Развиваем мелкую моторику
статья по теме

Предложены упражнения для  развития мелкой моторики детей от 2х лет в виде игр от простого к сложному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_melkuyu_motoriku.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем мелкую моторику

Вы можете предложить своим детям (от 2 лет) выполнить следующие упражнения в виде игры:

"Разложим по порядку"

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: "Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые". Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца - этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

"Волшебное сито"

Скажите: "В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!" Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом - рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

"Выловим из воды"

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

"Не просыпь и не пролей"

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание - это для него треднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

"Лепим колобки, колбаски и блинчики"

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать "колобки" (скатывать шарики), "колбаски" и "блинчики". Потом из этих "заготовок" можно "собрать" фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию - победите соблазн лепить вместо него.

"Открой и закрой"

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.

"Была лужа - и нет ее"

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

"Смети, но не просыпь!"

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно - тогда на пол ничего не просыпется.

"Ну-ка, вылови"

Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду - собрать губкой.

"Пересыпаем ложкой"

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

"Готовим лекарства"

Дети любят размешивать ложкой, например сахар в чае. Однако это не всегда получается: движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь окрашивают ее. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку. С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

"Посыпаем дорожки"

Предложите ребенку посыпать "песком" (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их "щепоткой"), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать "сахаром" песочный "торт" и т.п.

Для самых маленьких

Маленькие дети очень любят "запихивать" разные предметы в дырочки. Родители знают, что такие игры очень полезны для развития ручек малыша, а также для умственного развития.

В магазинах представлен большой выбор "коробок-копилок" с отверстиями для проталкивания внутрь разных предметов. Как правило, это пластмассовые ящички с отверстиями разной формы в которые надо вкладывать соответствующие фигуры (от 3 до 20 в комплекте). Сначала такая игрушка очень сложна для ребенка, ему трудно выбирать из большого количества отверстий нужное. Он не в силах вставлять сложные фигуры, типа звездочек или неравносторонних треугольников. Малыш может справиться, в основном с шариком, цилиндром или кубиком. А так как каждой фигуры в комплекте по одной, игра заключается в проталкивании одной-двух деталей.

К тому моменту, когда мыслительные способности малыша позволяют ребенку подобрать все фигуры к отверстиям, он, как правило, уже довольно большой и его руки довольно развиты. Так что игрушка теряет свою ценность, как инструмент по развитию мелкой моторики.

Как же можно исправить подобное положение?
Где взять "копилку" одновременно простую (для ума ребенка) и сложную (для его рук)? Такую, чтобы с ней справился малыш в 8-10 месяцев?….
Сделайте ребенку первую "коробку - копилку" самостоятельно.

Самое простое, что он сможет протолкнуть в отверстие - это цилиндры. Если вам не удается купить в магазине набор цилиндров разного диаметра, сделайте их сами, попросив кого-либо из мужчин в доме распилить несколько разных по толщине палок на небольшие кусочки. Это, конечно, не должны быть ветки деревьев, а гладко обструганные палки, например, древко от старой швабры или лопаты; палочки, выпиленные вами из решетки старой детской кроватки или что-нибудь в этом духе. Цилиндров должно быть не очень много (5-10 шт.). Для начала используйте цилиндры одного, затем двух-трех размеров.
Возьмите картонную коробку (из плотного гофрированного картона) небольшого размера. Аккуратно приложите ваши цилиндры к верхней стороне и обведите, затем прорежьте отверстия острыми маленькими ножницами. Для красоты коробку можно обклеить цветной бумагой (а не оставить надпись "чайник" или "утюг"). Когда будете обклеивать ту сторону, где у вас отверстия, разрежьте бумагу внутри отверстия на полоски, намажьте клеем и, завернув внутрь, приклейте. Для того, чтобы отверстия не растрепались от постоянного просовывания, можете на каждое из них наклеить небольшой кусочек широкого скотча, сделать в нем прорези и завернуть вовнутрь.
Сбоку внизу коробки сделайте довольно большую дырку, из которой вы будет высыпать цилиндры обратно (открывающуюся крышку лучше не делать, так как она быстро оторвется).

Еще интереснее будет ваша игрушка, если внутри коробки вы вклеите под наклоном еще одну картонку (горочку), по которой упавшие внутрь цилиндры будут скатываться и сами вываливаться из дырки внизу. Попробуйте это сделать, тогда вам трудно будет оторвать малыша от этой игрушки.
Сначала, конечно, вы сами будете в нее играть, но очень скоро малыш все научится делать и без вашего участия. Пока не надо говорить, что он проталкивает цилиндр в несоответствующее отверстие. Он сам должен понять, что маленькие влезают в любое из них, а большие - только в большое.

Очень интересная, но очень сложная игрушка - копилка с монетками. В крышке коробочки от сыра "виола" или банки от кофе (с пластиковой крышкой, конечно, а не с жестяной) аккуратно сделайте надрез острым ножом. Отступив, буквально, полтора миллиметра - еще один. Приподняв получившуюся в середине полосочку ножом, обрежьте ее. Копилка готова. Давайте сначала малышу монетку прямо в руку, так как взять ее со стола или с пола ему будет пока сложно. Когда он будет проталкивать ее в дырку, держите коробочку в своих руках, слегка поворачивая ее, помогая выбрать нужное положение, чтобы протолкнуть. Через неделю тренировки малыш сам сможет и брать монетки, и правильно их ориентировать по отношению к крышке и вовремя отпускать. Тогда вы научите его еще и открывать крышку, высыпать обратно монетки (их должно быть 5-7, не больше, чтобы не потерять интерес), закрывать крышку и продолжать игру.

Как только малыш освоил игрушку или она ему надоела - выбрасывайте ее или отдайте соседям. Сделайте новую игрушку - ее изготовление не отнимет у вас много времени. Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем лучше. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т.д.) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько), соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова.

Вкладышами могут служить: 

небольшие шарики, например, от пинг-понга, 

коробочки от "киндер-сюрпризов", 

крупные и средние бусины, пуговицы, 

монетки, 

карандаши, крышки от старых фломастеров, 

фасолины, горошины, макаронины разной формы, 

кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора, 

детали любых конструкторов, детали от пирамидок, 

любые фигуры, вырезанные из пеноплена (туристический коврик).

Многие родители слышали о том, что очень важно развивать у ребенка "мелкую моторику рук". О том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи.

Развитию мелкой моторики способствуют занятия с играми, в которых есть мелкие детали (например, "Мозаика"), манипуляция с мелкими предметами (например, с бусинами), вкладывание вкладышей в рамки и многое другое.

Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки.

Бывают очень простые шнуровки, например, большая деревянная пуговица и деревянная иголка со шнурком, деревянный "сыр" с дырками, башмачки и пр.

А есть игры посложнее.

Предлагаю вашему вниманию игру "Домик" производимую московской фирмой "RNToys".


Она представляет собой фанерный силуэт домика с крышей и трубой. По всей поверхности домика выполнены круглые отверстия на равном расстоянии друг от друга. К "Домику" прилагаются фанерные: "дверка" (прямоугольник), "окошко" (квадрат), чердачное "окно" (круг) и несколько шнурков. Самое простое, что может делать ребенок - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны (как и в других игрушках-шнуровках).

Когда ребенок протаскивает шнурок в дырки, обращайте внимание малыша на его расположение на "домике" - наверху или внизу, справа или слева, в центре. Можно сказать, что шнурок - это змейка, она любит ползать по домику (проползать через дырочки).

Когда "змейка" ползает, обращайте внимание малыша на ее расположение на домике - наверху или внизу, справа или слева, в центре. Скажите, куда змейка хочет поползти, пусть малыш ей поможет.

Обратите внимание на то, как змейка ползет: прямо или по диагонали.

Когда он хорошо научиться проталкивать шнурок в отверстия, можете попробовать рисовать на домике узоры шнурком. Сначала пусть "рисует" самостоятельно: линии, крестики, простые фигуры.

Возьмите второй шнурок (другого цвета) и нарисуйте им простой узор из двух-трёх линий (например, в левой части домика), попросите малыша повторить за вами (в правой его части). При выполнении узоров обращайте внимание ребёнка на количество линий в рисунке, на размер линий (длинная, короче, самая короткая), на их направление (горизонтально, вертикально или по диагонали) и на их расположение на поле (справа, слева, вверху, внизу).

Усложняйте узоры-образцы, делайте их из двух-трёх шнурков разного цвета. У вас могут быть просто узоры или сюжетные картинки. Пусть малыш за вами повторяет.

Узоры можно делать по нарисованным заданиям - от очень простых к сложным.

Пусть ребенок рисует узоры под вашу диктовку: из верхнего правого угла полоска вниз - один шаг. Потом налево - один шаг. Потом вниз - два шага и так далее.

Изобразите простой узор, покажите ребенку и уберите, предложив воспроизвести на своем поле по памяти. Постепенно усложняйте задание.

Изобразите узор, предложите внимательно посмотреть на него, потом измените один элемент и попросите ребенка угадать, что изменилось и исправить. Постепенно усложняйте узор и увеличивайте количество изменений.

Сделайте два одинаковых узора, допустив одну неточность. Попросите ребенка найти и исправить ее так, чтобы оба узора были одинаковыми.

Познакомьте ребенка с понятием "симметрия", сделав несколько симметричных рисунков или узоров. Попросите его самого сделать произвольный симметричный рисунок. Попросите исправить допущенную вами ошибку в узоре, так чтобы он стал симметричным.

Расскажите ребенку о простейших геометрических фигурах, изображая их на домике шнурками: прямая, отрезок, ломаная линия, угол, треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник.

Кроме этого, используя данную игру, вы можете познакомить малыша с различными типами швов, научить пришивать "пуговицы" (окошки) или заплатку (дверка).

Одним словом, это не просто игрушка, а довольно универсальное приспособление по развитию мелкой моторики, фантазии, внимания, памяти и многого другого.
 

Назад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.

игры и упражнения для развития мелкой моторики рук...

Развиваем мелкую моторику и координацию движения рук Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.

В данном материале родители могут найти много полезной информации по развитию мелкой моторики рук малышей, познакомиться с подборкой развивающих игр и упражнений для развития пальчиков....

Консультация для родителей: «Развиваем мелкую моторику - развиваем речь.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук....

Развиваем мелкую моторику. Зачем необходимо развивать мелкую моторику?

Аудитория: родители (законные представители) воспитанников, воспитанники, учитель-дефектолог, воспитатель.Цели:1.       Повысить педагогическую  грамотность родителе...

Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.

Развивающие игры для детей 3, 4 лет, которые развивают чувствительность пальчиков, развивают мелкую моторику, развивают творческое воображение и целостное восприятие.Наверняка вы уже слышали, что мышл...

Что же такое мелкая моторика? Почему же так важно и чем можно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Что же такое мелкая моторика? Почему же так важно и чем можно развивать мелкую моторику рук ребенка? Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слыш...

Как развивать мелкую моторику у детей? Развитие мелкой моторики: массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до1г.)

В статье приведён список и описаны игры и упражнения для массажа и развития мышц рук для самых маленьких деток (до 1 года)в впроцессе игры. Также даны советы по подготовке и технике проведения для род...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

Очень нужные упражнения для развития мелкой моторики!