Развитие внимания
статья по теме
Консультация для воспитателя о теории и практике развития внимания у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vnimaniya.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
ЧТО ТАКОЕ ВНИМАНИЕ?
У Никколо Паганини было три ученика — виолончелист и два скрипача. Они начали брать уроки у него будучи профессиональными, хотя и посредственными музыкантами, и через два года получили известность как виртуозы. Когда Паганини спросили, как ему это удалось, он ответил: «Я научил их внимательно заниматься».
Что значит «внимательно заниматься»? И как можно ребенка научить этому? К сожалению, Паганини никаких рецептов на этот счет нам не оставил. Поэтому, чтобы разобраться в этом вопросе, сначала выясним, что же такое «внимание»?
ТЕОРИЯ
- В психологии под вниманием понимают направленность психической деятельности человека, ее сосредоточенность на объектах, имеющих для личности определенную значимость. Внимание может быть направлено как на объекты внешнего мира, так и на собственные мысли и переживания.
- Основные виды внимания — непроизвольное и произвольное.
При непроизвольном внимании ваша психическая деятельность совершается как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. По своему происхождению это внимание биологическое. Оно может возникать под влиянием внешних и внутренних факторов. Сильный звук, яркий цвет, острый запах, что-то пульсирующее, движущееся, необычное — все это внешние факторы. Чувства, интересы, потребности, являющиеся для вас постоянно или временно значимыми, — факторы внутренние.
- В отличие от непроизвольного, произвольное внимание по своему происхождению социальное. Оно не продукт созревания организма, а формируется у ребенка только в общении со взрослым. Развитие произвольного внимания у малыша вначале обеспечивает реализацию только тех целей, которые ставят перед ним взрослые, а затем и тех, которые ставятся им самостоятельно. Это внимание связано с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Поэтому этим вниманием вы можете управлять сами. Здесь формула простая: «Мне нужно быть внимательным, я могу заставить себя быть внимательным, я внимателен несмотря ни на что».
К.Д.Ушинский когда-то верно подметил, что внимание — это «та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
И действительно, внимание — это основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс, будь-то восприятие, мышление, память или воображение, не может протекать без внимания. Оно, как подсобный рабочий, обречено на их обслуживание. Психологи установили, что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность и является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение ставит перед ребенком новые задачи, непохожие на те, которые он привык решать во время игры. Учебные задания, в отличие от игровых, как правило, содержат больше новой информации, а процесс их выполнения требует более длительного сосредоточения. К сожалению, и по своей форме процесс обучения не всегда является увлекательным и непринужденным. И чтобы справиться со всем этим, нужно уметь управлять своим вниманием, подчинять его своей воле. А для этого необходимо его специально тренировать.
К концу дошкольного периода начинают появляться зачатки более активного, произвольного внимания. Его возникновение — важное психическое новообразование данного возраста. Ребенок еще не может «заставить себя» быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого. Такая помощь может состоять, например, в организации совместных игр, способствующих тренировке внимания.
Итак, мы узнали, что такое внимание, какие существуют его виды, а также то, что в деятельности ребенка 5-7 лет должно сочетаться произвольное и непроизвольное внимание таким образом, чтобы он, опираясь на непроизвольное, развивал в себе произвольное.
ЛЮБОПЫТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Выполняя задание по инструкции взрослого дети 6 лет проговаривают ее примерно в 10 раз чаще, чем дети 3-4 лет.
• Если максимальная длительность одной игры у полугодовалого ребенка составляет всего 14 минут, то к шести годам она возрастает до полутора часов. В то же время установлено, что шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.
• Если в три года за 10 минут игры ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет — всего один раз.
• Устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5-2 раза выше, чем у легко возбудимых.
ЧТО ЗНАЧИТ «БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»?
Чтобы максимально упростить ответ на этот вопрос, можно сказать так: чтобы «быть внимательным», нужно иметь хорошо развитые свойства внимания — концентрированность, устойчивость, объем, распределяемость и переключаемость.
ТЕОРИЯ
- Концентрированность — это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.
- Устойчивость — это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче.
- Объем внимания — это количество объектов, которое человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении. К 6-7 годам ребенок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно до 3 предметов.
- Распределяемость — это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а, по крайней мере, двух разных действий одновременно, например, слушать учителя и одновременно письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения.
- Переключаемость внимания — это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому, Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую.
В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребенка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы малыш стал более внимательным, нужно научить его подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.
Рассмотрим указанные способности несколько подробнее.
1. Длительно удерживать интенсивное внимание на одном и том же объекте или на одной и той же задаче (устойчивость и концентрированность внимания).
Известно, что чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значи-тельно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям еще трудно сосредо-точиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внима-тельными. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных волевых усилий. В то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия, и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. Устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.
2. Быстро переключать внимание с одного объекта на другой, переходить с одного вида деятельности на другой (переключаемость внимания).
Способность к переключению внимания имеет очень важное значение в игровой и учеб-ной деятельности ребенка. Неумение быстро переключать внимание может приводить детей к затруднениям тогда, когда нужно, например, от игры перейти к учебному заданию или чте-нию книги, последовательно выполнить определенные указания взрослого, при решении за-дачи осуществить разные умственные действия в заданной последовательности. В этих слу-чаях обычно говорят, что такие дети рассеянны. Они сосредоточены или сильно увлечены одним действием и не могут быстро переключиться на другое. Это часто наблюдается у де-тей с инертным, флегматическим типом темперамента. На неожиданно заданный вопрос такой ребенок отвечает не сразу, хотя и может знать ответ на него. Ему нужна пауза, чтобы переключить свое внимание на новое содержание. Вместе с тем возможно повышение показателей переключения путем специальной тренировки.
3. Подчинять свое внимание сознательно поставленной цели и требованиям деятельности (произвольность внимания).
Эта способность является ключевой в развитии психики дошкольника. Именно благодаря развитию произвольного внимания ребенок становится способным активно, избирательно «извлекать» из памяти нужную ему информацию, выделять главное, существенное, принимать правильные решения.
Для того чтобы достигать поставленной цели, ребенку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить за тем, насколько они приближают его к ней. В связи с этим развитие произвольности — это и формирование умственных действий контроля.
Произвольное внимание самым тесным образом связано с речью. В 5 лет ребенок должен научиться подчинять свои действия речевой инструкции взрослого, а в 6-7 лет — овладеть умением подчинять свое поведение собственной речевой инструкции.
Для тренировки произвольного внимания наиболее подходящими являются задачи, в которых необходимо последовательно анализировать различные признаки (или стороны) одного объекта и сравнивать их с особенностями другого.
4. Подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности (наблюдательность).
Наблюдательность — один из важных компонентов интеллекта человека. Первой отличительной особенностью наблюдательности является то, что она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Вторая особенность — наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением. Чтобы подмечать в объектах малозаметные, но существенные детали, необходимо многое помнить об аналогичных объектах, а также уметь сравнивать и выделять их общие и отличительные признаки. Дошкольники уже многое замечают, и это помогает им познавать окружающий мир. Однако более высокому уровню наблюдательности нужно еще учиться и учиться. Тренировка этой способности должна проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления, а также одновременно с формированием познавательных потребностей ребенка, элементарной формой проявления которых является любопытство и любознательность.
ИГРЫ
для тренировки внимания
Для тренировки способностей можно использовать следующие игры:
Способности | Развивающие игры |
Устойчивость и концентрированность Переключаемость Наблюдательность Произвольность | «Муха» «Круги» «Цифры по порядку» «Селектор» «Веселое троеборье» «Утренняя гимнастика» «Параллельный счет предметов» «Буква — цифра» «Шерлок Холмс» «Пантомима для наблюдательных» «Отметь фигурки» «Запретное слово» «Запретное движение» |
Несколько общих советов о том, как повысить у ребенка показатели внимания.
Для детей с повышенной импульсивностью — готовностью бросаться в исполнение дела без предварительного обдумывания, очень полезным может оказаться простой прием: отсрочка действия на 10-15 секунд. Попробуйте обучить ребенка такому правилу: прежде чем что-то сделать, остановись, «замри» на 10-15 секунд. Как показали исследования американских психологов, этих секунд часто оказывается достаточно для того, чтобы заметно повысить продуктивность деятельности импульсивного ребенка. А если снабдить его еще некоторыми правилами планирования работы, то результаты улучшатся в несколько раз.
Известно, что особое значение внимание играет на этапе, когда нужно оценить результаты своей работы и внести необходимые коррективы. Для тех, кто из-за этого сильно страдает (а среди детей 5-7 лет таких большинство) может помочь овладение приемами сравнения. Кроме игр, тренировать этот прием можно путем исследования натуральных предметов, например, детально изучая их с разных сторон, разными методами — взвешиванием, измерением, расчленением, соединением с другими предметами.
Описание игр можно найти в книге И.А.Барташниковой и А.А.Барташникова
«Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7 лет / Худож.-ил. Г.М.Гаврилец, В.В.Коваленко; Худож.-оформитель С.А.Пятковка. - Харьков: Фолио, 1997, -412 с., которая предназначена для пап и мам, которые хотят «сделать» своего ребенка умным, сообразительным, творчески мыслящим и самостоятельным человеком. Она полезна воспитателям, школьным психологам и всем, кто работает с детьми 5-7 лет и по роду своей деятельности должен заниматься их умственным развитием. Книга интересна и самим детям, так как в ней не только описаны, но непосредственно представлены разнообразные увлекательные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1.РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.
1. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ. ИГРЫ Д...
Характеристика внимания и памяти дошкольников. Методы развития внимания и памяти дошкольников (игры и упражнения)
Методы развития внимания и памяти дошкольников (игры и упражнения)...
Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»
"Внимание можно уподобить лучу прожектора, при этом в роли прожектора выступает наше сознание. В освещенном круге оказываются далеко не все предметы вокруг нас, а только те, которые нас интересуют." Д...
Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.
Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...
Обобщение опыта работы с детьми 3-7 лет по развитию внимания на тему: «Игра на развитие устойчивости, объема и переключаемости внимания детей 3-7 лет «Найди и покажи»
Коллеги, в своей работе мне приходится проводить диагностику детей с применением бланков, карточек, схем и другого подобного материала. Случается, что дети не всегда спокойно реагируют на их использов...
Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»
Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...
Консультация для воспитателей Применение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста Подготовила: воспитатель Ефремова Н.В. 2021г. Уровень развития внимания во многом определяет успешно
Консультация для воспитателейПрименение игр и упражнений как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста...