Гиперактивные дети, как помочь им.
методическая разработка (средняя группа) по теме

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnae_deti.docx17.19 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивнае дети, как помочь им.

В последнее время в нашей стране возрос интерес к проблеме гиперактивности детей, т.к. данный вариант развития ребенка становится весьма распространенным.

        «У меня такой шустрый ребенок, на месте и минуты не посидит, за что ни возьмется, сразу бросает.  А пошел в школу, так учителя только и твердят, какой он невнимательный и несобранный. Не знаю, что с ним делать,» - жалуется одна мама другой.

Это в самом общем виде характеристика гиперактивного ребенка, быстрого, беспокойного, неугомонного с импульсивными реакциями.

К тому же такие дети крайне «неудобны» для воспитателей, учителей и даже родителей: они в любой ситуации доставляют окружающим много хлопот, очень неровны в усвоении необходимых знаний и навыков, с трудом адаптируются к школе.

Наиболее ярко гиперактивность проявляется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, т.к. именно в этот период осуществляется переход к ведущей учебной деятельности, и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуется умение концентрировать внимание на длительный отрезок времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. И как раз, чаще всего именно в этот возрастной период ребенка родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности ребенка.

Гиперактивный ребенок отличается от других прежде всего повышенной двигательной активностью и недостаточным умением концентрировать свою деятельность и поведение. Вот примерный «портрет» такого ребенка.

Согласившись поиграть со мной в игру «Да нет», Валера (ребенок старшей группы) никак не мог запомнить правила игры. Наконец поняв ее суть и выполнив часть  заданий правильно, вдруг начинает снова уточнять правила игры. Получив новое задание (вычеркнуть определенные фигурки на листе), выполняет его хаотично: посмотрел первую строчку фигурок, затем нижнюю строчку справа налево, поднялся вверх по диагонали, снова вернулся к первой строке.

Гиперактивных детей можно встретить почти в каждой группе детского сада. Ребенок такого склада часто отвлекается не пытаясь хоть как-то организовать свою работу, начинает действовать, не дослушав инструкцию до конца, и через некоторое время, когда остальные дети уже активно включились в работу, обнаруживает, что не помнит, что нужно делать. В таком случае он либо продолжает бесцельные действия, либо начинает назойливо переспрашивать, что и как делать. Получив совет, такой ребенок не использует предложенные средства, чтобы облегчить выполнение задания, поэтому допускает много ошибок, которые не видит и не исправляет.

Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается: рисованием, физкультурой, математикой или просто слушает сказку. Но такая активность не всегда имеет высокую результативность, и многое начатое не доводит до конца. На первый взгляд, ребенок быстро выполняет задание. Действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у этих детей много лишних, побочных, ненужных движений.

Надо отметить, что многие дети этой категории временами или возбудимы, или внутренне напряжены: у них достаточно часто бывают резкая смена настроения, проявление чувства страха, тревоги. При внимательном наблюдении также можно обнаружить, что эти дети эмоционально бедны: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные и художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.

Важную роль в возникновении и закреплении гиперактивности как определенного способа взаимодействия ребенка с миром играет семья.

Вот еще один пример.

Мама гиперактивного малыша (4,5 года) признается, что, наказывая, она может сказать: «Не люблю я тебя такого!» В результате в последнее время мальчик каждый день с утра многократно спрашивает: «А ты меня любишь?» И если что-то его не устраивает, обижается, отворачивается к стене, плачет и беспокойно повторяет: «Вы меня не любите!»

Почти всех гиперактивных детей волнует, любит ли их мама. Они часто задают матерям этот вопрос, что свидетельствует о том, что присущая малышу потребность в эмоциональном контакте с близким взрослым в данный момент не удовлетворена. Контакт этот может возникнуть, если ребенок «достучится» до взрослого, а взрослый услышит этот «крик» души.

Но мамы гиперактивных детей часто не выдерживают бурного темперамента, чувствительности и эмоциональности своих детей, прибегают к угрозам «лишения любви», воздействуя таким образом на неокрепшие чувства ребенка, манипулируя ими и создавая основу для возникновения тревоги, беспокойства и страха. Поэтому очень важна для ребенка теплая эмоциональная обстановка в семье, и прежде всего теплота во взаимоотношениях с самым близким человеком – мамой. Хотя дети в силу своей повышенной активности как бы сами «уходят», отстраняются от контактов, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия такого контакта возникают нарушения в эмоциональной сфере (тревожность, возбудимость, негативизм, неуверенность и т.д.). А они в свою очередь отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключаться на другое.

Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка?

Первая группа советов относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей, в первую очередь матери.

Необходимо стараться сдерживать свои бурные чувства, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка; поддерживать детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, как бы незначительны они не были; воспитывать в себе интерес к занятиям ребенка; избегать жестких оценок, упреков, угроз, реже говорить «нет», «нельзя».

Вторая группа советов касается организации среды и обстановки в семье.

Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ребенком необходимо составить распорядок дня, следуя которому взрослые должны проявлять одновременно гибкость и упорство; не перегружать ребенка, поддерживая во всех занятиях с ним спокойную атмосферу; определить для ребенка круг обязанностей, а их осполнение держать под постоянным наблюдением, контролем; чаще хвалить ребенка даже за его незначительные успехи.

Третья группа советов направлена на эмоциональное сближение ребенка и взрослого. В этом совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, т.к. она близка и понятна ребенку. Создание взрослым положительного эмоционального настроения в начале игры поможет ребенку взаимодействовать со взрослым с удовольствием.

Какими же по содержанию должны быть игры?

Прежде всего это игры направленные на обобщение эмоциональных ощущений, где ставится задача: успокоить, удивить, рассмешить. Например, игра «Расскажи стихи руками», где ребенок и взрослый по очереди и вместе пытаются различным движением рук передать содержание стихотворения. Игры на согласованность совместных движений: «Пилка дров», «Насос», «Кузница», совместный рисунок и т.д. Можно использовать игровые упражнения «Попробуй показать», «Попробуй угадать», главным содержанием которых является изображение мимикой, интонацией голоса, пантомимикой действий с различными предметами (например, съесть кислый лимон, тающее мороженое, поднять тяжелый чемодан и т.д.). Такие игры не только обогащают ребенка, разнообразными эмоциональными ощущениями, но и способствуют развитию воображения. Очень полезно совместное сочинение стихов, рассказов, сказок.

Так как для гиперактивных детей характерны некоторые нарушения внимания и самоконтроля, необходимо использовать простые игры и игровые упражнения на развитие данных функций такие как «Что изменилось?», «Чем похожи?», «Найди лишнее».

Хочется надеятся, что выше изложенные советы помогут снять напряжение как у ребенка, так и у взрослого, максимально друг с другом сблизиться, почувствовать желания и потребности друг в друге – одним словом, наладить нормальную эмоционально насыщенную жизнь ребенка в семье.

Составила

Воспитатель ГБОУ д/с №239

Г.С.Осипова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивные дети. Как помочь?

Гиперактивные дети доставляют немало хлопот как родителям, так и воспитателям. Многие думают, что эта активность - от избытка энергии. Но это не так. Эти дети очень устают от своей активности, они пер...

Гиперактивные дети: как помочь им и их родителям

В статье дана характеристикагиперактивным детям: причины поведения и коррекция отдельных ее проявлений....

КАК ПОМОЧЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ДЕТЯМ? (Тревожные, агрессивные и гиперактивные дети)

Консультация предназначена для родителей у детей которых наблюдается тревожность или агрессия....

Гиперактивные Дети: Как им Помочь?

Всех возбужденных детей гиперактивными без веских на то оснований считать нельзя....

Консультация для родителей по теме: "Гиперактивные дети, как им помочь?"

Вашему вниманию предлагается рекомендация для родителей о том, как помочь гиперактивным детям и что значит "гиперактивный ребенок"?...

Как помочь гиперактивным детям.

С появлением гиперактивного ребёнка в группе возникает немало проблем и воспитателю следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком....

Консультация для родителей "Гиперактивные дети. Как им помочь?"

Материал будет полезен для родителей и педагогов....