Советы родителям по воспитанию отзывчивости, дружеских взаимоотношений ребёнка с окружающими
материал (подготовительная группа) на тему

Попова Елена Васильевна

Материал содержит советы родителям по воспитанию в детях добрых чувств, доброжелательного отношения к окружающим, умения общаться с товарищами в коллективе без конфликтов и агрессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_po_vospitaniyu_otzyvchivosti.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям по воспитанию отзывчивости, дружеских взаимоотношений ребёнка с окружающими

Всё идёт из детства. Очень часто родителям кажется, что пока их ребенок еще мал, с ним рано говорить о чём-либо серьезном. «Успеется еще, пусть порадуется, зачем зря травмировать», - думают они. (А впоследствии кто-то из этих родителей горько недоумевает: «Почему наш ребенок думает только о себе, равнодушен и груб? Почему мы вкладываем в него всю душу, а он растет таким бесчувственным!»).

 

Что же упускают эти мамы и папы? Своим бездействием они подрывают первые зачатки эмоциональной чувствительности, отзывчивости и чувства сострадания.

А между тем, эти качества необходимы не только окружающим, но и самому ребенку. Так как человек, выросший эмоционально глухим, менее счастлив, чем человек с развитым «эмоциональным слухом». Ведь у такого человека меньше радостей в жизни, потому что он умеет радоваться только за себя, и, в силу своей «эмоциональной глухоты» чаще оказывается в ситуациях взаимной обиды и непонимания.

 

Тогда как отзывчивый человек, умеющий сострадать, сопереживать и сочувствовать другим, получает радость от глубокого, задушевного общения с людьми и от их удач и побед. Он, как правило, открыт и доброжелателен, с ним приятно общаться, у него есть настоящие друзья, он легче находит выход из конфликтных ситуаций, да и попадает в них реже.  И все эти качества необходимо воспитывать с раннего детства.

 

У психологов есть такой термин - «эмпатия», который обозначает способность к сопереживанию и умению ставить себя на место другого человека или животного.

Следовательно, эмпатия очень важна для воспитания тех качеств в человеке,  о которых мы говорили. От уровня развития эмпатии зависит взаимодействие человека с окружающим миром, адекватная оценка самого себя и своих действий, а значит, его успешность и возможность быть счастливым. 

Эмпатия – это врожденная способность, которая в первую очередь зависит от темперамента и других индивидуальных особенностей ребенка: одни дети эмоциональны, открыты, общительны, им интересны люди, другие – сосредоточены на своём внутреннем мире, малообщительны или поверхностны в своих чувствах и эмоциях. Во вторую очередь, способность к эмпатии зависит от общения, воспитания и обстановки, в которой растет ребенок. И вот тут уже в наших силах помочь ребенку развить «эмоциональный интеллект».

Развитие эмпатии, сострадания и отзывчивости проходит в несколько этапов. Это важно учитывать при воспитании ребенка. Мы постараемся описать каждый этап развития эмпатии и выше перечисленных качеств не только с точки зрения психологии, но и с точки зрения родительской педагогики.

Первый этап -  «эмоциональное заражение». Это качество человека закладывается на первом году жизни.

Второй этап - «чувство сострадания», которое формируется на втором году жизни.  В этот период малыш начинает проявлять активный интерес к другим детям и взрослым.

Третий этап - «способность понимать других» в этот период ребенок выделяет себя из окружающего мира, у него появляется свое Я. При этом, он начинает понимать, что  и у других людей есть свои чувства и желания. Оказывается, не только «я хочу кушать, но и мама тоже»; не только «я злюсь, но и мама тоже». Итак, ребенок начинает «слышать» других, он может иногда проявлять сочувствие и желание придти на помощь, особенно к близким людям (мама устала – подает ей книгу, «укрывает» одеялом). Но пока, в силу своего возраста, ребенок очень эгоцентричен, его собственные чувства всепоглощающи, и он целиком захвачен ими.  Поэтому чаще всего ребенок этого возраста склонен  игнорировать чувства и желания других людей.

Четвертый этап - «сочувствие и отзывчивость» формируется у детей 4-7 лет. Теперь уже ребенок умеет сосредоточиться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков. Проявляет стремление к содействию, правда, пока еще ребенок не всегда знает, что делать и как помочь страдающему.

Пятый этап  - «сорадование» (испытание радости от успехов других людей) и альтруизм (бескорыстная забота о других и готовность жертвовать своими интересами)» формируется между шестью и девятью годами. В этот период, если развитие ребенка шло правильно и у него полностью сформировалось своё «Я», он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников, и оказывает им адекватное и действенное содействие.

Для развития у ребенка чувства сострадания, жалости, ответственности, желания прийти на помощь и где-то сознательно принести в жертву свои личные интересы ради достойной цели, можно предложить следующие задачи и пути их решения, исходя из тех этапов, которые были описаны выше.

 


Эмоционально-нравственное развитие ребенка


 Проявление сострадания и участия по отношению к ребенку и другим людям со стороны самих родителей: «Тебе больно, давай пожалею», «Бабушка спит, не будем шуметь», «Маме тяжело, поможем ей» и т.д.


-
Игры на сближение родителей и ребенка.


-
Знакомство ребенка с миром природы.


- Проговаривание своих чувств и чувств ребенка.


- Узнавание, различение и повторение
звуковых интонаций: плач, смех, крик, стон и т.д. в игре. 


- Узнавание и различение эмоций на
картинках в книжках.


- Продолжи: «Я радуюсь (грущу, боюсь, …), когда...

 

Развитие способности чувствовать других


- Перевоплощения: изобрази трусливого зайчика, изобрази смелого льва, изобрази плачущего малыша, изобрази злую собаку и т.д.


- Ролевые,
творческие, сюжетные игры, игры - драматизации.


- Выразительное и эмоциональное
чтение или рассказывание сказок и историй.


-
Обсуждение сказок, рассказов, жизненных ситуаций, иллюстраций с проговариванием того, что чувствуют главные персонажи, сопереживание им, одобрение или неодобрение их поступков.
 

Понятия «добро» и «зло»


-
Различение добра и зла (на сказках, рассказах, жизненных примерах и т.д.)


- Формирование позитивного отношения к младшим, к родителям, пожилым, инвалидам и др.


- Решение нравственных вопросов. В процессе воспитания обсуждайте с ребенком, почему нельзя мучить животных; можно ли смеяться, если друг упал; можно ли обзываться; зачем нужно делиться игрушками; почему люди стараются помогать друг другу и т.д.


- Воспитание
трудолюбия и вежливости.

 Воспитание в ребенке активной жизненной позиции


- Побуждение ребенка к проявлению сочувствия, сопереживания и помощи по отношению к тем, кто в ней нуждается: «Малыш плачет, давай, его пожалеем!», «Давай, сделаем кормушку для птиц!», «Дети дерутся, нужно их разнять» и т.д.
 

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Глухой к другим людям остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.13 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДОУ.

Полезные советы педагога-психолога для родителей, способствующие успешной адаптации ребёнка к ДОУ....

советы родителям "как выбрать школу для своего ребёнка"

выбирать школу надо не себе, а своему ребёнку...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «Музыкальное воспитание ребёнка»

        СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ    «Музыкальное воспитание ребёнка»       ...

Советы родителям по воспитанию ребёнка

1.Интересоваться жизнью ребенка. Спрашивать у него, что с ним происходит. Постараться быть первым человеком, к которому придет ребенок за советом или с рассказом о своих тревогах. 2.Обращаться к ...

Методическая разработка. Советы родителям по организации весенней прогулки с ребёнком.

Зима позади. Позади суровые морозы и метели. С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Температура неуклонно растет, повсюду слышны птичьи трели. Свежий воздух и ласковое солнце дают за...

Советы родителям направленные на улучшение качества взаимоотношений

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложныйкомплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешностьотношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, пониманиеответственн...