Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр.
материал по теме
Традиционно дня подготовим руки к письму используется изобразительная, игровая, бытовая деятельность, которая прямо или опосредованно влияет на развитие тонкой моторики. При решении данной проблемы недостаточно используются возможности физкультурно-оздоровительной деятельности, в том числе спортивных игр. В научно-методической литературе для развития мелкой моторики явное предпочтение отдается пальчиковой гимнастике, а в современных программах дошкольного образования в разделе «Физическая культура» средства развития тонкомоторных действий даже не упоминаются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razv_m._m_ruk_sredstv_fiz_upr.doc | 71.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие тонкой моторики
средствами физкультурных упражнений и подвижных игр.
Традиционно дня подготовим руки к письму используется изобразительная, игровая, бытовая деятельность, которая прямо или опосредованно влияет на развитие тонкой моторики. При решении данной проблемы недостаточно используются возможности физкультурно-оздоровительной деятельности, в том числе спортивных игр. В научно-методической литературе для развития мелкой моторики явное предпочтение отдается пальчиковой гимнастике, а в современных программах дошкольного образования в разделе «Физическая культура» средства развития тонкомоторных действий даже не упоминаются.
В условиях модернизации дошкольного образования и поиска путей повыше ния его качества без ущерба для здо ровья детей не может оставаться без вни мания процесс их физического воспита ния, прежде всего физическая подготовка к школе, являющаяся сложной и много плановой проблемой.
В современных исследованиях отмеча ется: около 20% детей поступают в школу, не достигнув биологической зрелости; 30-40 - составляют группу риска с точки зрения развития психических нарушений; 21 - имеют дефекты речи; 74% - наруше ния опорно-двигательного аппарата.
У значительной части современных де тей отмечается общее моторное отставание, в том числе в управлении руками. Даже за вязывание шнурков вызывает затруднение, пришивание же пуговиц становится не про сто невыполнимой - опасной задачей.
Важным условием полноценного овладе ния будущим первоклассником учебными навыками, в том числе письмом, является достаточное развитие сенсорного и мотор ного компонентов двигательного анализа тора тела и руки как непосредственного орудия графической деятельности.
Изучение уровня развития тонких, диф ференцированных движений пальцев и кисти рук первоклассников обычно приво дит учителя к неутешительному выводу: движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам дея тельности. Это относится к использова нию ручки и карандаша в качестве графи ческих инструментов, что требует сложно- координированных движений руки. Поэтому при оценке физической подго товленности детей старшего дошкольного возраста считаем целесообразным, наряду с оценкой качественных и количествен ных показателей развития общей мотори ки, использовать диагностические методи ки, позволяющие объективно оценить разви тие тонкомоторных действий ребенка.
К сожалению, о проблемах с координа цией движений и мелкой моторикой боль шинство родителей узнают только перед школой. Предпринимаются форсирован ные попытки наверстать упущенные в до школьном детстве возможности развития тонкомоторных действий.
Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную зрелость моз говых структур, заставлять ребенка зани маться через силу неэффективно. Начи нать надо с физических упражнений, кото рые доставляют удовольствие. Поэтому, в системе традиционных средств развития тонкой моторики шире должны использоваться имитационно- игровые упражнения, придающие смысл двигательной деятельности. Они доступ ны и интересны ребенку. Игровая форма помогает ему установить связь между мо тивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.
В спортив ных играх взаимодействуют сенсорные сис темы различной модальности, что является фактором совершенствования сенсорной организации движения, т.е. действия с мя чом, ракеткой, битой, клюшкой предостав ляют широкие возможности для развития тонкой моторики.
При подготовке старших дошкольников к обучению в школе необходимо учиты вать и то, что развитие двигательной сфе ры вообще и тонкой моторики в частности является важнейшим условием психичес кого развития ребенка.
Игры с участием рук и паль цев приводят в гармоничное взаимодейст вие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, под тверждают связь тонкой моторики с разви тием мозга.
Сегодня стано вятся востребованными новые источники пополнения и обогащения средств физи ческой подготовки детей 5-6 лет к школе.
Благодаря наглядности и практической направленности действий со спортивным инвентарем появляется целенаправлен ность и осмысленность этих действий, что позволяет достичь существенных резуль татов в развитии тонкой моторики и руч ной ловкости; при этом мелкую моторику рук гораздо эффективнее развивать сопря жённо с развитием общей моторики. При мером могут служить общеразвивающие упражнения типа:
• «Передай мяч, гимнастическую палку и т.д.» (над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, согнутой в колене, и др.).
• «Положи-возьми мяч, кубик» (сидя, стоя на колене, стоя, в сочетании с разными наклонами, приседаниями).
• «Измерь гимнастическую палку» (хватательны ми движениями, плотно приставляя ла донь к ладони).
• «Барабан» (наклониться к кубику, лежащим на полу, побарабанить пальцами, выпрямиться).
Упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук по лезны детям, так как требуют их сопряжен ной работы и охватывают разные группы мышц. Их можно использовать в комплек сах утренней гимнастики и гимнастики по сле сна. Итак, общеразвивающие упражне ния с мячами, кубиками, гимнастической палкой - эф фективное средство развития тонкой моторики, поскольку именно предметно- манипулятивная деятельность лежит в ос нове развития двигательных функций рук.
Подвижные игры и имитационно-игро вые упражнения могут быть включены в физкультурные занятия и применяться на прогулках, а также в самостоятельной дви гательной деятельности.
Игры и имитационно-игровые упражнения
для развития тонкомоторных действий.
1. «Забей мячик в ворота!» (щелчком за гнать мячик для пинг-понга в ворота).
2. «Удержи мячик!» (удерживать мячик двумя пальцами с их сменой).
3. «Брось мячик в вертикальную или го ризонтальную мишень!».
4. «Чье звено скорее передаст, гимнастическую палку, мяч и т.д?».
5. «Почекань мячик ракеткой!» (чере дование правой и левой руки, вращение кистью).
6. «Кто скорее измерит?» (пере хватами рук измерить гимнастическую палку).
7. «Подбрось-поймай!» (уронить массажный мяч на пол и поймать его после от скока).
8. «Меткие стрелки». И.п. - сидя на полу друг напротив друга, ноги шире плеч. Щелчком передавать мячик для пинг-понга.
9. «Кругосветное путешествие» (вра щение на 360 градусов мяча диаметром 20 см в разные стороны пальцами).
10. «Кулак, ребро, ладонь». И.п. - стоя или сидя. Рукой выпол няются движения: «ребро, ладонь, кулак», затем смена рук.
11. «Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех!» (катание массажного мячика или мячика для пинг –понга в ладонях).
В дошкольном возрасте преобладает выразительная, изобразительная моторика при использовании имитационно-игровых упражнений, поэтому необходимо руко водствоваться следующими правилами:
• Постепенно увеличивать координаци онную сложность.
• Формировать способность выполнять имитационно-игровые упражнения в ме няющихся условиях.
• Использовать различный спортивный инвентарь в одном игровом упражнении.
• Развивать двигательные ощущения и восприятие.
• Учить преодолевать нерациональную мышечную напряженность, актуализиро вать осознанную установку на расслабле ние в нужные моменты.
• Изменять способы выполнения дейст вия, исходные положения, инвентарь.
Выполнение этих правил поможет пре дупредить утомление, улучшить коорди нацию и регуляцию мышечных усилий, активизировать функции различных ана лизаторов и в перспективе успешно ре шить задачу своевременного развития об щей и тонкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение моторики для развития рабенка. Игры и упражнения для развития тонкой и общей моторики.
В статье описаны различные игры и упражнения на развитие моторики ребенка. Приводятся примеры упражнений для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движе...
Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе
Рекомендации по проведению упражнений и игр на свежем воздухе....
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: "РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР"
В системе традиционных средств развития тонкой моторики широко используются имитационно-игровые упражнения. Они доступны и интересны ребёнку, придают смысл его двигательной деятельности. Игровая ...
Консультация для педагогов по теме: "РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР"
Даннная консультация предназначена для руководителя физического воспитания в детском саду.Традиционно для подготовки руки к письму используется изобразительная, игровая, бытовая деятельность, которая ...
Выступление к педсовету. Тема: «Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр».
Выступление к педсовету. Тема: «Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр»....
ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ГРУППАХ КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Здоровый ребенок – счастье семьи. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.Двигательная ...
"Развитие тонкой моторики средствами физкультурных упражнений и подвижных игр"
Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждают связь тонкой моторики с разви­...