Дружеские советы родителям
методическая разработка (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
*
Зачем родителям играть?
Примерно с 3 до 7 лет ведущая деятельность ребёнка - игровая. Это значит, что наилучший способ познать мир в этот период через игру. Этим ребёнок и занимается практически всё время, свободное ото сна. Период важный и очень продуктивный; это возможность развиваться, знакомиться со «взрослым» миром на детском языке, постигать правила жизни, учиться взаимодействию и взаимопомощи. Как легче объяснить ребёнку, «что такое хорошо и что такое плохо»? Как научить его, не прибегая к нудным увещеваниям, выражать свои симпатии и антипатии? Как помочь "ему находить общий язык с другими людьми? Конечно, в игре!
к
%
к
Разумеется, можно оставить ребёнка один на один с игрой: мол, сам разберется, сам всё поймёт, Есть же, в конце концов, друзья, ровесники, воспитатели в детском саду... Только не стоит удивляться потом, откуда у ребёнка такие странные, не близкие вам представления о жизни, критерии добра и зла, почему ему не хочется расти и взрослеть. «Взрослым быть скучно. Они не играют, не едят мороженое, не смотрят мультики, а только спят и работают» - мнение моего 5-летнего знакомого вовсе не редкость среди его сверстников.
Ролевые игры - известные всем «дочки-матери», «в дом» - с вашим участием засверкают новыми красками. Как правило, ребёнок неохотно берёт на себя роль: в игре он всегда старший, сильный, умный и главный - папа или мама. И вы сможете взглянуть на себя со стороны, ведь ребёнок копирует ваше поведение, ваши интонации и жесты. Игра поможет вовремя уловить зарождающееся непонимание между вами и сыном или дочерью, понять, что тревожит или огорчает ребёнка и вовремя изменить ситуацию к лучшему. При совместной игре родители могут показать более сложную модель поведения, чем пришла бы в голову самому трёхлетнему или пятилетнему ребёнку, поднять непростую проблему и помочь найти выход.
Ролевая игра с родителями помогает ребёнку развить и обогатить речь. Представьте: одно дело придумать игру и самому в неё играть как получится, не пытаясь объяснить что-то взрослым; совсем другое дело, когда нужно маме-взрослой «ведомой» в этой игре объяснить основную идею, распределить роли, согласовать в ней главные сюжетные ходы. Кстати, при обсуждении сюжета родители тоже имеют право голоса - и это поможет, не заостряя внимания, как бы между прочим донести до ребёнка те идеи, которые вам хотелось бы с ним обсудить.
Нередко слышишь от родителей: «Я не умею играть! Мне не интересно! Я домой прихожу - мне бы лечь, а не мечом махать или с куклами возиться». Игра должна доставлять удовольствие всем участникам, иначе она не принесёт ни пользы, ни радости. Отложите кукол в сторону до выходных и подключите фантазию - Вашу и вашего ребёнка. Вы валитесь с ног? Падайте! На диван, а лучше - на пол, на ковёр. И играйте! Вы -Эверест, ребёнок - Отважный Покоритель Горных Вершин, вы - Большая Белая Медведица, он - Медвежонок Умка, вы - Ягуар в Засаде, он - Ягуар в Засаде Тоже ...
>,
Предварительный просмотр:
Фантазируя, будоражите и поощряете воображение ребёнка, побуждаете его думать и
фантазировать. А ещё* для дальнейшей жизни очень полезно уметь подняться над
обыденностью, посмотреть на мир с точки зрения другого - с позиции мамы или дедушки,
великана или комара, Новой Картонной Коробки или Старого Башмака.
V
С ребёнком постарше уже можно заняться играми по правилам. Незаслуженно
забытые «ходилки» - бросаешь кубик и передвигаешь фишку по кружкам, от старта до
финиша - научат соблюдать очерёдность; случайность выигрыша и проигрыша поможет
спокойнее принять поражение и надеяться на победу в следующий раз. Любимая игра
нашего детства «Морской бой» тренирует внимание и память: очень сложно держать в уме
большое игровое поле, запоминать сделанные ходы и планировать свои действия, поэтому
начинать следует с двух - трёх «корабликов», постепенно увеличивая «флотилию».
Развитию памяти, внимания и быстроты реакции послужит и лото - старая семейная
забава. Лото хорошо тем, что в него можно играть не только вдвоём с ребёнком, но и взять
в компанию бабушек, дедушек, младших и старших братьев и сестёр. Кстати, в последнее
время возрождается и другая семейная игра - бирюльки, которая, помимо внимания и
умения сосредоточиться, отлично тренирует мелкую моторику кисти.
Конечно, и в лото, и в морской бой, и в шахматы ребёнок может играть со
сверстниками. И наверняка будет играть с ними. Но научить понимать и принимать
правила игры, показать, как достойно проигрывать и выигрывать без злорадства, могут
только родители. Их задача - сделать это тактично и терпеливо, учитывая психологические
особенности своего чада, иначе неизбежны слёзы и огорчение, а зачастую на всю жизнь
остаётся неприятие игры «на победителя» - из-за страха проиграть, оказаться неуспешным.
Избежать же ситуации соревнования и в школьные годы, и в дальнейшей жизни
невозможно, поэтому родителям легче помочь ребёнку развить эти умения в раннем
возрасте, чем корректировать у более взрослого человека. Игра как ничто другое развивает
воображение. И опять же, именно родители побуждают ребёнка пользоваться
воображением для продвижения вперёд, для познания нового и неизведанного в мире и не
дают задерживаться на уже знакомых образах и сюжетах. А роль творческого воображения
в жизни человека трудно переоценить.
Многие родители считают игру чем-то бесполезным, пустой тратой времени и сил.
Поэтому не поощряют, а скорее подавляют игровую деятельность или, в крайнем случае,
стараются направить в «полезное» русло - в ход идут кубики Зайцева, карточки Домана,
блоки Дьенеша, рамки - вкладыши Монтессори, уникуб Никитиных ... Это тоже достойные
и полезные занятия, в которых участие родителей необходимо: без взрослых ребёнок не
идёт вперёд, а останавливается, многократно повторяя уже пройденный путь, или теряет к
занятиям интерес. Но манипуляции с предметами не должны заменять ролевые и другие
игры, ведь они направлены на развитие только познавательной сферы, а другие стороны
личности остаются в зачаточном состоянии, обедняются. А «недоигравший» ребёнок
гораздо труднее приспосабливается к окружающему миру - ведь то, что его ровесники
«прошли» в игре, с родителями, в сенситивный (благоприятный для развития) период, ему
приходится осваивать самому, причём сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея
права на ошибку.
Позвольте себе побыть ребёнком, воспользуйтесь возможностью иногда
^ - возвращаться в детство - и давайте играть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
Дружеские советы родителям
Рекомендации родителям по воспитанию детей...
Советы родителям по воспитанию отзывчивости, дружеских взаимоотношений ребёнка с окружающими
Материал содержит советы родителям по воспитанию в детях добрых чувств, доброжелательного отношения к окружающим, умения общаться с товарищами в коллективе без конфликтов и агрессии....
Информационный стенд для родителей "Дружеские отношения родителей и детей"
Информационный стенд для родителей "Дружеские отношения родителей и детей"...
Консультация для родителей "Дружеские отношения родителей и детей в семье". Старшая группа
Одинаковых семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но, несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с уравновешенным характером, есть одна ...
Консультация для родителей «Дружеские отношения родителей и детей»
Консультация для родителей «Дружеские отношения родителей и детей»...
Советы для родителей: «10 советов родителям будущих первоклассников».
Школа – это светлый дом,Мы учиться будем в нём.Там научимся писать,Складывать и умножать!...