консультация для родителей "Как развивать эмоции"
статья (младшая группа) по теме

Брылёва Анна Викторовна

 

Как развивать эмоции у детей?

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

МДОУ общеразвивающего вида д/с «Берёзка» п. Рудногорск

Консультация для родителей

«Как развивать эмоции детей?»

        

                                                                                                 Подготовила:

                                                                                              Педагог-психолог

                                                                                                 Брылёва А.В.

2012 год

        

         

  Всё люди – существа эмоциональные, но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции. Плач, смех, крик, визг, истерики, «надутое» личико, «сияющие» глаза  – всё это проявление эмоций. Благодаря этому мы видим отношение детей к окружающему миру, событиям, людям, поскольку они не привыкли скрывать своих эмоций.

Что такое эмоции, и какими они бывают?

Эмоции – это внутренние переживания человека. Они выражают отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям и носят ситуативный характер.

К эмоциям относятся настроение, страсть, аффект, чувства, стресс. Естественно, что эмоции могут быть как положительные, так и отрицательные.

Отрицательные эмоции у ребенка возникают по разным причинам, это противоречие между сильным желанием и невозможностью удовлетворить его, и конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к ребёнку, неуверенном в собственных силах. Частые негативные эмоциональные состояния взрослых, и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны. Но самая распространённая причина – это приказательный тон родителей, требующих срочно выполнить их волю, применение взрослыми обвинений, угроз, оскорблений, в, то время как правильнее было бы провести доверительную беседу и совместный анализ возникшей ситуации.

        

Когда ребенок впервые проявляет эмоции?

Доказано, что связи в мозге, которые отвечают за эмоции, образуются одни из первых после того, как ребёнок появился на свет. Уже восьми недельный малыш знаком с простыми состояниями – недовольства и удовлетворения. Чем взрослее ребёнок, тем сложнее чувства испытывает он. В 5 лет – он уже знаком с грустью, завистью, сопереживанием, гордостью и стыдом.

Следовательно, эмоции его становятся всё более сложными, и нередко ребёнок сам не может не понимать, что с ним происходит. Дело в том, что эмоции развиваются не равномерно, как ,будто наслаиваясь одна на другую. Каждый последующий эмоциональный слой – всё более сложный. Этот процесс практически завершается, когда ребёнку исполнится 10 лет.

Как развивать эмоции у детей?

Это может показаться странным, но так оно и есть: эмоции ребёнка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путём проявления внимания и обучения со стороны взрослых. Посудите сами: малыш прибежал к маме и радостно сообщил, что сделал такой замок из песка! Мама, показывая явную заинтересованность, идет с ребёнком смотреть на шедевр, увидев который восхищается и хвалит малыша. Но, возможен и другой вариант развития событий: мама может сослаться на занятость и проигнорировать просьбу ребёнка, отделавшись скупо брошенным «Молодец, только не мешай мне!». В результате малыш почувствует обиду и то, что его «работа» никому не нужна и не интересна.

Похвала и выделение ребёнку несколько минут играют огромную роль в формировании его как личности, это подвигнет его на достижение дальнейших успехов. Если малыш лишен возможности узнать, что такое радость, вместо этого наступит спад эмоций, который приведет к пассивности.

Очень важно, чтобы так называемое обучение эмоциям происходило впервые годы жизни, поскольку со временем это будет не возможно.

При этом хваля и поощряя ребёнка, не перестарайтесь. Дети очень чутки к эмоциональной фальши, преувеличенные восторги и не естественное умиление приведут к обратному результату. Ребёнок не сможет воспринимать красоту, он перестанет доверять, прежде всего, вам, а впоследствии – словам и эмоциям других людей.

Большую роль в воспитании чувства прекрасного и формировании эмоциональной сферы являются игрушки, которые окружают ребенка. Поэтому не покупайте малышу игрушек, которые не соответствуют его возрастным потребностям, и следите, чтобы они были выразительные, красивые, вызывающие только положительные эмоции.

Особое место в развитии эмоциональной сферы ребёнка занимает искусство. Рисуйте с малышом, ходите на выставки, концерты, пойте, занимайтесь с ним музыкой или просто включайте диски. Музыка, как самый эмоциональный вид искусства развивает способность сопереживать, испытывать всю гамму человеческих эмоций. Благодаря музыки развивается и формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Огромную роль в формировании позитивных эмоций у малыша играют сказки. Возьмите себе за правило ежедневное чтение перед сном. Читайте выразительно с яркими эмоциями, тогда малыш сможет почувствовать услышанное, сформировать личное отношение к тем или иным поступкам героев, сделать определенные выводы.

Как справиться с негативными эмоциями?

Если с позитивными эмоциями всё понятно, то, как быть с негативными, к которым относятся эмоции связанные с гневом, ненавистью, страхом, тревогой?

Зачастую ребёнок проявляет такие эмоции не намеренно, пытаясь вывести из равновесия взрослых или «насолить» им. Дело в том, что, иногда дети, особенно до 10 лет, не могут описать, что творится у них в душе и чем они не довольны. Чтобы избежать последствий,  вызванных негативными эмоциями, разговаривайте с малышом. Научитесь его слышать, а затем научите малыша слушать самого себя и определить свои эмоции.

Предложите ребёнку (не раньше чем в 4-5 лет) описать чувства которые он испытывает в данный момент. Пусть он расскажет, в какой цвет покрасил бы своё настроение, если бы это было возможным.

Чтобы научиться справляться с гневом, существуют специальные методики и упражнения. Например: вы можете строить рожицы перед зеркалом, посредствам мимики, изображая различные эмоции. Этот метод подходит детям всех возрастов. Для «выплёскивания негативных эмоций можно придумать множество способов. Например: колотить руками подушку, но учтите, что она должна быть отведенная для этой цели и ни в коем случае не игрушка. Можно взять чашку и кричать в неё, сколько душе угодно, пока злость не иссякнет. В тазик или ванну с водой можно бросать резиновые игрушки. Ребёнок сам не заметит, как увлечётся и вовсе забудет о своём недавнем состоянии.

Кто-то ухмыльнётся, мол, легче дать по попе и не возиться с ребёнком. Эффект, якобы быстрый и надёжный. Но имейте ввиду, что загонять эмоции внутрь, пытаясь их скрывать и подавлять – очень вредно. Кроме того, что это негативно скажется на психике ребёнка, в старшем возрасте это может привести к серьёзным последствиям: заболеваниям сердца, неврозу, повышенному давлению и т.д.. Более того, дети, которых не понимали взрослые, сами став таковыми, не поймут окружающих, они будут раздражительны и агрессивны. Не редко у таких людей отмечаются проблемы общения. Воспитывайте у ребёнка терпимость и умение спокойно общаться с людьми. Для этого можно поиграть в игру: возьмите в руки, какой - нибудь привлекательный предмет, пусть это будет игрушка или книжка, а ребёнок должен уговорить вас отдать этот предмет. Вы не должны сразу сдаваться, отдадите вещь, когда посчитаете нужным. Потом поменяйтесь местами, после игры пообщайтесь с ребёнком, как правильно нужно просить, обсудите свои чувства, возникшие во время игры.

Держите себя в руках!

Без лишних слов понятно, что взрослые – не железные. У них так же случаются срывы. Ритм современной жизни, условия, в которых находятся взрослые, тяготы повседневной жизни, осознание того, что они в ответе за своих близких, и детей, приводят к разным стрессам.

С негативными эмоциями, переполняющими взрослых необходимо уметь справляться.

Дело в том, что ребенок может «заразиться» отрицательными эмоциями взрослого, поэтому важно научиться управлять своим эмоциональным состоянием и научить этому малыша. Научитесь расслабляться. В прямом смысле этого слова.

Расслабьте свои мышцы, особенно мышцы лица, таким образом, вы получите некоторую власть над своими эмоциями. Вы можете выплеснуть их таким способом, чтобы малыш не понял, в чём дело.

Например: пойте. Выберите что-нибудь из своего репертуара, что подходит именно вашему теперешнему состоянию. Купите себе мороженое. Возможно именно это «остудит» ваши эмоции. Ну, или шоколадку. Правда, не привыкайте к таким методам, а то через некоторое время вас постигнет депрессия по поводу ваших килограмм.

Благодарю за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Мастер - класс для родителей "Играем с пальчиками - развиваем эмоции и речь"

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....

Консультация для родителей «Как развивать эмоции у детей?»

Информация для родителей по эмоциональному развитию детей....

Консультация для родителей «Как развивать эмоции у детей?»

Может показаться странным, но эмоции ребенка нуждаются в постоянном развитии, что достигается путем проявления внимания и одобрения со стороны взрослых....

"Развиваем эмоции у детей".

Отношения, которые ребенок устанавливает со своими эмоциями, зависят в первую очередь от окружающих его взрослых. Ребенок нуждается в словах взрослых, чтобы понять собственные чувства. И особенно важн...

Консультация для родителей "Как развивать эмоции детей?"

Всё люди – существа эмоциональные, но дети, в меру возрастных особенностей и жизненного опыта, способны более ярко демонстрировать собственные эмоции....

Презентация для родителей "Как развивать эмоции"

Эмоции -  это внутренние переживания человека. Они выражают отношение человека к складывающимся ситуациям и носят ситуативный характер....

Консультация для родителей «Развиваем эмоции играя»

Каждый родитель мечтает, чтобы их малыш был самым-самым, самым красивым, умным, талантливым....