Занятие в "Клубе современных родителей"
рабочая программа по теме
В ГБОУ детском саду №1734 ЮВАО постоянно работает "Клуб современных родителей". Тематика заседаний Клуба весьма разнообразна. Чаще всего тема выбирается в результате опроса родителей, реже - по предложению педагогов. Материал одного из занятий в Клубе с педагогом-психологом предлагается Вашему вниманию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_sovremennyh_roditeley_v_gbou_ds_1734_28.10.09.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ детский сад №1734 «Клуб современных родителей» 28.10.09.
Тема: «Активное слушание».
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».
Активно слушать ребенка –
значит «возвращать» ему в беседе то,
что он вам поведал,
при этом обозначая его чувства.
Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что Вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.
Правило 1. Если Вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и Ваши глаза находились на одном уровне.
Правило 2. Если Вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы Ваши ответы звучали в утвердительной форме.
Правило 3. Очень важно в беседе «держать паузу».После каждой Вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку, не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что Вы рядом.
Правило 4. В Вашем ответе также полезно повторить, что, как Вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Пример 1.
Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах:
«Он отнял мою машинку!».
Что обычно мама может сказать в таком случае?
– Ну, ничего, поиграет и отдаст.
Или намного жестче: - А ты, что, не можешь постоять за себя?
Пример 2.
Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надеть «эту уродскую шапку».
Мама: Перестань капризничать, вполне приличная шапка!
Или: Вот вырастешь, будешь покупать себе такие, какие захочешь, а пока носи эту!
При всей кажущейся справедливости простых ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.
Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней больше, принять ее. Вспомните хорошую пословицу: «Разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое».
Вариант «активного слушания»:
Сын: Он отнял мою машинку!
Мама: Ты не хотел давать Вове машинку, а он у тебя ее отнял.
(повторение услышанного своими словами)
Сын: Вовка свои игрушки мне не дает, и я не хочу ему давать.
Мама: (пауза) Ты очень огорчен и рассержен на него (обозначение чувств)
Вариант «активного слушания»:
Дочь: Не буду я носить эту уродскую шапку!
Мама: Тебе она очень не нравится.
Пример 3 - Вариант «активного слушания»:
Сын: Не буду больше водиться с Петей!
Папа: Не хочешь с ним больше дружить
(повторение услышанного своими словами)
Сын: Да, не хочу.
Папа: (после паузы) Ты на него обиделся (обозначение чувств)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ЗАДАНИЕ 1.
Перед Вами таблица, в которой нужно заполнить графу «Чувство ребенка». В левой колонке Вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по-вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. Запишите в третьей колонке обычный ответ, который Вы могли бы дать ребенку. Пока не думайте о вашем ответе в форме активного слушания.
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка | Ваш обычный ответ | Ваш ответ в формеактивного слушания |
| Испуг, обида | Подумаешь! На то он и шарик, чтобы лопаться! Да мы еще купим! | Ты испугался и шарик очень жалко. |
ЗАДАНИЕ 2.
По сути, это продолжение первого задания. Запишите в четвертой колонке Ваш ответ на слова ребенка, обозначая в этой фразе чувство, которое (по вашему предположению) он испытывает (см. образец).
ЗАДАНИЕ 3.
Сделайте свою таблицу с примерами из собственной жизни. Вполне возможно, что у Вас не получилось с первой попытки активно слушать своего ребенка. Не отчаивайтесь. Запишите предполагаемый «правильный» ответ. Проанализируйте свои ответы и свой разговор с ребенком.
Начните то же делать в Вашем повседневном общении с ребенком: замечайте моменты его различных переживаний, когда он обижен, расстроен, боится, не хочет, устал, рассержен, радостен, нетерпелив, увлечен… и называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (а не вопросительной!) форме вашей реплики и о паузе после ваших слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на тему "Какие они, современные родители"
Клуб "Успешные родители" готов порадовать вас очередной темой для беседы с родителями.Цель: совместная работа родителей и воспитателя в д/садуЗадачи: освоение первоначальных представлений социального ...
Эссе на тему: «Что изменилось в современных детях по сравнению с их сверстниками ХХ века? Какие сложности характерны для сегодняшних дошколят? Можно ли современных дошкольников научить дружить и сотрудничать? Какие проблемы испытывают современные родител
Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений. Сравнение развития и воспитания разных поколений....
Родительское собрание в средней группе «Современные дети и современные родители»
Родительское собрание в средней группе «Современные дети и современные родители» - 2 часть собрания проводится в нетрадиционной форме: Квест - игра " В поисках драгоценного клада"...
ТРЕНИНГ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ «Современные дети – современные родители»
У педагогов имеется определенный багаж знаний в области построения гармоничных отношений взрослый - ребенок. Использование полученных знаний в педагогической деятельности дает определенные результаты:...
Тренинг для родителей «Современные дети – современные родители»
Общая идея тренингаУ педагогов имеется определенный багаж знаний в области построения гармоничных отношений взрослый - ребенок. Использование полученных знаний в педагогической деятельности дает опред...
Тренинг с родителями «Современные дети – современные родители»
Развитие у родителей навыков гармоничного общения с детьми, обсуждение с участниками проблем взаимоотношений с их детьми, конфликтов, на формирование партнерских отношений, как с детьми, так и друг с ...
Консультация для родителей "Современные игрушки в помощь современным родителям".
В материалах консультации представлен опыт использования современных игрушек для обогащения речи детей среднего и старшего дошкольного возраста....