Формирование и развитие речи у детей.
статья по теме

Сердюкова Елена Петровна

 

    Данный материал содержит рекомендации родителям по воспитанию правильной речи детей дошкольного возраста.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lena_formirovanie_i_razvitie_rechi._statya.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Формирование и развитие речи у детей.

 

     С большим волнением и трепетом родители ждут первые слова своего малыша. И вот этот долгожданный и незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа дай, на. А на самом деле – гораздо раньше. Неделя за неделей , месяц за месяцем и ребёнок учится отличать одни речевые звуки от других, близкие по звучанию. Чем больше взрослые общаются с малышом, и он видит их артикуляционный аппарат(рот, губы, язык), тем быстрее малыш приобретает гибкость и подвижность губ, языка и мягкого нёба, необходимые для правильного и чёткого произношение звуков, а затем слов.

     В формировании человеческой личности главенствующей ролью является речь.

     В дошкольный период происходит становление речи (которая в дальнейшем совершенствуется). В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, формируется лексико-грамматический строй речи - правильно произносит слова, фразы, Быстро накапливает словарный запас.

       Речь- средство общения людей друг с другом. Необходимое условие формирование личности ребенка своевременное и правильное речевое развитие. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, расширяет кругозор, овладевает нормами поведения. При помощи речи человек  высказывает свои чувства , переживания,  выражает свои потребности, делится впечатлениями. Ребенок в процессе развития речи овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте - необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

                 Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. Речь ребёнка развивается своевременно и правильно если родители часто общаются с малышом, играют с ним, учат с ним стихи, читают ему книги.

       Некоторые родители считают, что неправильное произношение звуков, невнятная или торопливая речь дошкольника не повод для тревоги, что несовершенство детской речи - со временем проходящее. Конечно, когда малыш трех лет не всегда правильно строит предложение, не может последовательно передать содержание прочитанной ему сказки или неправильное произношение отдельных звуков, то ничего в этом серьезного нет. Это объяснимые возрастные особенности детской речи. Но недопустимо, когда малыш в три года не произносит фразы.                              

              Формирование активной речи во многом зависит от состояния слухового восприятия, развития речевого слуха: умения слышать, различать на слух, дифференцировать звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп, интонационную выразительность и т.д.    

              Для того речь ребёнка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

              В чём они заключаются?

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материалы должны соответствовать его возрасту.

2. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова, обороны, встречающиеся в тексте, непременно объясните ребёнку.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте также уменьшительными и ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребёнка.

4. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: а понятен ли ему ваш ответ?

Раз в месяц записывайте речь ребёнка на диктофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с ребёнком, его речь во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные высказывания. Время записи - от 1 до 5- 10 мин в более старшем возрасте, при этом не забывайте указывать возраст ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорощим подарком для сына и дочери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста).

Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста)....

«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»

«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»...

Формирование и развитие речи у детей

   С большим волнением и трепетом родители ждут первые слова своего малыша. И вот этот долгожданный и незабываемый день, когда малыш произнёс первые слова: мама, папа дай, на. А на са...

ЭМОЦИИ И МИМИКА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Мимика – механизм, который неразрывен с речевым аппаратом: чем четче речь, тем лучше разработаны мышцы лица и наоборот....

«Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа № 7 фактический адрес: 142701, Московская область, Ленинский г.о.,  г. Видное, пр-д...