Проблемы одаренных детей.
материал (подготовительная группа) на тему
Чтобы распознать у ребенка "сплетение дарований", то есть сочетание разных способностей, необходимо знать, какие способности существуют. Большинство опрошенных родителей отвечают следующим образом:
Способным считается дошкольник, который
- хорошо выговаривает звуки;
- умеет связно говорить;
- легко обучается счету и письму;
- хорошо лепит;
- умеет рисовать;
- легко запоминает и пересказывает сказки, рассказы, мультфильмы.
Способным считается школьник, который
- умеет грамотно и красиво писать;
- хорошо считает;
- обладает хорошей памятью и быстро схватывает материал;
- много и быстро считает;
- получает хорошие отметки;
- старателен.
А как быть тем у кого эти способности не развиты или развиты недостаточно, так как речь идет только об интеллектуальных способностях.
Как мы видим, речь идет только об интеллектуальных способностях, а как быть тем, кто
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_odarennyh_detey.docx | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы одаренных детей
«Он лез ко всем с вопросом «Почему?»
Его прозвали Маленький Философ.
Но только вырос, начали ему
Преподносить ответы без вопросов».
С.Я. Маршак
В научной и психологической литературе говорится, что под способностями человека понимают индивидуальные устойчивые склонности (особенности души) к тому или иному виду деятельности. Хорошо известно, что при одинаковых условиях некоторые люди справляются более легко и успешно с тем или иным заданием. Более того, существуют такие виды деятельности (например: музыка, живопись, математика, хореография …), которыми одни люди не в состоянии овладеть, другие же, напротив, справляются легко и с удовольствием.
При высокой степени выраженности той или иной способности говорят об одаренности, а в сочетании с успешной работой при максимальной реализации дарования приводит к феноменам, известным как талантливость или даже гениальность.
В толковом словаре С.И.Ожегова значение слова «талант» определяется следующим образом:
- Выдающие врожденные качества, особые природные способности.
- Человек, обладающий такими качествами, способностями.
Пытаясь дать ребенку как можно больше знаний, мы, взрослые часто не задумываемся о том готов ли ребенок взять эти знания, усвоить и переварить их. В погоне за интеллектуальным развитием родителям зачастую некогда учитывать ни индивидуальные особенности ребенка, ни свойства его нервной системы. Результаты не замедляют сказаться: могут появиться раздражительность, страхи, непослушание, невозможность сосредоточиться и даже нежелание познавать.
У детей, которые научились читать раньше, чем думать, мышление формализуется. Так убивается в детях интерес и стремление к познанию.
Чтобы распознать у ребенка «сплетение дарований», то есть сочетание разных способностей, необходимо знать, какие способности существуют. На вопрос: «Какие дети являются способными»?. Большинство опрошенных родителей ответили следующим образом.
Способным считается дошкольник, который:
- хорошо выговаривает звуки;
- умеет связно говорить;
- легко обучается чтению и счету;
- хорошо лепит из пластилина;
- умеет рисовать;
- легко запоминает и пересказывает сказки, рассказы, мультфильмы.
Способным считается школьник, который:
- умеет грамотно и красиво писать;
- хорошо считает;
- обладает хорошей памятью;
- быстро схватывает материал;
- много и быстро читает;
- получает хорошие отметки;
- старателен.
Как видим, оцениваются в первую очередь интеллектуальные способности. Дети, никак не обнаруживающие у себя таковых, автоматически зачисляются в разряд неспособных. Именно это – самая большая и непростительная ошибка взрослых.
На самом деле способностей гораздо больше. Психолог, педагог А. Гармаев в книге «Обрести себя» выделяет 16 способностей у человека.
- Умственная или интеллектуальная
- Архитектурная
- Ремесленная
- Музыкальная (музыкально-исполнительская, певческая, композиторская)
- Художественная
- Литературная
- Педагогическая
- Врачевательная
- Техническая
- Организаторская
- Растениводческая
- Животноводческая
- Классификаторская
- Пластическая (спортивная, танцевальная)
- Ораторская
- Подражательная
Но это видимо еще не все! Педагогам и психологам предстоит еще много потрудиться над решением вопросов, касающихся способностей и их развития.
Художественно-одаренные люди – духовный и творческий потенциал нации. Они генерируют идеи и создают произведения искусства.
Но при современной системе образования художественно-одаренные дети испытывают наибольший дискомфорт в школе. Чем более логично и последовательно разъясняется материал, тем тяжелее усвоить его. Им нужен полет мысли, пространство для творчества, которого нет в школе. Поэтому они отвлекаются сами и отвлекают ребят в классе, крутятся, вертятся, получают «двойки» и замечания.
Внимательно приглядевшись к злостным нарушителям дисциплины, мы увидим, что большинство из них являются детьми «художественного типа».
Почему же получается, что даже опытные педагоги ошибаются в определении одаренных детей?
Сам принцип подхода к детям как одаренным и неодаренным неверен.
- Способности ребенка развиваются неравномерно и по мере восхождения его по ступенькам постоянно меняющихся интересов и склонностей. И чем больше пройдет ребенок таких ступенек, тем богаче и разностороннее в итоге станет личность.
- Кроме того поставив клеймо «неодаренного» на ребенка, способности которого ярко не проявляются, взрослые, и в частности учителя, убивают в нем не только желание обучаться, но и веру в собственные силы. В школе такой ребенок плохо учится, а у него золотые руки, и он бы мог стать замечательным столяром, мастером по ремонту машин или отменным строителем.
Нередко такие дети сначала пополняют ряды бесцельно шатающихся по улице подростков, а потом начинают выпивать и употреблять наркотики.
И совсем не потому, что они неспособные или неодаренные, а оттого, что с ними рядом не оказалось ни одного взрослого, который разглядел бы в них скрытые способности и помог бы им раскрыться.
Существует точка зрения, что категория одаренности – это итоговая характеристика личности, и принадлежать она должна не детям, а взрослым.
Тем не менее, термин «одаренность» прочно вошел в лексикон педагогов. Проблемой одаренности занимается целый раздел педагогики. Составляется множество программ по работе с одаренными детьми. Но, к сожалению, активная работа ведется в основном по развитию интеллектуальных способностей (в различных направлениях: лингвистическом, математическом, естественном и т.д.), все остальные способности игнорируются. В таком случае правильнее и тактичнее по отношению к другим детям было бы давать конкретные названия программ. Пусть бы они назывались так: «Программа работы с интеллектуально одаренными детьми» или «Программа работы с художественно одаренными детьми. Иначе можно подумать, что кроме интеллектуальных не существует никаких других способностей.
В настоящее время российские педагоги, так же как и их коллеги из других стран, продолжают увлекаться разработкой различных тестов, которые должны определять уровень интеллектуальных и творческих способностей детей. Но тесты – вещь спорная. Во-первых, они составляются для всех, а истинная одаренность отличается нестандартностью и не укладывается в рамки теста. Во-вторых, в момент проведения теста невозможно учесть такие субъективные факторы как самочувствие, настроение ребенка.
Однако взрослые рискуют тестировать детей не только на интеллект, но и на уровень творчества. Доктор Е. Торранс, эксперт по вопросам творчества выделяет в творческом процессе четыре характеристики: скорость, гибкость, оригинальность и разработанность.
Детям скорее надо помогать, а не измерять уровень их способностей и выбраковывать неспособных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема адаптации одаренных детей и подростков.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики, развития и социализации детей и подростков волнуют пед...
Проблемы одаренных детей
В презентации говорится о проблемах, с которыми сталкиваются одаренные дети, их родители и учителя и технологиях, применяемых в работе с одаренными детьми....
"Проблема воспитания одаренных детей в семье и детских садах"
В этом реферате я изучала отношение к детям с особыми знаниями и сверхинтелектом....
Методическая разработка по теме: «Психологические проблемы одаренных детей»
Фраза о том, что таланту нужно помогать, а бездарность всегда сама пробьется, не лишена смысла. Конечно, интеллектуально одаренный ребенок, как правило, хорошо учится и является гордостью ...
презентация на тему " Как помочь одаренным детям в разрешении проблемы."
презентация на тему " Как помочь одаренным детям в разрешении проблемы"...
Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренных детей и детей с ОВЗ в период детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск
Актуальные проблемывоспитания и обученияодаренных детей и детей с ОВЗв период детстваМатериалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск...
Проблемы воспитания одаренных детей
Статья для выступление на конференции педагогов...