Советы родителям по воспитанию отзывчивости, дружеских взаимоотношений ребёнка с окружающими
материал (подготовительная группа) на тему
Материал содержит советы родителям по воспитанию в детях добрых чувств, доброжелательного отношения к окружающим, умения общаться с товарищами в коллективе без конфликтов и агрессии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_roditelyam_po_vospitaniyu_otzyvchivosti.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы родителям по воспитанию отзывчивости, дружеских взаимоотношений ребёнка с окружающими
Всё идёт из детства. Очень часто родителям кажется, что пока их ребенок еще мал, с ним рано говорить о чём-либо серьезном. «Успеется еще, пусть порадуется, зачем зря травмировать», - думают они. (А впоследствии кто-то из этих родителей горько недоумевает: «Почему наш ребенок думает только о себе, равнодушен и груб? Почему мы вкладываем в него всю душу, а он растет таким бесчувственным!»).
Что же упускают эти мамы и папы? Своим бездействием они подрывают первые зачатки эмоциональной чувствительности, отзывчивости и чувства сострадания.
А между тем, эти качества необходимы не только окружающим, но и самому ребенку. Так как человек, выросший эмоционально глухим, менее счастлив, чем человек с развитым «эмоциональным слухом». Ведь у такого человека меньше радостей в жизни, потому что он умеет радоваться только за себя, и, в силу своей «эмоциональной глухоты» чаще оказывается в ситуациях взаимной обиды и непонимания.
Тогда как отзывчивый человек, умеющий сострадать, сопереживать и сочувствовать другим, получает радость от глубокого, задушевного общения с людьми и от их удач и побед. Он, как правило, открыт и доброжелателен, с ним приятно общаться, у него есть настоящие друзья, он легче находит выход из конфликтных ситуаций, да и попадает в них реже. И все эти качества необходимо воспитывать с раннего детства.
У психологов есть такой термин - «эмпатия», который обозначает способность к сопереживанию и умению ставить себя на место другого человека или животного.
Следовательно, эмпатия очень важна для воспитания тех качеств в человеке, о которых мы говорили. От уровня развития эмпатии зависит взаимодействие человека с окружающим миром, адекватная оценка самого себя и своих действий, а значит, его успешность и возможность быть счастливым.
Эмпатия – это врожденная способность, которая в первую очередь зависит от темперамента и других индивидуальных особенностей ребенка: одни дети эмоциональны, открыты, общительны, им интересны люди, другие – сосредоточены на своём внутреннем мире, малообщительны или поверхностны в своих чувствах и эмоциях. Во вторую очередь, способность к эмпатии зависит от общения, воспитания и обстановки, в которой растет ребенок. И вот тут уже в наших силах помочь ребенку развить «эмоциональный интеллект».
Развитие эмпатии, сострадания и отзывчивости проходит в несколько этапов. Это важно учитывать при воспитании ребенка. Мы постараемся описать каждый этап развития эмпатии и выше перечисленных качеств не только с точки зрения психологии, но и с точки зрения родительской педагогики.
Первый этап - «эмоциональное заражение». Это качество человека закладывается на первом году жизни.
Второй этап - «чувство сострадания», которое формируется на втором году жизни. В этот период малыш начинает проявлять активный интерес к другим детям и взрослым.
Третий этап - «способность понимать других» в этот период ребенок выделяет себя из окружающего мира, у него появляется свое Я. При этом, он начинает понимать, что и у других людей есть свои чувства и желания. Оказывается, не только «я хочу кушать, но и мама тоже»; не только «я злюсь, но и мама тоже». Итак, ребенок начинает «слышать» других, он может иногда проявлять сочувствие и желание придти на помощь, особенно к близким людям (мама устала – подает ей книгу, «укрывает» одеялом). Но пока, в силу своего возраста, ребенок очень эгоцентричен, его собственные чувства всепоглощающи, и он целиком захвачен ими. Поэтому чаще всего ребенок этого возраста склонен игнорировать чувства и желания других людей.
Четвертый этап - «сочувствие и отзывчивость» формируется у детей 4-7 лет. Теперь уже ребенок умеет сосредоточиться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков. Проявляет стремление к содействию, правда, пока еще ребенок не всегда знает, что делать и как помочь страдающему.
Пятый этап - «сорадование» (испытание радости от успехов других людей) и альтруизм (бескорыстная забота о других и готовность жертвовать своими интересами)» формируется между шестью и девятью годами. В этот период, если развитие ребенка шло правильно и у него полностью сформировалось своё «Я», он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников, и оказывает им адекватное и действенное содействие.
Для развития у ребенка чувства сострадания, жалости, ответственности, желания прийти на помощь и где-то сознательно принести в жертву свои личные интересы ради достойной цели, можно предложить следующие задачи и пути их решения, исходя из тех этапов, которые были описаны выше.
Эмоционально-нравственное развитие ребенка
Проявление сострадания и участия по отношению к ребенку и другим людям со стороны самих родителей: «Тебе больно, давай пожалею», «Бабушка спит, не будем шуметь», «Маме тяжело, поможем ей» и т.д.
- Игры на сближение родителей и ребенка.
- Знакомство ребенка с миром природы.
- Проговаривание своих чувств и чувств ребенка.
- Узнавание, различение и повторение звуковых интонаций: плач, смех, крик, стон и т.д. в игре.
- Узнавание и различение эмоций на картинках в книжках.
- Продолжи: «Я радуюсь (грущу, боюсь, …), когда...
Развитие способности чувствовать других
- Перевоплощения: изобрази трусливого зайчика, изобрази смелого льва, изобрази плачущего малыша, изобрази злую собаку и т.д.
- Ролевые, творческие, сюжетные игры, игры - драматизации.
- Выразительное и эмоциональное чтение или рассказывание сказок и историй.
- Обсуждение сказок, рассказов, жизненных ситуаций, иллюстраций с проговариванием того, что чувствуют главные персонажи, сопереживание им, одобрение или неодобрение их поступков.
Понятия «добро» и «зло»
- Различение добра и зла (на сказках, рассказах, жизненных примерах и т.д.)
- Формирование позитивного отношения к младшим, к родителям, пожилым, инвалидам и др.
- Решение нравственных вопросов. В процессе воспитания обсуждайте с ребенком, почему нельзя мучить животных; можно ли смеяться, если друг упал; можно ли обзываться; зачем нужно делиться игрушками; почему люди стараются помогать друг другу и т.д.
- Воспитание трудолюбия и вежливости.
Воспитание в ребенке активной жизненной позиции
- Побуждение ребенка к проявлению сочувствия, сопереживания и помощи по отношению к тем, кто в ней нуждается: «Малыш плачет, давай, его пожалеем!», «Давай, сделаем кормушку для птиц!», «Дети дерутся, нужно их разнять» и т.д.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Глухой к другим людям остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.13 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДОУ.
Полезные советы педагога-психолога для родителей, способствующие успешной адаптации ребёнка к ДОУ....
советы родителям "как выбрать школу для своего ребёнка"
выбирать школу надо не себе, а своему ребёнку...
Советы родителям, которые заботятся о речевом развитии ребёнка
Советы для родителей...
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «Музыкальное воспитание ребёнка»
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ «Музыкальное воспитание ребёнка» ...
Советы родителям по воспитанию ребёнка
1.Интересоваться жизнью ребенка. Спрашивать у него, что с ним происходит. Постараться быть первым человеком, к которому придет ребенок за советом или с рассказом о своих тревогах. 2.Обращаться к ...
Методическая разработка. Советы родителям по организации весенней прогулки с ребёнком.
Зима позади. Позади суровые морозы и метели. С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Температура неуклонно растет, повсюду слышны птичьи трели. Свежий воздух и ласковое солнце дают за...
Советы родителям направленные на улучшение качества взаимоотношений
Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложныйкомплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешностьотношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, пониманиеответственн...