Потешки и пестушки
методическая разработка по теме

Полукеева Татьяна Леонидовна

Потешки и пестушки

Уважаемые мамы и папы! Когда появляется долгожданный ребенок, вам хочется быстрее начать общаться с ним. Но неожиданно открывается, что малышу нужен пока другой язык общения - не тот, к которому привыкли мы, взрослые, а совсем иной. Что сказать ему? Какую ласковую песенку спеть, чтобы он закрыл глазки? Какой веселой говоришкой его развеселить, чтобы он счастливо улыбнулся вам в ответ?

Что дает потешка - это налаживание контакта между родителями и ребенком с самого рождения. Разучите несколько потешек из составленного сборника, и они помогут вам в этом. Ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте песенки вашему ребенку, и вы почувствуете, как между вами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poteshki_i_pestushki.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Уважаемые мамы и папы! Когда появляется долгожданный ребенок, вам хочется быстрее начать общаться с ним. Но неожиданно открывается, что малышу нужен пока другой язык общения - не тот, к которому привыкли мы, взрослые, а совсем иной. Что сказать ему? Какую ласковую песенку спеть, чтобы он закрыл глазки? Какой веселой говоришкой его развеселить, чтобы он счастливо улыбнулся вам в ответ?

        У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство - его опыт, его фольклор. За века бабушки, матушки, нянюшки сложили много песенок, потешек и говорушек.

Потешки и пестушки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т. д. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.

Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигены в игровой форме. Он развивают речевые центры мозга ребенка, мелкую моторику (знаменитые «Ладушки» и другие похожие потешки) и способствуют эмоциональному развитию малыша, побуждают его к повторению действий, которые сопровождают. Многие из них кажутся взрослым бессмысленными, но ребенку они доставляют радость, формируют у него чувство юмора.

Но главное, что дает потешка - это налаживание контакта между родителями и ребенком с самого рождения. Разучите несколько потешек из нашего сборника, и они помогут вам в этом. Ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте песенки вашему ребенку, и вы почувствуете, как между вами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.

ПРИМЕРЫ ПОТЕШЕК

ЛАДУШКИ

"Ладушки" - это одна из самых первых игр, в которые взрослый начинает вовлекать ребенка. Сначала взрослый сам берет ладошки малыша в свои и хлопает ими. В 8 месяцев дети начинают сами делать "ладушки" по просьбе взрослого. Доктор Идит Салкин из Университета Бен-Гуриона (Израиль) показала, что игра в "Ладушки" (песни под ритмичное хлопанье в ладоши) укрепляет навыки общения у маленьких детей, но и на школьников оказывают положительное действие: у детей, которые играют в "ладушки" во время перемен, более аккуратный почерк и меньше ошибок при письме."Ладушки" повышают сосредоточенность, но при этом снимают нервное напряжение и улучшают настроение..

Действия, которыми сопровождаются "Ладушки":

  1. "Ладушки-ладушки" - хлопаем в ладошки;
  2. "Полетели" - поднимаем ручки высоко над головой;
  3. "На головку сели" - касаемся ручками головы.

В народном варианте вопросы в потешке звучат так: "Чего ели?", "Чего пили?" Мы заменили "Чего" на "Что", поскольку первый вариант по правилам современного русского языка нам представляется неграмотным. Будем приучать малыша к чистоте языка с пеленок! Если вы не согласны или считаете, что я неправа, пишите мне!

адушки вы, ладушки. 
- Где были?
- У бабушки.
- А что ели?
- Кашку.
- А что пили?
- Бражку.
- А что на закуску? 
- Кислую капустку.
- Попили? Поели? 
Кыш, полетели.
На головку сели.

адушки, ладушки! 
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бражка хмеленька.


адушки-ладошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки,
Отдохнем немножко.

адушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Хлеба да капустку.
Попили, поели, 
На головку сели.


й, ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка сладенька,
Бабушка добренька.

адушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!
На головку сели!
Ладушки запели.

адушки, ладушки! 
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Шуу! Полетели!
на головку сели,
Ладушки запели.

ады-лады-ладушки, 
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Кислую капустку.

ады-лады-ладушки, 
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Щи да капустку.
- Что на заедку?
- Сладенькую репку.
Шу! Полетели!
На головку сели,
Ладушки запели.

х, полетели рученьки,
На головку сели,
Полетушки полетели,
- Ладушки, ладушки,
Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
Кашка масленькая,
Бабушка добренькая.
Спи-ко, Танечка,
Спи-ко, крошечка.

ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ

В этой потешке слова сопровождаются "боданием козы": указательный и средний палец руки складывают в "козу" и слегка щекочут ими животик и грудку ребенка.

Важное замечание! Не нужно щекотать ребенка сильно и долго; нельзя нажимать на животик с усилием. Следите за реакцией ребенка - возможно, ему не нравится, когда его щекочут. В этом случае "бодание" можно просто имитировать, не касаясь малыша. И, конечно, не стоит переутомлять ребенка этой игрой. Лучше закончить ее до того, как появятся первые признаки усталости. Если пренебречь этими советами, веселая и всеми любимая игра превратится для вашего малыша в главный кошмар детства!

дет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

дет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто не пьет молока,
Того пыр под бока!

дет коза рогатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ,
Глазами хлоп-хлоп.
Кто вовремя не спит, не пьет,
Того коза забодает.

дет коза рогатая,
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет, Того забодаю, забодаю!

дет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Забодаю, забодаю!

дет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
 
Молока не пьет, -
Забодает, забодает, забодает!

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПОТЕШКАМИ

    Приблизительно в три месяца ребенок делает важное открытие - он замечает свои руки. Он начинает их рассматривать, наблюдает, как они двигаются, обнаруживает, что ручками можно хватать предметы и пытается проделывать это снова и снова. Простые игры с пальчиками и ладошками ребенка помогают ему в этом исследовании, раскрывают для него новые возможности. Они не только доставляют ему огромное удовольствие, дарят нежность и заботу, но и способствуют развитию интеллекта и речи. Наши прабабушки этого не знали, но, видимо, интуитивно чувствовали. Пальчиковые игры, которые придумали нянюшки в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой. Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить на два месяца раньше, чем те малыши, с которыми родители в такие игры не играют.

(большим и указательным пальцами 
изобразить очки)

абушка очки надела
И внучонка разглядела.

удут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики - ура!
Одеваться нам пора.

анька-встанька,
Ванька-встанька,
(спрятать большой палец в кулак)
Просыпайся, улыбайся. 
(постучать по кулаку пальчиком ребёнка)
Тук-тук, тук-тук. 
Ванька-встанька тут как тут! 
(Большой палец выскакивает из кулака)

(держим руку вертикально
и как бы шагаем по пальцам)


 этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

инь-динь-бом,
Динь-динь-бом
(«позвенели» у правого уха)
Ходит кошка с бубенцом.
Мыши сразу услыхали.
(руку к левому уху)
Динь-бом, динь-бом.
Быстро в норку убежали
("бежим" пальцами по столу)
Динь-бом, динь-бом.
Затворили крепко дверь.
(спрятали руки под стол)
Динь-бом, динь-бом.
Не поймаешь их теперь.
(погрозить пальчиком)
Динь-бом, динь-бом.

вану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.

адушки-ладошки,
Хлопали в ладошки,
Хлопали в ладошки,
(хлопаем в ладоши)
Отдохнем немножко.
(руки на колени).

(указательным пальцем 
водим по ладошке)

ашку варили,
Ложечкой мешали,
Куколку кормили,
Кошечке давали.

(Пальцы сжаты в кулачок)
- альчик-пальчик,
Где ты был? 
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, 
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил, 
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)

(кисти рук трясем перед собой)
ы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнем,
Рисовать опять начнем.

ы капустку рубим-рубим,
(поочередные движения 
прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капустку солим-солим,
(поочередное поглаживание 
подушечек пальцев)

Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)

(Хлопают ручками ребенка, 
при последних словах 
ручки кладут на головку.)

й, люли, люли,
Прилетели гули,
Ох, улетели,
На голову сели.

(Хлопают ручками ребенка, 
при последних словах 
ручки кладут на головку.)

Гули, гули полетели, 
На головку сели.
Киш, киш.

- Гуси, гуси!
- Га-га-га 
- Есть хотите? 
- Да-да-да! 
- Летите домой! 
Серый волк под горой!
Быстренько поели 
И полетели!
(При последних словах
машут ручками и ребенка.)

(большой пальчик соединяют
поочередно с каждым пальчиком)

- альчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем
В лес ходил.
С этим братцем
Щи варил,
С этим братцем
Кашу ел.
С этим братцем
Песни пел!

(изобразить ёлку как сказано в потешке)
Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

(Ладошки соприкасаются, 
при слове "открыл" раскрываются как книга)

Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.


альчик толстый и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик - самый меткий 
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный собирает, 
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

улачки сложили,
Кулачками били:
Тук-тук, тук да тук,
Тук-тук, тук да тук.
(стучим кулачками друг о друга)

(Хлопают ручками ребенка, 
при последних словах 
ручки кладут на головку.)

урочка - потатурочка,
Кукушка - рябушка.
Сели, поели,
За море полетели.

ыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне»,
пальчик крутим по ладошке)

Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки. 
Ах, какие ладушки, 
Ладушки – ладошки. 
Прилегли ладошки
(ладошки "ложатся спать" под щеку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.

аучок 
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" 
по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(Кисти свободно опущены, 
выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,
(Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл.
(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
пальцы растопырены, 
качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать,
(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
Паучок ползёт опять,
("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

ять пальцев на руке твоей
Назвать по имени сумей.
Первый палец - боковой,
Называется БОЛЬШОЙ.
Палец второй - указчик старательный,
Не зря называют его
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Третий твой палец -
Как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ
Дано ему имя.
Палец четвертый
Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.
Неповоротливый он
И упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший-любимец.
По счету он пятый,
Зовется МИЗИНЕЦ.

(зажимаем пальчики)
идит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

(Напеваем во время массажика пальчиков)
олнышко встало, 
"Здравствуй!" - сказало.
Эй! Братец, Федя, разбуди соседей!
Вставай Большак!
Вставай Указака!
Вставай Середка!
Всавай Сиротка!
И крошка-Митрошка! 
Здравствуй, ладошка!

Загибают пальчики ребенка 
и приговаривают:

аз, два, три, четыре, пять,
И на другой руке:
Раз, два, три, четыре, пять.

(Загибаем пальчики по одному)
аз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным 
и средним пальчиками)

Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем 
правой руки по ладони левой руки)

С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, 
то другой)

А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой,
руки под щёки)

Съели суп и спать легли.

(поочерёдно загибаем пальчики)
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

(перебираем пальчики)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.

аз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!
(З. Александрова)

Шла кукушка 
(Идём по столу на выпрямленных 
указательном и среднем пальцах, 
при этом остальные пальцы поджаты.)

Шла кукушка мимо рынка,
(Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)
У неё была корзинка,
(Ударяем сомкнутыми ладонями
по столу/коленям, разъединяем руки.)

А корзинка на пол - бух!
(Разводим руки в стороны, шевеля пальцами
– летящие мухи. Количество 
разогнутых пальцев соответствует тексту.)

Полетело десять (девять, восемь) мух!

аз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот - резал.
Этот - ел.
Ну, а этот - лишь глядел!

аз, два, три, четыре, пять! 
Хотят пальчики все спать. 
Этот пальчик – хочет спать, 
Этот пальчик – лег в кровать, 
Этот пальчик – чуть вздремнул, 
Этот пальчик – уж уснул, 
Этот пальчик – крепко спит. 
Тише, тише, не шумите! 
Пальчики вы не будите!

Это кто у нас? Мизинчик!
Бегал с другом в магазинчик!
Покупал игрушки,
Сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!

Здравствуй, пальчик безымянный!
Как солдатик оловянный
На посту всегда стоит
И имеет грозный вид!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!

Это кто тут? Пальчик средний!
Со щенком играл в передней
Прятались, смеялись,
По полу кувыркались!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!

Пальчик указательный - 
Очень любознательный!
Это кто? А это как?
На вопросы он мастак!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!

Это пальчик наш большой!
Стричься рад со всей душой!
Он в хорошем настроенье
Ел клубничное варенье!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы - цок, цок!

ыбки 
(Ладони сомкнуты, чуть округлены. 
Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,
(Руки прижаты друг к другу. 
Переворачиваем их с боку на бок.)

Лежало большое бревно на песке,
(Ладони сомкнуты и чуть округлены. 
Выполняем ими "ныряющее" движение.)

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"
(Качаем сомкнутыми ладонями - 
отрицательный жест).

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко."
(Ладони поворачиваются на 
тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: "Мне хочется спать!"
(Быстро качаем ладонями – дрожь.)
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(Запястья соединены. 
Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!
(Быстрые волнообразные движения 
сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

рататушки-трататушки,
Пекла бабушка ватрушки.
Бабка плюшки пекла - 
Вода по полу текла. 
Попили-поели, .
Шу - полетели! 
Шире-шире полетели,
На головку к Леночке сели!

 белого котенка мягкие лапки.
Но на каждой лапке коготки-царапки! 
(Поглаживаем пальчики, перебирая. 
Затем попеременно гладим то мягкой кисточкой,
то жесткой щеткой).

(загибаем пальчики по очереди)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
(разгибаем пальчики)

тро настало. Солнышко встало.
- Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
- Вставай, Большак!
- Вставай, Указка!
- Вставай, Середка!
- Вставай, Сиротка!
- И Крошка-Митрошка! 
- Привет, Ладошка! 
Все потянулись и проснулись.

 нашей бабушки 
Десять внучат: 
Две Акульки сопят в люльке, 
Две Аринки спят на перинке, 
Две Аленки глядят из пеленки, 
Два Ивана на лавках сидят, 
Два Степана учиться хотят. 
Десять внуков, а бабушка одна.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора

(все пальцы прижаты друг к другу,
большой палец опущен вниз. 
Тыльная сторона ладони от себя.
Помахать «флажком»)

 в руке флажок держу
И ребятам им машу.


Четыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.

Чики-чики,
Сорока
Кашу варила,
Гостей манила,
Ребят кормила:
Этому дала, 
Этому дала,
Этому дала, 
Этому дала,
А маленькой Якишке
Досталась малинка.
Полетели, полетели, полетели 
Шу! На голову сели.


(перебираем пальчики)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — Ванечка.

(делаем легкий массаж)
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.

(загибаем пальчики)
Этот пальчик - маленький,
Этот пальчик - слабенький,
Этот пальчик - длинненький,
Этот пальчик - сильненький,
Этот пальчик - толстячок,
Ну а вместе кулачок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Пестушки и потешки для самых маленьких"

как использовать народное творчество с детьми раннего возраста...

Музыкальная песенка Потешки-Пестушки - Мишка косолапый по лесу идёт...(дополнение к конспекту Интегрированная НОД (художественная литература, художественно - эстетическое развитии) для детей первой младшей группы с учетом ФГОС).

Музыкальное сопровождение. Интегрированная НОД (художественная литература, художественно - эстетическое развитии) для детей первой младшей группы с учетом ФГОС. «Отрывок из стихотворения З. Александро...

Потешки,пестушки для раннего возраста

потешки ,пестушки для малышей...

Дидактический материал "Песенки, потешки, пестушки"

Данный дидактический материал пригодится для написания сценариев досугов и фолклорных мероприятий...

Потешки и пестушки

Потешки и пестушки-это первые фольклорные произведения,которые слышит ребенок....

Потешки и пестушки

Применение потешек и пестушек в ежедневном быту детей...