Работа с родителями . Консультация для воспитателей.
статья по теме
Консультация для воспитателей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
desyat_zapovedey_dlya_roditeley.docx | 299.44 КБ |
konsultaciya_dlya_vospitateley.docx | 23.02 КБ |
detyam_ispolnilos_chetyre_goda.docx | 49.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Десять заповедей для родителей .
|
Подготовили воспитатели ; Головкина О.В.
Как подготовить ребенка к школе.
Первое, что приходит в голову, когда мы слышим слова “подготовка к школе” - учиться читать, считать и писать. К сожалению, не все родители знают, что школа обязана взять ребёнка даже, если он всего этого не умеет. Несмотря на этот факт, такие умения не будут лишними при поступлении в школу. Во-первых, потому что большинство одноклассников будут иметь навыки счёта и письма. А, во-вторых, это хорошая база, на которую будет легче ложиться программа 1 класса.
Где подготовить ребёнка к школе?
- заниматься дома самостоятельно по специальным пособиям, кубикам, таблицам, счётным палочкам;
- записаться на подготовительные курсы при школе;
- записаться в детский развивающий центр в группу подготовки к школе;
- обратиться к частному преподавателю.
Как подготовить ребёнка к школе?
- беседовать о жизни, читать книги и обсуждать их;
- изучать буквы, цифры, формы, противоположные понятия;
- научить считать до десяти;
- научить читать;
- развивать мелкую моторику (рисовать, лепить, конструировать, нанизывать бусины, делать аппликации,
- развивать внимание и усидчивость;
- развивать память (учить песни и стихи, делать специальны задания в пособиях, играть в игры для развития памяти);
- учить анализировать (найти связь начала истории и её конца), придумывать рассказ по картинкам.
Как определить психологическую готовность к школе?
– ребёнок хочет учиться;
- он умеет общаться с детьми и взрослыми, не боится обратиться к ним;
- умеет аргументировать свою точку зрения;
- понимает, для чего нужна школа;
- умеет подчиняться правилам;
- может самостоятельно делать задания;
- умеет собирать свои вещи.
Не менее важно уделить внимание здоровью будущего ученика - заниматься спортом и закаляться.
Готовность к школе
Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению.
Каждый родитель может самостоятельно проверить готовность ребёнка к школе.
Тесты на проверку внимания
- Проверить внимание ребенка очень хорошо позволяют задания, основанные на принципе "найди отличия". Ребенку показывают две картинки, на которых изображено практически одно и то же.
- Для проверки речи ребенку можно предложить сравнить слова. При этом ему предлагается выявить отличия между словами и сказать, например, какое слово короче, в каких словах одинаковое количество букв; какие слова отличаются одной, двумя или более буквами. Например: “кот” и “кит”.
Задания, проверяющие уровень развития мышления
- Для выявления подобных способностей очень хороши задания, в которых предлагается дополнить недостающий элемент или исключить лишний. Например: “дуб - ель - тюльпан - берёза”.
- Еще одно упражнение, определяющее способность ребенка к логическому и пространственному мышлению: "собери картинку". Ребенку предлагается картинка в разрезанном виде.
Задания на проверку развития воображения и речи
- Наиболее распространенный вариант подобного задания - составление рассказа по картинкам.
- Попросите объяснить значение некоторых слов, например, "телевизор".
Проверка готовности ребенка к обучению русскому языку и русской речи
- Для определения фонематического слуха предложите ребёнку выстукивать разнообразные ритмы, предлагая ребенку повторить за ним.
- Можете предложить ребенку с помощью палочек или кружочков отобразить, сколько букв, например, в слове “луг”.
Проверка математических представлений
- На вступительном собеседовании ребенка могут попросить посчитать до десяти или даже до двадцати, причем как в прямом, так и в обратном порядке. Малыш должен также уметь разбирать числа первого десятка. В качестве упражнения для контроля знаний его могут попросить разложить, например, число "девять" с помощью счетных палочек (1 и 8; 2 и 7; 3 и 6; 4 и 5).
- Важно, чтобы ребенок мог сравнивать предметы, например полоски бумаги разной длины и ширины. Он должен сказать, какая полоска шире (уже) и длиннее (короче); сколько длинных полосок, сколько коротких, каких больше (меньше, поровну).
- Некоторые психологи, участвующие в проведении собеседования, задают вопросы или задачки на логическое мышление. Это могут быть известные загадки или небольшие проблемные ситуации, для решения которых нужно выявить определенный "подвох".
Например:
“Стоит клен. На клене две ветки, на каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: ни одной - на клене вишни не растут.)
Тесты, помогающие выявить готовность ребенка к школе
Ребёнку можно предложить утверждения о школе и спросить его, согласен он с ними или нет. За каждый утвердительный ему поставят один балл.
Примеры утверждений
1. В школе у меня будет много новых друзей.
2. Мне очень интересно, какие в школе уроки.
Тест на выявление знаний ребенка о школе и школьном распорядке
Ребёнка могут попросить ответить на вопросы о школе. За каждый правильный ответ засчитывается один балл.
Примеры вопросов
1. Что такое класс?
2. Что такое урок?
3. Что такое каникулы?
4. В классе учатся дети одного возраста или разного?
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, не управляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
Первое, что приходит в голову, когда мы слышим слова “подготовка к школе” - учиться читать, считать и писать. К сожалению, не все родители знают, что школа обязана взять ребёнка даже, если он всего этого не умеет. Несмотря на этот факт, такие умения не будут лишними при поступлении в школу. Во-первых, потому что большинство одноклассников будут иметь навыки счёта и письма. А, во-вторых, это хорошая база, на которую будет легче ложиться программа 1 класса.
Где подготовить ребёнка к школе?
- заниматься дома самостоятельно по специальным пособиям, кубикам, таблицам, счётным палочкам;
- записаться на подготовительные курсы при школе;
- записаться в детский развивающий центр в группу подготовки к школе;
- посещать дошкольное учреждение..
Как подготовить ребёнка к школе?
- беседовать о жизни, читать книги и обсуждать их;
- изучать буквы, цифры, формы, противоположные понятия;
- научить считать до десяти;
- научить читать;
- развивать мелкую моторику (рисовать, лепить, конструировать, нанизывать бусины, делать аппликации,
- развивать внимание и усидчивость;
- развивать память (учить песни и стихи, делать специальны задания в пособиях, играть в игры для развития памяти);
- учить анализировать (найти связь начала истории и её конца), придумывать рассказ по картинкам.
Как определить психологическую готовность к школе?
– ребёнок хочет учиться;
- он умеет общаться с детьми и взрослыми, не боится обратиться к ним;
- умеет аргументировать свою точку зрения;
- понимает, для чего нужна школа;
- умеет подчиняться правилам;
- может самостоятельно делать задания;
- умеет собирать свои вещи.
Не менее важно уделить внимание здоровью будущего ученика - заниматься спортом и закаляться.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
Все, у кого есть дети-дошкольники, знают, что общая готовность к школе – одна из самых актуальных тем. И на это есть весомые причины. Потому, что будущее ребенка, в большой мере зависит от того, как у него сложится школьная жизнь.
Перед поступлением в школу, дети обязательно проходят собеседование, специальное тестирование. Группа школьных педагогов проверяет общий объем знаний, навыки ребенка. Важным, в этой оценке, есть умение считать и читать, запоминать. Не второстепенно, иметь интеллект, позволяющий освоить программный материал.
Дети могут быть подготовлены к школе, но показывать низкую успеваемость, чувствуя себя усталыми, раздражительными. Многие ученики младшей школы часто болеют простудными заболеваниями, страдают от расстройства пищеварения. Проявление этих симптомов(т.н.психосоматика),в большинстве случаев,следствие психологической незрелости ребёнка-младшего школьника. Здесь мы говорим о другой готовности к школьному обучению - о психологической. Главная задача психолога, в оказании помощи дошкольникам - выявить психологическую готовность к школьному обучению,содействовать развитию психологической зрелости у детей.
Ошибочно, многие родители считают, что готовность к школе заключается только в умственной готовности. В связи с этим, они не жалея сил, водят своего ребёнка на занятия по тренировке памяти, развитию мышления... Однако готовность к школьному обучению, имеет ряд и других, очень важных, параметров.
Учитывая собственный опыт, опыт наших коллег, мы пришли к мнению, что психологическую готовность к школьному обучению определяют личностная, волевая, социально-психологическая, речевая, интеллектуальная, физическая готовность.
1. Личностная готовность.
Это готовность ребенка принимать новую социальную роль, роль школьника, имеющего иной круг прав и обязанностей.
Эта личностная готовность выражается в отношении
ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, одноклассникам, самому себе.
2.Волевая (мотивационная) готовность.
Успешному школьнику, важно уметь произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью.
Ребенок должен быть мотивирован на обучение.
Волевая готовность также предполагает определённый уровень развития
эмоциональной сферы ребёнка. К началу школьного обучения, у ребёнка должна
быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость.
Волевую готовность считают сформированной, если
ребёнок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий.
Волевая готовность формирует желание. Самым важным компонентом школьной готовности считается желание, т.е. наличие мотивации к учебной деятельности.
3. Социально-психологическая (коммуникационная) готовность к школьному обучению.
Этот компонент готовности, включает в себя формирование у детей качеств,
благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями.
Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему
необходимо обладать достаточно гибкими способами установления
взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское
общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в
общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы,
развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации
школьного обучения.
4. Под речевой готовностью понимается не только как правильность звукового произношения слов, словарного запаса... Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа.
5. Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний и навыков, умение их практического применения.
6.Физическая готовность является важной вспомогательной частью психологической готовности к школе. Она определяет общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребёнка: степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Мы определяем психологическую готовность к школьному обучению.
К 6-7годам, ребенок уже представляет собой личность. Он хорошо осознает свой пол и возраст, умеет себя занять, проявляет усидчивость в одном деле до 30 -45 минут. Он уже умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: дошкольник уже способен контролировать свои чувства и эмоции, умеет считаться с обстоятельствами. «Я должен», вытесняют инфантильное «Я хочу». К концу дошкольного возраста дети проявляют потребность обучения в школе.
Материал подготовила воспитатель ; Головкина О.В.
При подготовке данного материала была изучена следующая литература.
1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972.
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1.
4. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987
5. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994
6. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970
7. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995
8. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992
9. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 1980
10. Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991
11. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991
12. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976
13. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к школе», М. 1978.
14. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией И. В. Дубровиной, М. 1998
15. «Учимся общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М., М. 1999
Предварительный просмотр:
«Как мальчики становятся мальчиками, девочки - девочками»
Существует достаточно способов узнать, как ребенок себя воспринимает. Наблюдательный родитель может это сделать сам без помощи психологов. Выбор игрушек или игр, стиль одежды, ролевые предпочтения в играх, стиль поведения, общение со сверстниками, творчество - все это несет в себе информацию о самосознании ребенка, о его полоролевых ориентациях и предпочтениях.
Приведем это на примере рисунков детей. Ручка, ножка, огуречик…вот и вышел человечек. Кто он? Взрослый порой не могут определить точно, кто изображен на рисунке - мальчик или девочка. Но ребенок-то точно знает, кого он нарисовал. И когда он начинает рисовать сам, то не рисует человека вообще: это всегда изображение мальчика или девочки.
Проанализировав работы детей дошкольного возраста, можно выделить некоторые особенности, характерные для рисунков мальчиков и девочек.
Девочки рисуют себя с выделенными ресницами и ртом, любят пририсовывать «взрослые» атрибуты - бусы, каблуки, часто изображают себя с бантиками, с цветами.
В рисунках мальчиков менее насыщенная цветовая гамма: они используют меньше цветов, чем девочки. Себя обычно изображают черным, синим, коричневым, часто с портфелем, на фоне машин.
Обычно детский автопортрет совпадает по цветовой гамме с изображением человека своего пола. Но бывает, что ребенок рисует себя похожим и по цвету, и по деталям на представителя противоположного пола. Иногда изображения «мальчика» и «девочки» очень похожи между собой, особенно у младших детей. Чем старше дети, тем реже это встречается.
Если в 4-5 лет типичный рисунок «девочки» - это изображение мальчика с прорисованной юбочкой и косами, то уже в шестилетнем возрасте изображение мальчика и девочки четко различаются.
По детским рисункам очень хорошо видно, как ребенок относиться к своему и противоположному полу. Маленькая, невзрачная фигурка говорит о низкой оценке ребенком изображенного персонажа, о собственном чувстве превосходства, особенно если фигура, изображающая себя, намного больше. Чаще бывает, что максимальные размеры имеет представитель одного с ребенком пола, автопортрет же характеризуется средними размерами. Так и должно быть, поскольку у мальчиков как раз происходит разрыв связей с матерью и формирование идентификации с отцом. На девичьих рисунках, как правило, все фигурки одного размера. Неуверенность ребенка в своей половой идентичности проявляется в явно меньшем размере автопортрета по сравнению с фигурами как своего, так и противоположного пола. Об этом же свидетельствует схожесть собственного изображения с изображением лица противоположного пола.
Конечно, опираясь на рисунки, нельзя сделать вывод о нарушении у ребенка половой идентичности.
Как мы отмечали выше, идет процесс формирования себя как представителя определенного пола. Какие-то черты, присуще противоположному полу, приписываются себе, позднее они могут быть отброшены. Это временное приписывание находит отражение в рисунках детей. В связи с этим хотелось бы отметить, что даже если в ребенке будут развиваться психологические качества, свойственно обоим полам, это не так плохо. Считается, что именно такие люди обладают большей социальной адаптивностью, легче приспосабливаются к различным жизненным ситуациям. Неблагоприятными можно считать те случаи, когда ребенком полностью отвергаются черты своего пола и безоговорочно принимаются все особенности противоположного. Вывод о неблагополучии процесса половой социализации можно делать только на основе наблюдения за ребенком во всех сферах его жизни: в играх, в общении и др. Если у родителей, воспитателей появятся сомнения, то лучше обратиться к специалисту. Существует точка зрения, согласно которой после шести лет изменить половую идентичность воспитательными воздействиями практически невозможно. Поэтому родителям так важно быть внимательным к проблемам своих детей.
Но современные родители не могут жить только прошлым, поэтому воспитатели в работе с ними должны быть в курсе современных тенденций. В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей младшего дошкольного возраста, но, по мнению И.О. Кона, которое мы разделяем, уже «не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху».
Сказывается как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, преобладание нуклеарных семей и т. д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания. Но роль семьи сохраняется. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальности каждого ребенка дают ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности личности.
В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, хорошо знают индивидуально типологические особенности раннего развития своего ребенка, основные симптомы недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента его рождения находятся рядом.
Организация системной и научно обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, когда большинство родителей не имеет специального образования и знакомо с особенностями психического развития детей только эмпирически, сложная и подчас недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции.
В результате специального изучения было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей (82 %) положительно относится к воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, но при этом только единицы (5 % ) знают, как это делать. А как быть с остальными.
Очевидно, что взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями надо начать с формирования доверительных отношений, а затем осуществлять его по основным линиям развития ребенка
- здоровье и физическое развитие;
- социально-личностное;
- познавательно-речевое развитие;
- художественно-эстетическое.
Все эти направления взаимодействия с родителями подробно описаны во многих пособиях для дошкольных образовательных учреждений, поэтому не считаем необходимым подробно останавливаться на них.
Рассмотрим лишь те направления, которые имеют прямое отношение к вопросам воспитания детей с учетом их гендерных особенностей.
Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка в русских традициях; о роли матери и отца в крестьянской и дворянской русской семье; о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения.
Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и проведение обучающих семинаров и конкурсов для родителей по этой теме. В настоящее время учеными и практическими работниками разработано множество эффективных приемов влияния на родителей, которые могут использоваться по формированию у них гендерной компетентности. Сотрудникам дошкольных образовательных учреждений в первую очередь важно помнить, что у родителей воспитанников тоже было детство, и воспоминания, связанные с ним, являются опорой при овладении новым педагогическим содержанием.
В заключение подчеркнем, что, несмотря на то, что мальчики и девочки во многом отличаются друг от друга, диапазон индивидуальных различий намного превосходит диапазон тендерных различий, которые в большей своей части обусловлены социокультурными факторами, то есть влиянием социума и культурных традиций, в которых проживает и воспитывается ребенок.
Предварительный просмотр:
Ребёнок от четырёх до пяти лет.
Детям исполнилось четыре года. Возросли их физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, родитель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Нередко средний дошкольник многократно обращается к взрослому с одними и теми же вопросами, и от взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка. Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжала машина, и пр.). У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре.Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В средней группе, как и в младшей, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. В течение дня дети участвуют в разнообразных играх - сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и др. Часть из них организуется воспитателем и используется как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму. В этом возрасте наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Неопытныйвоспитатель иногда расценивает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем«заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении. Дети на данном этапе отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.Внимательное, заботливое отношение взрослого к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружа ющегомира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему? ». Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми. Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту. Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
| ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективные формы работы с родителями (Консультация для воспитателей).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» «Коллективные формы работы с родителями»(Консультация для воспитателей)...
Работа с родителями. Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"
Консультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "трудовой десант" работа с родителями (субботник) подготовила воспитатель МБДОУ № 33, г.Армавир Ивсина Т.З.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "трудовой десант" работа с родителями (субботник)...
Сообщение из опыта работы на ГМО. Консультация для воспитателей
Сообщение из опыта работы. консультация ля воспитателей...
Нетрадиционные формы работы с родителями. (Консультация для воспитателей)
Сегодня возникла необходимость строить новые партнерские взаимоотношения с родителями, а это в свою очередь диктует новые формы и условия такого взаимодействия. ...
Тема: «Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями» Консультация для воспитателей
Тема: «Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми и их родителями»Консультация для воспитателей...
«Нетрадиционные формы работы с родителями». Консультация в рамках «Школы молодого воспитателя».
Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным элементом в детском саду является группа. Воспитатель, ...