Разработка содержания мероприятия с родителями «Чем занять ребенка летом?» (игры с песком и водой в домашних условиях) во второй младшей группе
методическая разработка (младшая группа) по теме
Методическая разработка знакомит с основными особенностями развития познавательных интересов и эмоциональности на основе знакомых детьми игр с песком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_peskom_dlya_rod.kursy2012.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка содержания мероприятия с родителями
«Чем занять ребенка летом?»
(игры с песком и водой в домашних условиях)
во второй младшей группе
Выполнила
Лазарева Лидия Васильевна,
воспитатель
МБДОУ д/сад №290 г.о. Самара
Самара, 2012г.
Тема: « Чем занять ребенка летом?» (игры с песком и водой в домашних условиях)
Форма проведения: семинар – практикум.
Аудитория: родители второй младшей группы.
Количество участников: 15 человек.
Задачи:
1. Создать положительное эмоциональное отношение родителей к совместному обсуждению проблемы.
2. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах ознакомления детей со свойствами песка и воды.
3. Научить, как в процессе игры развивать у детей любознательность, поисково-познавательную деятельность.
Ожидаемые результаты:
- совместное эмоциональное обсуждение проблемы;
- активное включение родителей в практическую, экспериментальную и игровую деятельность;
- овладение родителями способами и методами ознакомления детей со свойствами песка и воды, способствующими развитию у них любознательности и поисково-познавательной деятельности в процессе игры.
Информационно-техническое обеспечение:
- музыкальное сопровождение, использование ИКТ (просмотр организованной деятельности с детьми по данной теме), выставка игрушек для игр с песком и водой, выставка методической литературы.
Материал и оборудование:
- различные пластмассовые емкости: баночки, ложечки, крышечки и т. д;
- формочки, совочки, машины, камешки, ракушки, шишки, веточки;
- салфетки для рук.
Логика проведения
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Сухомлинский В.А.
Воспитатель. Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка и является ведущим видом деятельности.
Игра доставляет ребенку большую радость , потому что дает ему возможность активно действовать. «Ребенок до десятилетнего возраста, - писал М.Горький, - требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир и, прежде всего и легче всего, в игре и игрой».
Малышам нравится играть в семейном кругу. Участие в игре взрослых помогает им лучше проникнуть в мир интересов ребенка.
Существует довольно много самых разных игр. Игры с природным содержанием базируются на знаниях в этой области и отражают тот или иной вид деятельности людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через наблюдения, художественную литературу, телепередачи и т.д., его заинтересованность, несомненно, найдет отражение в играх.
Взрослые должны помнить о том, «что без экологических знаний сегодня жить невозможно, что они нужны нам – людям, как воздух, как лекарство от болезней, диагноз которой – равнодушие к нашему общему Дому – к Природе», (В.А. Алексеев).
Совместная игровая деятельность – единственная форма познания окружающего мира. Необходимо чаще и больше играть с детьми.
Воспитатель предлагает родителям поиграть. Взрослые встают в круг.
- Игра «Что растет в краю родном».
Воспитатель называет деревья и кустарники. Хлопком отмечаются те растения, которые растут в нашей местности.
Калина, мимоза, боярышник, шиповник, багульник, смородина.
Ель, береза, саксаул, облепиха, тополь, платан.
Вишня, сосна, сакура, каштан, банан, дуб, кипарис.
Осина, рябина, мандарин, ива, слива, апельсин.
- «Догони шишку». Цель игры: догнать и первую шишку.
По кругу пускают две шишки, Первая шишка как бы «убегает» от второй.
- Игра «Кто кем будет?» с мячом.
Воспитатель бросает мяч игроку, который быстро отвечает и возвращает мяч.
Цыпленок, котенок, мышонок, поросенок, теленок, козленок, медвежонок, жеребенок, гусенок, утенок, ягненок, бельчонок, тигренок, щенок, галчонок, кукушонок, муравьишка, гусеница, куколка, волчонок, зайчонок, лягушонок…
*Отгадайте загадку: Она и в воздухе, она и в лужице.
Она снежинкою над нами кружится.
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке журчит. (Вода).
Предлагает родителям занять свои места.
Воспитатель задает вопрос: «Что такое вода?»
(ответы родителей).
Вода – одна из загадочных жидкостей на земле. Издавна люди восхваляли и воспевали воду. Слово ВОДА входит в состав всех тканей живых существ, обезвоживание – это смерть, вода – это жизнь.
Вопрос: «Любят ли Ваши дети играть с водой?»
(высказывания родителей).
Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для маленьких детей.
Первые игры с водой ребенок осваивает во время купания. Но для развития малыша этого мало, так как, организуя игры с водой, взрослые одновременно решают много разных задач.
- Способствуют физическому развитию ребенка (развивается мелкая моторика рук, а также зрительная и двигательная координация).
- Знакомят ребенка с окружающим миром (знакомство с основными свойствами воды: прозрачная, без цвета, запаха и вкуса….; и с материалами, которые используются в играх).
- Расширяют и обогащают словарь детей.
- Способствуют овладению детьми элементарными математическими понятиями – далеко - близко, высоко – низко, мало – много, полный – пустой и т.д.
- Снимают психическое напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Игры с водой делают жизнь ребенка разнообразнее и интереснее. Каждый малыш с удовольствием принимает в них участие.
Воспитатель задает вопрос «Что нужно для организации игр с водой дома?» (высказывания родителей).
Воспитатель совместно с родителями подводит итог:
- Установить емкость с водой на устойчивый столик. К емкости должен быть свободный доступ;
- Верхний край емкости для воды должен находиться на уровне пояса ребенка;
- Перед игрой закатать ребенку рукава и одеть фартучек;
- Подготовить игровое оборудование: заводные игрушки- забавы, разные мелкие игрушки, природный материал (шишки, камешки, ракушки, каштаны, желуди, кора деревьев, скорлупки грецкого ореха), предметы – заместители (деревянные палочки, пластмассовые трубочки, крышечки, пробки), разнообразные пластмассовые сосуды, воронки, ложечки.
Организуя игры детей с водой, хорошо использовать художественное слово (для малышей уместны потешки, стишки о воде, описательные загадки). Игры с водой хорошо также сопровождать прослушиванием аудиозаписей шума дождя, водопада, рокота прибоя, журчания ручейка. Слушать вместе с малышом пение мини-фонтанчика, который желательно иметь дома доля увлажнения воздуха.
Воспитатель задает вопрос: «Какие игры с водой можно организовать дома?»
(высказывания родителей)
Затем воспитатель предлагает родителям просмотреть видеофильм (слайд-шоу) «Волшебная водичка» (организация совместной игровой деятельности воспитателя с детьми «Игры с водой» в режиме дня)
Воспитатель предлагает родителям организовать совместные игры в форме опытов - экспериментов.
- Знакомство со свойствами воды:
- Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой;
- Вода бывает горячая, теплая, холодная. Попробовать на ощупь;
- Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока;
- Вода не пахнет. У нее нет запаха. Дать детям понюхать;
- Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду;
- Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку).
- Переливанием воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).
- Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку…).
- Веселая рыбалка (вылавливанием ложкой разных предметов из разных по объему емкостей).
- Тонет – не тонет (игры на экспериментирование).
- Игры с мыльными пузырями. (самостоятельной пускание пузырей). Поймай пузырь на ладошку. Чей пузырь больше? Чей пузырь выше улетит? А дальше?).
- Игры с заводными плавающими игрушками.
- Игры с мелкими резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками.
- Игры с куклой: «Умоем куклу», «Искупаем нашу куклу», «Помоем кукольную посуду», «Постираем кукле белье», «Приготовим для куклы обед».
Организуя игры с детьми, взрослым следует помнить о том, что в естественной среде ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, при этом он имеет возможность проявлять свою активность и творчество.
Игры с песком в песочнице позволяют детям устанавливать первые контакты друг с другом, являются прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Играя с песком, дети узнают о его свойствах: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких песчинок и т.д. Песок – хорошее психопрофилактическое средство. Он способен «заземлять» негативную психическую энергию и устанавливать стабильное эмоциональное состояние. В то же время песочница – прекрасное средство для установления контакта со своим ребенком, особенно, если малыш говорит плохо. В играх с песком, проигрывая волнующую ситуацию с помощью мелких игрушек и создавая определенные постройки из песка, мы освобождаем ребенка от напряжения и беспокойства и предоставляем ему возможность высказываться, развиваем речь. Т.о. песок действует на детей, как магнит. Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка и установления психологического комфорта. Песок – прекрасное средство для «заботы о душе», именно так переводится термин «психотерапия». Ребята с удовольствием сооружают из песка различные «постройки» - дома, плотины, дороги, гаражи, песочные замки и дворцы. При этом взрослым хорошо обращать внимание на свойства песка: он легко пропускает воду, во влажном состоянии сохраняет приданную ему форму. Можно вместе с ребенком рассмотреть сухой песок под лупой.
Воспитатель задает вопрос: «Играют ли Ваши дети с песком? Как часто?» (высказывания родителей)
Воспитатель задает вопрос «А что нужно ребенку для игры в песок?»
(высказывания родителей)
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желание, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленький набор
Возьмем в игру… Подобно богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
Т.Грабенко
Для игр с песком дома необходимо:
- Небольшой ящик (70/60/15), наполненный наполовину чистым влажным песком;
- Мелкие игрушки: фигурки людей и животных, машинки;
- Природный материал: камешки, ракушки, шишки, веточки;
- Различные пластмассовые емкости: баночки, ложечки, крышечки и т.д.;
- Различные песочные наборы (ведро с совочками и формочками);
- Салфетка для рук.
Воспитатель задает вопрос «Песок, глина, камни. Нужны ли они детям для игр?»
(высказывания родителей)
Воспитатель задает вопрос «Что получает ребенок при ознакомлении с песком, глиной, камнями?»
(высказывания родителей)
Воспитатель совместно с родителями подводит итог высказываниям:
- Ребенок знакомится с их свойствами. Песок: сыпучесть, рыхлость, способен пропускать воду. Глина: вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду и т.д.
- Узнает, как человек использует песок, глину, камень.
- Знакомится с разнообразием камней в природе.
- У детей воспитывается эстетический вкус (знакомство с Гжелью, Дымковской игрушкой и т.д.)
- Воспитывается бережное отношение к объектам неживой природы, природным материалам и предметам, сделанным из них.
- Формируется интерес и желание наблюдать за объектами неживой природы.
- Песок поглощает негативную психическую энергию, поэтому при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние.
- Развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, которые влияют на развитие речи и формирование произвольного внимания и памяти.
- С развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
- Игры с песком, глиной развивают глазомер ребенка и его творческие способности.
Затем воспитатель предлагает родителям просмотреть видеофильм (слайд-шоу) - организация совместной игровой деятельности воспитателя и детей
«Игры с песком» в режиме дня.
Воспитатель задает вопрос «Какие игровые упражнения с песком можно делать с детьми?»
(предложить родителям проиграть данные упражнения)
- Вот какие наши ручки (ребенок слегка вдавливает руку в песок, проговаривая о своих ощущениях – песок сырой, сухой, теплый, холодный и т.д.);
- Вот так наши кулачки (нажимать на песок кулачками и костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток);
- Пальчики гуляют («пройтись» поочередно каждым пальчиком левой и правой руки по песку, затем двумя руками одновременно);
- Пальчики играют («поиграть» одновременно пальцами по поверхности песка, как на пианино);
- Ползают ладошки (зигзагообразные и круговые движения ладошками по песку – едет машина, ползет жук, крутится карусель …….) То же самое ребром ладошки;
- Кто здесь пробегал (оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать, кто оставил эти следы).
С помощью таких игр идет не только обучение, но и развитие тактильно-кинестетической чувствительности детей, а также развитие мелкой моторики рук. У них формируются такие черты характера, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемные ситуации, развивается воображение и речь.
Игра в песочнице начинается с того, что дети учатся «лепить» куличики из формочек и ведерок, а затем украшают их различными узорами. В дальнейшем можно организовать тематические игры с песком:
- Играем в магазин;
- Устроим сад с клумбами и цветами;
- Посадим огород;
- Построим гараж;
- Устроим зоопарк для зверей;
- По замыслу. Закреплять навыки создания из песка разных построек.
Организуя различные игры, родители должны помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра ему интересна или знакома.
И если в летний период родители выезжают на дачу, то необходимо сделать так, чтобы ребенок имел возможность играть с песком и водой.
Проект решения и предложения по итогам семинара-практикума:
*Играя с ребенком дома, необходимо использовать природоведческие игры и игры с природным материалом.
* Создавать в семье условия для игр детей с водой и песком.
* Принести в детский сад фото играющего с песком и водой ребенка.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка для родителей по теме:
«Игры с песком и водой в домашних условиях с детьми».
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных, полезных и радостных впечатлений, переживаний и знаний.
ЭТИ ИГРЫ С ВОДОЙ
МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМА С ДЕТЬМИ:
Знакомство со свойствами воды:
- Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой;
- Вода бывает горячая, теплая, холодная. Попробовать на ощупь;
- Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока;
- Вода не пахнет. У нее нет запаха. Дать детям понюхать;
- Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду;
- Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку).
- Переливанием воды разными емкостями (ложкой, крышкой, баночкой, кружкой).
- Наливание воды в разные сосуды (чашку, бутылочку, баночку, кастрюльку…).
- Веселая рыбалка (вылавливанием ложкой разных предметов из разных по объему емкостей).
- Тонет – не тонет (игры на экспериментирование).
- Игры с мыльными пузырями. (самостоятельной пускание пузырей). Поймай пузырь на ладошку. Чей пузырь больше? Чей пузырь выше улетит? А дальше?).
- Игры с заводными плавающими игрушками.
- Игры с мелкими резиновыми, пластмассовыми и деревянными игрушками.
- Игры с куклой: «Умоем куклу», «Искупаем нашу куклу», «Помоем кукольную посуду», «Постираем кукле белье», «Приготовим для куклы обед».
ЭТИ ИГРЫ С ПЕСКОМ
МОЖНО ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМА С ДЕТЬМИ:
- Играем в магазин. Учить детей делать из песка «продукты» для магазина – мороженое, пирожное, пирожки, колбаску и т.д.
- Устроим сад с клумбами и цветами. Учить детей делать насыпи из песка разной формы. украшать их деревьями и цветами.
- Строим дом. Учить детей сгребать песок лопатой в кучу, аккуратно прихлопывать его. Украшать домик флажками, вставлять окна и двери.
- Посадим огород. Учить детей нагребать небольшие песочные валы, прихлопывать их и делать грядки. «Сажать» на них «Овощи» - шишечки, травку, веточки.
- Построим гараж. Учить детей строить гараж, сгребая песок в кучку. Делать углубления для машинок.
- Устроим зоопарк для зверей. Учить детей делать небольшие перегородки (клетки) для зверей. Обнести весь зоопарк забором.
- По замыслу. Закреплять навыки создания из песка разных построек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей" Игры с песком и водой в домашних условиях".
Рекомендации для родителей" Игры с песком и водой в домашних условиях"....
Консультация для родителей "ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ"
Данный материал сможет помочь родителям организовать игры с природным материалом в домашних условиях....
игры с песком и водой в домашних условиях для младшей группы
Знакомство со свойствами воды и песка. Развитие мелкой моторики рук. Снимаем психическое напряжение у детей...
Статья на тему " Использование центра песка и воды в познавательной активности детей второй младшей группы"
Как с помощью цетра песка и воды развивать познавательную активность детей...
Статья на тему: «Использование центра песка и воды в познавательной активности детей второй младшей группы»
Как с помощью цетра: «Воды и песка» развивать познавательную активность детей...
Консультация для родителей "Эксперименты и игры с природным материалом (песком и водой) в домашних условиях"
Лето это такое замечательное время года, когда дети большую часть времени проводят на улице. Именно в это время года они свободно могут играть и экспериментировать с природным материалом:песком ...