Формирование и развитие речи у детей.
статья по теме
Данный материал содержит рекомендации родителям по воспитанию правильной речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lena_formirovanie_i_razvitie_rechi._statya.doc | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование и развитие речи у детей.
С большим волнением и трепетом родители ждут первые слова своего малыша. И вот этот долгожданный и незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Неделя за неделей , месяц за месяцем и ребёнок учится отличать одни речевые звуки от других, близкие по звучанию. Чем больше взрослые общаются с малышом, и он видит их артикуляционный аппарат(рот, губы, язык), тем быстрее малыш приобретает гибкость и подвижность губ, языка и мягкого нёба, необходимые для правильного и чёткого произношение звуков, а затем слов.
В формировании человеческой личности главенствующей ролью является речь.
В дошкольный период происходит становление речи (которая в дальнейшем совершенствуется). В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, формируется лексико-грамматический строй речи - правильно произносит слова, фразы, Быстро накапливает словарный запас.
Речь- средство общения людей друг с другом. Необходимое условие формирование личности ребенка своевременное и правильное речевое развитие. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, расширяет кругозор, овладевает нормами поведения. При помощи речи человек высказывает свои чувства , переживания, выражает свои потребности, делится впечатлениями. Ребенок в процессе развития речи овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте - необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. Речь ребёнка развивается своевременно и правильно если родители часто общаются с малышом, играют с ним, учат с ним стихи, читают ему книги.
Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, невнятная или торопливая речь дошкольника не повод для тревоги, что несовершенство детской речи - со временем проходящее. Конечно, когда малыш трех лет не всегда правильно строит предложение, не может последовательно передать содержание прочитанной ему сказки или неправильное произношение отдельных звуков, то ничего в этом серьезного нет. Это объяснимые возрастные особенности детской речи. Но недопустимо, когда малыш в три года не произносит фразы.
Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухового восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп, интонационную выразительность и т.д.
Для того речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.
В чём они заключаются?
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материалы должны соответствовать его возрасту.
2. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова, обороны, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребёнку.
3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребёнка.
4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?
Раз в месяц записывайте речь ребёнка на диктофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с ребёнком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи - от 1 до 5- 10 мин в более старшем возрасте, при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорощим подарком для сына и дочери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
Театр для дошкольника, это возможность расширить виды предметной деятельности, познакомиться с родным языком....
Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста).
Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста)....
«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»
«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»...
Рекомендации для родителей по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по развитию речи детей...
Формирование и развитие речи у детей
С большим волнением и трепетом родители ждут первые слова своего малыша. И вот этот долгожданный и незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа дай, на. А на са...
ЭМОЦИИ И МИМИКА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Мимика – механизм, который неразрывен с речевым аппаратом: чем четче речь, тем лучше разработаны мышцы лица и наоборот....
«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа № 7 фактический адрес: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д...