей.
Одна из задач музыкального воспитания – развитие основ музыкальной культуры – предполагает формирование у детей музыкально-эстетического сознания в различных видах музыкальной деятельности...