Познавательно-речевое развитие
статья по теме

Тихонова Ирина Сергеевна

 

В дошкольном возрасте происходит развитие ребенка как субъекта познания; его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций, Развиваются общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях. На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условии познания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В дошкольном возрасте происходит развитие ребенка как субъекта познания; его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, опробовании разных способов действия, ответов на возникающие у него вопросы, решении проблемных ситуаций, Развиваются общие представления ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях. На протяжении дошкольного возраста совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь одним из необходимых условии познания.

Образование, направленное на познавательное развитие ребенка в дошкольном возрасте, предполагает:

- опору на природную детскую любознательность;

- поощрение познавательной инициативы ребенка - детских вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений, уважительное к ним отношение;

- опору на такие виды познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное общение;

- организацию образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей;

- предоставление информации из, разных областей культуры (речевой), математики, естественных наук, искусств, общественной жизни человека, здоровья, экологии и пр.) в интегрированном виде посредством вовлечения детей в интересные для них виды деятельности.

В области естественных наук, экологии, здоровья. Создают широкие возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений, многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле и т.п. При этом опираюсь на привлекательные для детей занятия, такие как наблюдение за природными явлениями, жизнью растений и животных; составление гербариев; экспериментирование различными веществами (песком, водой, крупами, тестом), приборами и материалами (лупой, весами, магнитами и т.п.); исследование различных механизмов (часов, заводных игрушек и пр.), опробование свойств материалов и инструментов в процессе ручного труда; дидактическую игру. Организуют экскурсии на природу, по городу, беседуют на интересные для детей темы, читают книги, проблематизируют привычные ситуации и т.п.

Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребенка основы экологической культуры - подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценными нормами и правилами поведения в природе.

В сфере общественной жизни человека. Знакомлю дошкольников с достопримечательностями родного края, рассказываю сказки, мифы и легенды народов мира, из которых дети могут узнать о жизни человека в древности и современности, о культуре разных народов. Знакомлю детей с основным профессиями, направлениями технического прогресса (средствами передвижения, связи и др.). При этом побуждаю детей использовать полученные знания в интересных для них занятиях, сюжетно-ролевых играх, народных играх и забавах, приготовлении национальных блюд и т.п.

Основы математических представлений. Создаю широкие возможности для возникновения и развития у детей элементарных математических представлений (о форме, величине, мере, соотношении, количестве, числе, времени и пространстве). Математические представления в дошкольном возрасте успешно развиваются, когда организую привлекательные для детей игры и занятия. Это могут быть измерение, взвешивание, сортировка и соотнесение (по функции, размеру, цвету, форме) в сюжетно-ролевых, дидактических, спортивных играх; конструирование; решение головоломок, разгадывание загадок, игры с числами и т.п. Ориентировка в пространстве и времени хорошо развивается при использовании схем, планов, моделей, соотнесении событий в жизни ребенка с определенными периодами времени.

Основы речевой и языковой культуры. Обеспечиваю ребенку возможности для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи. В ходе общения с ребенком побуждаю его задавать вопросы, высказывать свои суждения, строить умозаключения, обсуждать возникающие проблемы. Специальное внимание уделяю развитию диалогической речи (обмену информацией, мнениями, планированию индивидуальной и совместной деятельности, обсуждению событий, общих дел и т.п.) в процессе общения ребенка с другими детьми. В речевых и звукоподражательных играх успешно развиваются чувствительность к смысловой стороне языка, речевой слух, формируется правильное звуко- и словопроизношение. Очень важно приобщать детей к культуре чтения художественной литературы - организовывать прослушивание художественных произведений, обсуждать их содержание. Благодаря этому у ребенка развивается способность к активному слушанию, пониманию и пересказу текстов. Закладывая основы речевой и языковой культуры, способствую возникновению у детей предпосылок для овладения чтением и письмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...