рекомендации для родителей будущих первоклассников
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Материалы для родителей при подготовке детей к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vy_sprashivayte.docx | 135.27 КБ |
gotovim_detey_k_shkole.docx | 31.78 КБ |
portfel_dlya_pervoklassnika.docx | 35.19 КБ |
opredelenie_urovnya_razvitiya_melkoy_motoriki_ruk.docx | 17.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Вы спрашивайте… | Мы отвечаем… |
Нужно ли беседовать с ребенком на тему "школа"? | Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника. Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять социальное положение: стать школьником. Не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе. Родителям важно знать уровень сформированности положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования интереса к ней. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понятен, и прочувствован, пережит ими. Расскажите о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать его сознание, чувство, создаст положительную установку на учебу в школе. |
Насколько важна физическая готовность ребенка к обучению в школе? | Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способность управлять своими движениями, телом. Нередко, именно из-за недостаточности физического развития, физических качеств, некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для движения успеха в учебной деятельности. Из-за недостаточности развития «мышц ловких» у ребенка возникают описки, пропуски букв. |
Почему ребёнку трудно управлять своим поведением? | Ребёнку 6 лет трудно управлять своим поведением, потому что у него ещё недостаточно развита воля. Произвольным, т.е. управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребёнка: внимание, память, мышление. Ребёнку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи, Для развития у дошкольников воли необходимо помочь им устанавливать отношения между целью действий и их мотивами. |
В чём различие взаимоотношений в системе «ребёнок-педагог» в детском саду и в школе? | При поступлении в школу у ребёнка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся более деловыми, тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребёнок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребёнка к системе новых отношений в школе. |
Как воспитывать у дошкольника «чувство долга»? | Надо иметь в виду, что в понятии «чувство долга», главное не «долг», а «чувство». А чувство воспитывается не окриком: «Ты должен…сделать!». Чувство не возникает по приказу. Чувство может возникнуть в ответ на ваше чувство, вашу любовь и понимание. |
Могут ли быть ограничения в просмотре телепередач для дошкольника? | Ребёнок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения должны вводиться безоговорочно. Родители должны твёрдо придерживаться принятого решения. Нужно помнить и то, что ребёнок воспринимает фильм не как взрослый, поэтому лучше смотреть телевизионную передачу вместе и обсуждать с ребёнком впечатления от увиденного. |
Почему не все дети одинаково овладевают чтением и письмом? | Главная причина – у ребёнка недостаточно развита речь, фонематический слух в частности. К концу дошкольного возраста ребёнок должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно, используя интересные игры, модели слова – тогда ребёнок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал: ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать, развивая речь ребёнка. Важно вспомнить нелепицы, перевёртыши, небылицы. Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребёнка, которая в старшем дошкольном возрасте становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. |
Предварительный просмотр:
Готовим детей к школе
Мотивация.
Сочините ребенку сказку о зверушках, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Например, зайчик-школьник говорит: "Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу и не ходил". А лисенок отвечает: "Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился". Третий герой сказки: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть". Четвертый: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким". Пятый: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь".
А теперь спросите своего малыша: "Как ты считаешь, почему надо ходить в школу? Зачем ты хочешь туда пойти?" Если он настроен исключительно на игру и среди его соображений нет ни одного учебно-познавательного мотива, вряд ли ребенок психологически готов получать знания за школьной партой изо дня в день, да еще и работать над заданиями дома.
Родная речь
Развитие речи - один из важных критериев готовности к школе. Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ или содержание мультфильма. Если при рассказе ребенок с трудностью согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию (начало, середина, конец), значит, ему нужно еще поработать над развитием речи. Самый эффективный способ - чтение книг вслух. Читайте ребенку сказки и рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, тренируя его память и внимание. Кроме того, расспрашивайте детсадовца, как прошел его день, что он делал, что интересного видел. Поиграйте в игру "Назови лишнее слово". Вы выбираете какое-то слово, например, "гора", и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Например:
Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос.
Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.
Загадайте малышу загадку: "Что случится, если имя "Любочка" потеряет букву "Л"? А затем слог "ЛЮ"? Если ребенок слышит и называет "лишние" слова, без труда делит слово на части, значит, у него все в порядке с фонематическим слухом, очень важным при обучении. Если же ошибается, ему обязательно нужно тренировать слух логопедическими упражнениями. Иначе у него могут возникнуть проблемы при обучении родному языку (в частности, с орфографией).
Детская логика
Попросите ребенка закончить предложения: "Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…", "Прошел дождь, поэтому…", "У меня сегодня отличное настроение, потому что…"
В игре "Четвертый лишний" предложите ребенку ряды из четырех слов. В каждом случае ему нужно убрать одно, на его взгляд, лишнее. Например, стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, юбка, мальчик.
Игра "Аналогии" поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых - пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: "день - ночь, лето -… (зима)", "часы - время, градусник -… (температура)", "глаз - зрение, ухо -… (слух)".
Словесно-логическое мышление начинает формироваться к 6-7 годам. И если при выполнении вышеперечисленных игр ребенок допускает 1-2 ошибки, значит, этот процесс протекает нормально. Если больше, то необходимо заняться тренировкой. Сборники упражнений можно найти в книжных магазинах. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям в обучении.
Сам себе контроль
Сыграйте с ребенком в игру "да" и "нет" не говорить, "черное" и "белое" не называть. Задавайте ему простые вопросы: "Ты любишь шоколад?", "Какого цвета мороженое?". Он должен отвечать, не говоря слов "да" и "нет", не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть более 10. Если малыш отвечает без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок, а это одно из важнейших условий успешной учебы. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого.
Тренировка способности к самоконтролю происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр по правилам". Например, предложите ребенку: "Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть в ладоши". Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, плечо, василек, книга и т.д. Варианты: нельзя повторять названия животных, имена девочек и т.п. Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил. Например: нельзя повторять названия птиц, их надо отмечать одним хлопком, а также нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), их надо отмечать двумя хлопками.
Делай ручками
Теперь проверим мелкую моторику, то есть работу мелких мышц рук. Попросите ребенка вырезать фигурки для аппликации (лучше геометрической формы) и наклеить на лист бумаги. На тетрадном листке в клеточку нарисуйте узор, состоящий из геометрических фигур, и попросите малыша повторить его.
Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Если ему трудно справляться с этими заданиями, значит, мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке. Почему это так важно? Дело в том, что в головном мозгу человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, массажа рук, лепки из пластилина, мы тем самым активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи.
Если у вашего ребенка неразвиты вышеперечисленные навыки, то к школе он пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно. Кроме того, есть риск, что, столкнувшись с трудностями, он может вообще утратить интерес к учебе. Особенно это касается мальчишек. Ведь по всем психо-физиологическим законам они созревают гораздо позже, чем девочки, и хуже адаптируются в условиях дисциплинарной школьной среды. Поэтому, если есть возможность, запишите ребенка в группу развивающего обучения или подготовки к школе, чтобы на будущий год у него была возможность спокойно и радостно войти в новый для себя мир.
Предварительный просмотр:
Портфель для первоклассника
Первое сентября не за горами. Для первоклассника и его родителей предстоящая школьная жизнь пока еще воспринимается в туманных красках прекрасного будущего. Один из символов грядущего — новенький школьный портфель или рюкзак. Его яркие цвета и картинки, многочисленные застежки и кармашки обманывают любящее родительское око и заставляют увидеть в нем не горб, который в течение одиннадцати (не дай бог двенадцати) лет будет красоваться на спине ребенка, а праздничное свидетельство взросления малыша. Что ж! Попробуем отнестись к портфелю реалистично, но в то же время не лишая его романтического ореола. Прежде всего надо учитывать, что у портфеля две жизни: одна короткая, длящаяся до начала учебного года. Другая начинается с первым звонком. Короткая жизнь портфеля связана с фантазиями и приключениями. Это еще не школьная вещь, а игрушка. С ним можно ходить туда-сюда и смотреться в зеркало. Сразу видно, что это не какой-то мальчик Петя или девочка Маша, а Петя-первоклассник, Маша-школьница. На портфель переносятся все чувства, связанные с ожиданием новой роли. Он любим ребенком, как залог превращения. Эти переживания сродни переживаниям невесты, когда она примеряет свадебное платье и подвенечный убор. Поэтому не надо лишать малыша возможности лишний раз полюбоваться на себя с ранцем за спиной. Но время «любования» должно быть дозированным, чтобы сам процесс не приелся раньше положенного срока.
Кроме декоративных функций, у портфеля есть еще одно замечательное достоинство:
ОН ОТКРЫВАЕТСЯ.
С этим свойством портфеля связана его долгая и не всегда праздничная школьная жизнь.
Портфель — это вместилище ВЕЩЕЙ наподобие горшочка из-под меда, который Винни-Пух подарил на день рождения ослику Иа-Иа.
Малышу предстоит собирать его каждый день, и он должен научиться делать это самостоятельно. Хорошо, если ребенок освоит пространство портфеля еще до начала учебного года — все его отделения, кармашки, застежки и молнии. Иначе первые двадцать минут урока будут регулярно оборачиваться для него полной волнений и неожиданностей поисковой экспедицией в «портфельные» недра.
Даже если вы — разумные родители и приобрели малышу рюкзачок, отделения которого поддаются счету, а замки открываются без секретного шифра и без использования инструментов для взлома, простой родительской инструкции «Здесь у тебя лежит то-то, а здесь — то-то» недостаточно. Чтобы маленький первоклассник в течение учебного года легко собирал портфель, ему надо потренироваться: несколько раз произвести действия, напоминающие те, которые совершал ослик Иа-Иа с лопнувшим воздушным шариком. Он должен собственноручно убедиться, как вещи «входят и выходят» в его школьную сумку. Существенную часть содержимого портфеля определяет учитель. Список, включающий учебники, тетради, инструменты и пособия (традиционные или экспериментальные), оглашается на родительском собрании и пополняется в течение первых двух-трех недель учебного года. Поэтому до первого сентября вы скорее всего не будете располагать всем необходимым комплектом школьных принадлежностей. Но тренироваться не обязательно только на тех предметах, с которыми ребенок будет ходить в класс. Можно использовать книгу, которую читают малышу или с которой он пытается справиться сам, альбом для рисования, раскраски, рабочие тетради для дополнительных занятий дома, которые вы приобрели, полагаясь на собственный вкус. Свое место должны найти пенал, линейка, цветные карандаши. Они тоже приобретаются родителями по своему вкусу. И не то чтобы хотелось об этих вкусах поспорить, но хочется кое о чем предупредить.
Мама или папа, при всем осознании наступления Новой эры в жизни ребенка, часто с трудом понимают, что они покупают первокласснику инструмент, а не новую игрушку.
И у новоиспеченного школьника в портфеле заводится пенал, который закрывается и открывается при помощи пульта, имеет на крышке встроенный будильник, кукарекающий каждый час, и исполняет три такта полонеза Огинского при любой попытке вынуть из него ручку.
Ходить с такой вещью в школу — все равно что носить в портфеле мину: взрывается она в тот момент, когда учитель неимоверным напряжением всех своих душевных сил наконец-то добился в классе рабочей тишины. Обладатель кукарекающего пенала сильно рискует оказаться за дверью. Это относится и к говорящим счетам, и к карандашам, начиненным десятью грифелями и выстреливающим их наподобие пушечного выстрела, и ко всяким другим достижениям технического прогресса в области канцелярии. Поэтому перед тем, как эти достижения приобрести и положить ребенку в портфель, попробуйте оценить их с точки зрения учителя и возьмите за правило: главное положительное качество школьных вещей ограниченность их возможностей. Пенал должен быть прост в обращении и компактен, чтобы не занимать половину рабочей поверхности парты. В нем могут лежать две синие ручки (одна запасная), два простых карандаша, ластик (размером не больше кусочка сахара) и два цветных карандаша — красный и синий. Все остальное богатство в виде набора фломастеров или карандашей двадцати цветовых оттенков должно покоиться в отдельном футляре и доставаться только в случае необходимости.
Кроме говорящих пеналов и карандашей размером с бревно, в портфель не стоит класть сотовый телефон. Эта рекомендация относится к ограниченному кругу родителей. Но ее можно распространить на любые дорогие вещи — не только на те, что производят звуки. Всякая вещь в школе — даже в самой хорошей — может потеряться, забыться или быть украденной. Заботящаяся о детях администрация устанавливает в вестибюлях бесплатные телефоны-автоматы.
В случае крайней необходимости можно всегда позвонить из канцелярии или из учительской. Тот же совет относится и к дорогим наручным часам, которые ребята обычно снимают перед занятиями физкультурой и имеют обыкновение забывать в раздевалке.
А вот о чем не следует забывать, так это о небольшом рулончике туалетной бумаги. На какие бы культурные рубежи не выходили наши школы по уровню преподавания иностранного языка, туалетная бумага в школьных туалетах никогда себя не обнаруживала. А если в какой-нибудь школе такое новшество и заведется, так туда водят делегации со всей России, как в музей: вот у нас что есть! Для первоклассника школьный туалет — серьезное испытание. Если уж невозможно избавить малыша от этого стресса, то требуется его хотя бы смягчить. Правильно, чтобы в портфеле лежала еще и пара бумажных салфеток — на случай, если нужно вытереть руки.
О специальных упаковках для завтрака можно не говорить. Это всего лишь напоминание: если в портфеле что-то разливается или давится, случается стихийное бедствие, с которым малыш не в состоянии справиться. И последнее, очень важное правило. К портфелю нужно относиться как заповедному пространству. Игрушкам без разрешения взрослых вход туда запрещен. Не случайно портфель — символ школьной жизни. Лучше, чтобы дети вообще не брали с собой в школу ни машинок, ни кукол, ни роботов. Всегда существует опасность, что их будут использовать не только на перемене для обмена и завоевания симпатий одноклассников, но и извлекать на свет божий на уроке — в момент объяснения трудной математической задачи. Это чревато осложнениями отношений с учителем и потерей игрушки.
Конечно, можно придумать (сшить, смастерить, купить) какого-нибудь персонажа, который тайно каждый день будет отправляться с малышом в школу, сидя в темном уголке портфеля. Он — этот домашний гном — будет все слышать, знать и в случае необходимости напомнит о доме и утешит. Но такое возможно лишь в том случае, если вы и ребенок умеете так играть, и малышу действительно будет от этого легче.
Предварительный просмотр:
Определение уровня развития мелкой моторики рук
Для проведения теста необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Посадите ребенка за стол, положите перед ним лист бумаги и попросите положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.
После этого обведите кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Посмотрите, что получилось. Потом снова попросите положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясните суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинайте.
В случайном порядке указывайте ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.
Для того, чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом, проба проводится на каждой руке дважды. При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно. Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).
Результаты теста на развитие мелкой моторики рук обрабатывают следующим образом: подсчитывают среднее по двум пробам количество синкинезий на каждой руке. Для этого считают количество стрелочек для каждой руки и делят полученное число на 2. Полученные по каждой руке результаты складывают.
Обратить внимание на какой руке меньшее количество синкинезий (для этой руки дифференциация двигательной системы развита лучше) – данная рука будет ведущей при письме.
6 лет – 9
7 лет – 6
8 лет – 5
9 лет – 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рекомендация для родителей будущих первоклассников
данная рекомендация поможет родителям подготовить ребёнка к школе...
Рекомендации для родителей будущих первоклассников
рекомендации для родителей будущих первокласников...
Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников.
Как научить ребенка читать. Играя, учим буквы правильно. Игры с буквами для дошколят....
Рекомендации для родителей будущих первоклассников в вопросах и ответах.
В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы...
"За год до школы" Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников
Подборка игр и упражнений. которые могут использовать родители и воспитатели для развития у детей произвольности, воображения,логического мышления, памяти....
Рекомендации для родителей будущих первоклассников
Рекомендации для родителей будущих первоклассников...
Буклет для родителей Рекомендации для родителей будущих первоклассников
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить: Наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль. Предложения состоят из слов. Слова сос...