«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Сказкотерапия. »
методическая разработка по теме
В плане преемственности между дошкольным и начальным образованием огромное значение имеет программа духовно-нравственного развития, как продолжение интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформирована высшая цель образования – «высоконравственный, творческий ,компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ».
В связи с этим наша основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка, становление и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России. В нашем ДОУ с успехом применяется программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». О.Л.Князева, М.Д.Маханева Мною прилагаются работы по развитию духовно- нравственного воспитания дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_detey.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №9 «Яблонька»
«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Сказкотерапия. »
Воспитатель старшей группы
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного
возраста.
Сказкотерапия- лечение сказкой, новейшая здоровье сберегающая технология, личностно ориентированная на человека.
Сказкотерапия- лечение сказкой, совместное с клиентом открытие тех знаний, которые уже живут в душе и являются в данный момент терапевтическими.
Сказкотерапия- процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём.
Каждая сказка рассчитана на 12 занятий (развитие речи, нравственный урок,беседа-поиск,чтение сказки несколько раз, экология природы- экология души, лепка, рисование и т. д)
Сказкотерапия- способ пополнения банка данных (попав в сложную ситуацию ребёнок сможет найти выход).
Сказкотерапия- процесс активизации проблемных ситуаций.
Сказкотерапия- процесс активизации ресурсов потенциала личности. Сказкотерапия- это процесс экологического образования и воспитания ребёнка(экология природы - экология души).
Сказкотерапия- терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой может осуществиться мечта.
Пять причин плохого поведения и выбор сказок для
коррекции.
1 причина: Желает привлечь к себе внимание. Нужна сказка, в которой описаны модели поведения и способы привлечения к себе внимания окружающих. («Висляткин ключ»)
2причина: Желает влавствовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. Необходимы сказки, в которых предложены модели проявления лидерских качеств. (« Ждёшь короны золотой, а там лишь хвост с чешуёй...»).
Зпричина: Желает за что- то отомстить взрослым. Должна быть сказка, в которой есть указание на искажённое видение героем проблемы и конструктивная модель поведения. (« Конфеты в блестящих обёртках»),
4причина: Ребёнку страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. Нужна сказка, в которой второстепенные герои оказывают главному помощь, поддержку. Предлагают способы преодоления страха.(«Кузьмич»),
5причина: У ребёнка не сформировано чувство меры. Нужна сказка, доводящая ситуацию до обсурда,показывая последствия поступков героя,но оставляя выбор стиля поведения за ним.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Начать работу следует с изучения методики и наблюдения за своими детьми. Где лучше наблюдать: игровая деятельность, прогулка . Определить недостатки в межличностном общении между детьми, между ребёнком и взрослым.
Учёт возрастных индивидуальных особенностей детей данной группы.
Стараться проанализировать данную сказку. Она должна быть интересна педагогу, но самое важное- она должна соответствовать той проблеме ребёнка ( или группы детей), которую вы выявили.
При обсуждении сказки ставятся вопросы: почему? Зачем? Каким образом? С какой целью? А что было бы, если... ?
Никогда не задавать детям прямых вопросов.
До начала работы с использованием дидактической сказки следует провести родительское собрание. Просто познакомить родителей с содержанием работы и объяснить, ЗАЧЕМ эта работа нужна. Познакомить родителей с проблемами их детей.
Направления использования дидактической сказки на занятиях. Воспитание, добрых чувств.
Сказка и экология. Экология природы- экология души. Развитие внимания и воображения. Сказка развивает руки: рисование, лепка, оригами. Обогащение игровой и предметной среды.
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Семейное чтение- это ритуал, а не просто времяпровождение. Задачи сказкотерапии.
- Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
-Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
- Выявление и поддержка творческих способностей человека.
-Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
-Развитие способностей к эмоциональной саморегуляции (умение управлять собой).
-Передача ребёнку основных жизненных принципов и закономерностей. ДЕТСКИЕ СТРАХИ
Детский страх - психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения, как реакция на действительную и воображаемую опасность.
Страх имеет много причин, как субъективного , так и объективного порядка.
Формы страха.
Боязнь- когда мы чего-то боимся, испуг, аффективный страх.
Чтобы страх не появлялся у ребёнка в острой форме необходимо предварительно ознакомить его с вероятными осложнениями и опасностями. Это создаёт у него уверенность в благополучном исходе, однако чувство страха важно для того, чтобы предупредить нас об опасности и подсказать, что пора искать помощь и поддержку.
Если ребёнок мал, психическая травма слаба, то эффективно моделирование этой ситуации( рисунки, игра в травмирующую ситуацию- показать монстра смешным, трусливым, убегает, прячется).
У детей страхи бывают такими- не знаю-боюсь, узнал- перестал бояться. У каждого из нас бывают страхи, но они могут вырасти до невероятных размеров, если над ребёнком будут смеяться, называть слабым и стыдить за слёзы и испуг.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ.
Формула, записанная в подсознании человеческого зародыша, определяет не только его развитие, но и весь жизненный путь личности. «Меня хотят , любят и ждут»Человек уверенный, надёжный, активный. Если ребёнок родился «назло»,и родители долго сомневались, оставить ли его, то рождается человек со слабой волей. Он не любит самого себя, уверен, что весь мир к нему враждебен. Поведенческие черты: агрессивность, замкнутость, капризность, неуправляемость. ЖЕЛАННЫЙ или НЕЖЕЛАННЫЙ ребёнок.
Родовая травма- это неорганические последствия родов. Внутри матери дитя защищено, умиротворено, гармонично связано с мамой. Но наступают роды и появляется первый человеческий страх, страх перед жизнью. Поэтому важно, как и где появился малыш, были ли телесные и вербальные контакты с матерью.
Дети страдают от негативных установок родителей: сильные люди не плачут, думает только о себе и не жалеет других, уж лучше бы тебя вообще не было, ты всегда это делаешь хуже других. Эти установки зацепляются в подсознании, и ребёнок отдаляется от родителей, становится скрытным, ленивым, недоверчивым, неуверенным в себе. Сказывается также отсутствие учёта темперамента ребёнка. Низкий культурный уровень родителей, отсутствие культурных интересов, характер времяпровождения, отсутствие отца.
Завышенная или заниженная самооценка: заниженная - происходит из-за резкости оценок детей их родителями (растяпа, неряха, тупица). Без ласки и доброты в детстве взрослый страдает от злобности и эгоцентризма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.
Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ. В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...
Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста
Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»
Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, с...
Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...
Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»
Данный мастер- класс для педагогов по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии...
Инновационный проект «Духовно нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными к...