Развитие речевой активности детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа) по теме
Сообщение для педагогов, работающих с детьми ясельной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Галина Дмитриевна Шмакова, воспитатель МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Радость»
Развитие речевой активности детей раннего возраста.
Родное слово-основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний.
К.Д.Ушинский
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове. Дети не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательные интересы. Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты. Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется:
- расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения,
- создавать развивающую речевую среду: чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами;
- использовать специально организованные диалоги разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий.
Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Во-первых, совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения. В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра. Итак, какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста: внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям раннего возраста свойственны подражательность, легкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Поэтому, решая задачи развития речи детей раннего возраста необходимо учитывать, что организуемая деятельность должна быть:
- во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
- во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
- в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).
Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).
Во-вторых это, конечно игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки») В игре «Ладушки» мы используем имена всех детей: «...маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два». При этом касаясь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт.
Для развития словаря также используем приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.
Один из приёмов активизации речи ребёнка – мотивация действий с предметами и объектами, например с комнатными растениями. «Будем поливать растение, потому что оно хочет пить!», «Будем протирать листья, чтобы они стали чистыми!».
Таким образом, для достижения хороших результатов по развитию речи детей мы создаем в группе мирную, доброжелательную обстановку. Для этого используем совместные с детьми игры, рассматриваем вместе с ними книги, ежедневное чтение сказок и потешек. Большую помощь в налаживании благоприятной атмосферы оказывают родители детей. Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша в яслях, была спокойна, доверяя его сотрудникам дошкольного учреждения. Каждый день мы рассказываем родителям о том, как малыш провел время: как ел, как спал, во что и с кем играл, о чем мы с ним разговаривали. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте в 1 младшей группе, и над которой работаем в дальнейшем в младшей и средней группе детского сада это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах, в том числе и в первую очередь, обучая детей рассказыванию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-124646-1476209060.jpg)
Роль устного народного творчества в развитии речевой активности детей раннего возраста
Дана система работы по использованию устного народного творчества с детьми раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/15/picture-430794-1402842111.jpg)
Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС.
Развитие речи детей раннего возраста в соответствии с ФГОС...
Консультации для воспитателей. «Устное народное творчество как средство развития речевой активности детей раннего возраста»
Буквальнос первых дней в жизнь ребёнка входит так называемая "материнская поэзия": колыбельные, потешки, прибаутки, песни, сказки. "Материнская поэзия" развивает и его эмоциональную сферу, и мышление:...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/20/picture-727573-1450601977.jpg)
Развитие речевой активности детей раннего возраста в игровой деятельности
из опыта работы по развитию речевой активности детей группы раннего возраста в игровой деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/12/picture-734976-1452595783.jpg)
Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора
Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством использования малых жанров фольклора...
Устное народное творчество в развитии речевой активности детей раннего возраст
Педагогическая копилкаПлан:1. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни2. Условия и задачи развития речи3. Значение произведений устно...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/13/picture-893841-1486988224.jpg)
Развитие речевой активности детей раннего возраста в театрально-игровой деятельности
Мастер-класс для педагогов и родителей...