Подготовка детей к школе.
статья (подготовительная группа) на тему
Интеллектуальная готовность к школе, развитие мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка детей к школе. | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка детей к школе.
Доклад. Воспитатель Панченко З.А.
ГБДОУ 16 Адмиралтейского района.
«Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». А.Л. Венгер.
Дорогие родители!
Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка, безусловно требующей определённого уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной.
Часто под готовностью к обучению подразумевают только определённый уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что само по себе тоже важно. Но это понятие готовности к учению значительно шире и многообразнее. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебной деятельности. И прежде всего сформированность желания учиться ( мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться»,без осознания этого «надо» ребёнок не сможет успешно учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и т.д.
Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь, и что не менее важно, восприятие, внимание, работоспособность. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.
В большей части работ, посвящённых изучению готовности ребёнка к школе, выделяют три относительно самостоятельных аспекта: физический, специальный и психологический.
Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности ребёнка и состояние его здоровья, зависящие от многих обстоятельств, в том числе от генотипа и темпа физиологического созревания. Существуют четыре основные группы здоровья.
1 группа – это здоровые дети.
2 группа – дети, имеющие риск возникновения хронической патологии и склонные к инфекционным заболеваниям. У нас в детском саду таких детей – 20 процентов.
3 группа здоровья – дети, страдающие хроническими заболеваниями, имеющие ослабленный иммунитет, часто болеющие. У нас в детском саду таких детей 80 процентов.
4 группа здоровья – дети, имеющие серьёзные нарушения в состоянии здоровья, как правило несовместимые с обучением в массовой школе. Среди детей с сильно ослабленным здоровьем нередки случаи задержек психологического развития (ЗПР), общего недоразвития речи (ОНР), нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
Таким образом, физическая готовность к обучению в школе определяется группой здоровья ребёнка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма.
Физическая готовность в значительной степени, но не полностью, обусловливает остальные аспекты школьной зрелости: специальную и психологическую готовность.
Физическая готовность определяется также уровнем развития мелкой и общей моторики у дошкольника, а от развития мелкой моторики зависит и развитие речи , что особенно актуально в нашем логопедическом детском саду. Поэтому специалисты, педагоги нашего детского сада уделяют большое внимание развитию общей и мелкой моторики у детей. Что мы для этого делаем?
Утренняя гимнастика под музыку.
Физкультурные занятия.
Занятия в тренажёрном зале.
Музыкальные занятия, где дети очень много двигаются, даётся много игр с движением, пальчиковая гимнастика.
Занятия с психологом тоже всегда начинаются с пальчиковой гимнастики.
На всех остальных занятиях проводятся: физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые гимнастики.
На прогулке дети активно двигаются: играют в подвижные игры, бегают , прыгают, воспитатели индивидуально занимаются с детьми у которых что-то не получается на физкультурных и музыкальных занятиях.
Рекомендации родителям:
Для того чтобы наши дети росли здоровыми и радостными:
Соблюдайте режим дня.
Правильное питание, здоровый сон, благоприятная атмосфера в семье имеют большое значение для сохранения здоровья детей.
Дети должны больше двигаться, посещать спортивные секции, кружки, занятия.
Рекомендуем ограничить просмотр телевизора, игры на компьютере.
Больше гулять, выезжать за город, играть с детьми в подвижные игры.
Специальная (умственная) готовность ребёнка к школе.
Умственная готовность ребёнка к школе – это развитие интеллектуальных, сенсорных, творческих способностей.
Все эти способности мы развиваем у детей в разных видах деятельности: на занятиях, в играх, в самостоятельной деятельности, в совместной деятельности ребёнка с воспитателем.
Сенсорное развитие – это знание эталонов (форма, цвет, величина).
Интеллектуальное развитие происходит на всех занятиях: формировании элементарных математических представлений, развитии речи, логопедическом, ознакомлении с окружающем. Мы играем с детьми, и в процессе игры (дидактической, развивающей) у детей развиваем внимание, память, логическое мышление, что особенно необходимо для успешного обучения в школе.
Примеры игр, в которые можно поиграть с детьми дома:
- «Четвёртый лишний». Цель: Закрепление обобщающих понятий, развитие внимания.
- «Найди различия». Цель: Развитие слухового и зрительного внимания.
- «Что изменилось?». Цель: Развитие внимания, памяти.
- «Повтори за мной». Цель: Развитие памяти, внимания.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают стимулирующее влияние на них функции руки.
И. П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, так как они несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию.
Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление.
Современные разработки позволили учёным сделать вывод, что тренировка тонкой ( мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребёнка.
К шести – семи годам, в основном, заканчивается созревание зон головного мозга, обеспечивающих развитие мелких мышц кисти, без которого невозможно успешное обучение в школе.
Использование системы игр и упражнений по развитию мелкой моторики и координацию движений руки решает сразу несколько задач:
- Влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка.
-Способствует развитию речи.
-Готовит детей к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
ПРИЁМЫ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Обводка по трафарету.
Обводка и рисование по точкам.
Штриховка в разных направлениях.
Рисование дорожек, лабиринты.
Шнуровка.
Плетение коврика из полосок.
Пособия с пуговицами, мелкими предметами.
Имитация движений («стирка», «варим кашу», «портниха»).
Игры с палочками.
Игры с небольшими мячиками.
Пальчиковые гимнастики.
Штампы.
Коррекция изобразительных навыков (рисование разными материалами, раскраски, лепка, аппликация, оригами).
Формирование графических навыков
ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ.
Мозаика, конструкторы, пазлы.
Игры с пуговицами: «Наведи порядок». Раскладывание пуговиц по коробочкам, самые крупные – в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в мелкую.
«Выложи фигуру». Из пуговиц можно выложить узор, фигуру, чередуя по цвету, форме, размеру.
«Чудесный мешочек». Сначала игрушки показываем ребёнку, а затем он должен узнавать игрушки на ощупь.
ГРАФИКА.
Графика – проводится в подготовительной группе, начиная с октября.
Работа строится на следующих принципах:
- Учёт индивидуального уровня развития.
- Занятия проводятся индивидуально и по подгруппам.
- Соблюдение последовательности заданий с учётом их постепенно возрастающей .сложности.
Проводятся во второй половине дня.
До начала занятий дети знакомятся с листом бумаги в крупную клетку, рисуют на нём орнаменты, обводят клетки цветными карандашами.
(картотека образцов имеется в группах). Даём задания: Обведи клеточку в левом верхнем углу листа, в правом нижнем и т. д. Помогаем ребёнку научиться ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Следим за правильной осанкой, учим правильно держать карандаш.
На последующих занятиях детям даются графические задания, сопровождаемые образцом в тетради, или на доске, словесной инструкцией. Проводятся графические диктанты.
Цели: Ориентировка на плоскости листа.
Графические умения.
Развитие зрительного и слухового восприятия.
Произвольного внимания и памяти.
Воспитание усидчивости, самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Готовность ребе...
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Консультации для родителей "Подготовка детей к школе". Советы по подготовке ребенка к школе.
Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!Подготовить ребенка к школе – не только при...
Дополнительная образовательная программа по подготовке детей к школе «Школа будущего первоклассника» для детей 6-7 лет
Первый класс – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малышей в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Школа дошколят» по психологической подготовке детей к школе (для детей 5,5- 7 лет)
Психологическая готовность к школе — это системная характеристика психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность с...
Подготовка детей к школе. Советы психолога для родителей, дети которых идут в школу
Подготовка детей к школеСоветы психолога для родителей, дети которых идут в школу...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по подготовке детей к школе "Ступеньки к школе"...