О требовательности к детям
классный час (старшая группа) по теме

Закирова Рамзия Салиховна

Родители решают, что будут неуклонны в своих намерениях приобщать ребенка к домашним делам, не делать за него то, что он может сделать самостоятельно . Но.... постепенно родители забывают об этом, не напоминают ребенку о его обязанностях. Отступать же от требований - это значит способствовать развитию... непослушанию. Добиваются послушания те родители, которые неуклонно тверды, и последовательны в своих требованиях. Там, где берут верх уступки, воспитание идет вслепую, в зависимости от детского каприза.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_trebovatelnosti_k_detyam.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

О требовательности к детям

Невозможно правильно воспитывать детей,  если не предъявлять к ним должной требовательности. Одни родители  постоянны  и неуклонны в своей требовательности,  другие – снисходительны, третьи – чрезмерно строги, четвертые – то, то уступают, пятые требовательны по мелочам, а в главном уступчивы.

Требовательность к малышу надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение к нему. Справедливость и законность требований – непременное условие  установлении взаимопонимания взрослого и ребенка.  Дети обладают необыкновенной способностью улавливать, как относятся к ним взрослые, одинаковы ли требовательны ко  всем  членам  семьи.

Родители решают, что будут неуклонны в своих намерениях приобщать к домашним делам,  не делать за него то, что он может сделать самостоятельно и т.д. Но… постепенно родители забывают об этом,  не напоминают ребенку о его обязанностях. Отступать же от требований – это значит способствовать развитию … непослушания. Добиваются послушания те родители, которые неуклонно тверды и последовательны в своих требованиях. Там, где берут верх уступки, воспитание идет вслепую, в зависимости от детского каприза. Недопустимо чтобы взрослые строили свои отношения в зависимости от настроения. Резкие переходы от нежности и ласки к иной крайности - чрезмерной строгости сбивают ребенка с толку, он с трудом понимает, что от него хотят. Требования должны  быть понятны ребенку. Например, требование – «Береги книгу» надо раскрыть. Это значит рассказать, что книга приносит радость,  в ней мы находим много интересного. В книгу  вложен труд многих людей. Ребенку надо растолковать: беречь – это значит аккуратно обращаться с книгой.  Требования обязательно должны быть посильны детям. Не лучше,  если требования будут заниженными . (Пятилетний ребенок сказал « спасибо», поздоровался, а родители похваливают : « Он у нас вежливый»).  Ребенок не должен чувствовать, что ему дается легко. Важно его ставить перед необходимостью проявлять волевые усилия, терпение, ждать, проявлять выдержку.

 Дети растут. Умеют накапливать жизненный опыт. Шестилетний ребенок при правильном воспитании начинает понимать, какие поступки заслуживают одобрения, а какие порицания. Требования должны быть возрастающими. Бывает ведь, что ребенок вырос, а с ним обращаются как с маленьким. Очень важно, чтобы требования развивали сознание. Вместе с ростом ребенка не только по своему объему, но и степени их трудности. Так, например, старшему дошкольнику надо обосновать требования – « Комнатные растения будешь поливать регулярно, иначе они завянут, могут погибнуть».         Такое задание, осознанное как справедливое и необходимое, выполняется более прилежно. Плохо, когда взрослые во что бы то ни стало добиться послушания силой собственного авторитета, не считаясь с возможностями малыша, с душевным состоянием ребенка. Случается, что родители путают требовательность, с навязчивой опекой ребенка по мелочам. Если его часто одергивают  « Не туда пошел»,  «Не трогай это!» - эти назидания не оказывают должного воздействия; ребенок привыкает к ним, поступает наперекор взрослым. В требованиях к детям необходимо учитывать их индивидуальные  особенности. Так, слишком суровый подход к детям развивают у ребенка робость. забитость. Одно из немаловажных значений формирования детского послушания – это полная  согласованность в подходе к ребенку со стороны матери, отца, бабушки, дедушки.  Отсутствие единства требований к  малышу является причиной упрямства, каприза. Мама потребовала бабушка  сделала за внучку. Маленького ребенка это сбивает с толку. Дети 4-6 лет могут воспользоваться недоговоренностью взрослых. Там где царит разнобой в требованиях, ребенку выгоднее слушать тех, чьи указания совпадают  с его  желаниями. Недопустимо, если один из взрослых в глазах ребенка выглядит как строгий воспитатель, а другой как добрый защитник. Дети тонко улавливают , как вести себя с каждым из взрослых: папу нельзя не слушать – он строгий, а у мамы можно выпросить покупку, если заплакать. Чтобы сохранить видимость мира, мать все меньше и меньше предъявляет требований к ребенку, особенно на людях: неудобно и неприятно, когда при посторонних маленький человечек затевает скандал. Если взрослые пытаются добиться послушания ребенка и чрезмерно добрым отношениям к нему, то он поняв их уступчивость, часто использует ее в эгоистических целях. Двойственность в поведении ребенка может возникнуть, если отсутствуют единая линия воспитания в семье и в детском саду. В детском саду ребенок вежлив, трудолюбив, а дома дерзит- причина в том, что отсутствует единство подхода .

Недопустимо при ребенке с пренебрежением отзываться о ком – либо из тех, кто его воспитывает, растит. Например, бабушка поддерживает воспитателя, когда тот тактично рассказывает о поведении внука, а выйдя за порог детского сада вслух выражает недовольство  - «еще молода, чтобы советы давать » Разве этим самим  не дают повод ребенку ставить под сомнение требования старших?

Для того, чтобы ребенок выполнил ваше требование важно в какой форме вы их  предъявите.  Взрослые иногда не замечают, что сами того не замечая создают почву для капризов. Пытаются стыдить : «Такой большой, а плачешь, не стыдно?....». Это раздражает и обижает. Важно стараться создать у ребенка умение реагировать не на крик, а на спокойный тон.    Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, приветливый уравновешенный , но всегда решительный тон в своем распоряжении, а дети должны с самого малого возраста привыкнуть к такому тону.

И так, требовательность должна быть разумной, справедливой, обоснованной, направляющей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В кругу семьи. Поговорим о требовательности к детям.

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Статья раскрываются подходы к ребенку меры требовательности её формы и необходимость считаться...

Консультация для родителей «Требовательность к детям»

Консультация для родителей «Требовательность к детям» может быть использования на информационном стенде  для родителей дошкольников....

Не разрушает ли требовательность родителей контакт с ребенком?

Многие мамы бояться начинать быть требовательными с детьми: "Я боюсь, что если я с ним начну говорить строго, требовательно, у меня с ним будет потерян контакт, он перестанет меня слушать и убежит". О...

Консультация для родителей "О требовательности к детям"

Детям нужно предъявлять определенные требования, помогающие им найти правильную линию поведения. Выполнение посильных требований, правил, обязанностей упорядочивает поведение детей и создает привычку ...

Статья «Заботливая ласка, разумная требовательность»

В дошкольном возрасте закладываются прочные основы заботливого, доброго, внимательного отношения к людям. Умение деликатно проявить внимание требует особого такта взрослых, с которых дети берут пример...