Общение родителей с детьми
материал по теме

Игнатьева Инна Владимировна

Этот материал возможно будет интересен и полезен для родителей. Что позволит им правильно общаться со своим ребенком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состоянии тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» (Психологический словарь, 1997, с.386).

Следует четко разграничивать термины «тревожность» и «страх».

Э.Изард (1999) трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых и является страх.

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые «возрастные страхи». Исследования показывают, что первые проявления страха наблюдаются у детей уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов. В два года дети чаще всего боятся посещения врача, а начиная примерно с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят такие страхи, как страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 лет - смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым нормам и требованиям.

Если у ребенка страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

И.Раншбург и П.Поппер выявили закономерность: чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов.

Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. Однако, специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9-11 годам - соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего конфликта, вызванного негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку или завышенными требованиями, а также противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и школа.

Как общаться с тревожным ребенком?

Можно привести следующие рекомендации общения с тревожным ребенком:

1.        Как можно больше общаться с ребенком, устраивать совместные праздники, походы в зоопарк, театр, прогулки на свежем воздухе, игры. При общении с тревожным ребенком старайтесь установить визуальный контакт - глаза в глаза.

2.        Принятие чувств и желаний ребенка и его самого таким, какой он есть.

3.        Повышать самооценку ребенка (хвалить в присутствии других детей и взрослых).

4.        Не уговаривать ребенка не бояться и не высмеивать его.

5.        Не угрожать ребенку, не кричать, не делать множество замечаний.

6.        Не предъявлять к ребенку завышенных требований, совершенно невыполнимых для ребенка.

7.        Не воспринимать малейшую неудачу, как катастрофу.

8.        Проигрывать с ребенком сложные для него жизненные ситуации.

9.        Рисование страхов с последующим их обсуждением.

10.        Более позитивно относиться к жизни.

 «Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью и гиперактивностью» (Психологический словарь, 1997, с.72).

Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. К подростковому  возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. В основе гиперактивности в основном лежит минимальная мозговая дисфункция, которая является причиной возникновения школьных проблем.

Синдром гиперактивности - это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики.

Р.Кэмпбелл (1997) считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки в воспитании:

1.        Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом.

2.        Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка.

3.        Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Как общаться с гиперактивным ребенком?

1.        Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам».

2.        С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно.

3.        Составить список запретов и четко следовать ему. Помните, что запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, какие санкции будут введены взрослыми за нарушение того или иного запрета. В свою очередь родители должны быть очень последовательными при исполнении санкций.

4.        Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю).

5.        Научить ребенка управлять гневом (см. «Общение с агрессивным ребенком»).

6.        Обучить ребенка не только слушать, но и слышать - понимать инструкции взрослого: проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания.

7.        Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний.

8.        В повседневном общении с ребенком родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами «нет» и «нельзя».

9.        За несколько минут до начала новой деятельности предупредите ребенка об этом. Причем, чтобы не вызвать агрессии ребенка, лучше если по истечении данного времени ему напомнит будильник.

10.        Соблюдайте дома четкий распорядок дня.

11.        Перед сном оградите ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению. Полезны ребенку спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно поговорить с ребенком, узнать о его проблемах.

Агрессия - это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному (Реан А.А., 1999, с.218).

Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. (там же, с.218)

Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций.

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, то необходимо обучить ребенка приемлемым способам выражения гнева :

научить ребенка прямо заявлять о своих чувствах;

выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому этим детям будут полезны любые релаксационные упражнения. Интересные и эффективные упражнения можно найти в книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать» (1998г.). В процессе обучения можно говорить с ребенком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева.

М.Мак-Кей, П.Роджерс и Ю.Мак-Кей (1997) рекомендуют несколько приемов обретения самоконтроля. Например, в карман одежды можно положить нарисованный от руки дорожный знак «Стоп». Как только агрессивного ребенка начнут одолевать незваные мысли и желания, он может достать из кармана картинку и мысленно или шепотом произнести «Стоп». Для того, чтобы прием начал работать необходима многодневная тренировка.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого - научить ребенка выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. C этой целью можно обсудить с ребенком наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Очень полезно совместное чтение взрослого с ребенком с дальнейшим обсуждением прочитанного, когда взрослый поощряет выражение ребенком своих чувств. А также рекомендуется сочинять с ребенком сказки, истории.

Как общаться с агрессивным ребенком?

Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева, Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать  исподтишка, специально делать что-нибудь назло(медленно выполнять указания родителей).

Технику: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое - наказание или лишение привилегий, тоже не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливого вопроса своего ребенка :»А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. Авторы книги «Укрощение гнева» дают взрослым рекомендации по развитию способности к самообладанию. М.Мак-Кей, П.Роджерс и Ю.Мак-Кей (1997) советуют родителям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. В таких ситуациях лучше уйти в другую комнату. Чтобы полностью установить контроль над собой, авторы рекомендуют взрослым двигаться медленнее, стараться не делать резких движений, не кричать и не хлопать дверью.    

Рекомендации избавления от гнева:

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

Следите за собой, особенно в те минуты, когда Вы находитесь под действием стресса и Вас легко вывести из равновесия.

Если Вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

В те минуты, когда Вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное (примите ванну, послушайте любимую музыку, посмотрите комедию...)

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности.

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Стили педагогического общения. Общение родителей с детьми.

В данном реферате я  разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми....

Анкета для родителей "Особенности общения родителей с детьми"

Раскрытие особенностей общения родителей с детьми...

Консультация для родителей "Простые правила общения родителей с детьми (или чтобы коммуникация состоялась)"

Каждый опыт поучителен и даёт какие-то размышления...     Летом, работая с детьми, наблюдала разные модели взаимоотношений родителей и детей....

Беседа с родителями по теме «Общение родителей с детьми»

Консультация для  родителей по теме «Общение родителей с детьми». Советы, помогающие снять остроту конфликтных ситуаций....

Консультации для родителей "Особенности общения родителей с детьми в семье"

Цель: Дать родителям полное представление об общении, показать важность и значимость общения для полноценного развития ребенка, расширить представление родителей об эмоциях, их влиянии на общение, под...