Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ
материал (младшая группа) по теме

Шечкина Ольга Александровна

 

УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.

В период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

Поэтому мною был разработан перспективный план по гибкому режиму на адаптационной период для детей третьего года жизни.

Вся работа проводилась  в игровой форме и по разным направлениям:

Игры с воспитателем

Подвижные игры

Пальчиковые игры

Фольклор, художественная литература

Конструктивная деятельность

Сенсорное воспитание Дидактические игры

Элементы театрализованной деятельности

Основная задача игр в адаптационный период - формирование

эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

      Первые игры проводили  фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает воспитатель. Игры выбирали с учетом игровых возможностей детей. Например: «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики»  и т. д.

      Сгладить адаптационный период помогают физические упражнения и

игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также  создавали условия для самостоятельных упражнений: предлагали малышам каталки, машинки, мячи.

      Если дети были не расположены в данный момент к подвижным играм,

мы  читали  им сказку или играли в спокойные игры.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Адаптационный период считается законченным, если:

• Ребенок ест с аппетитом;

• Быстро засыпает, вовремя просыпается;

• Эмоционально общается с окружающими.

• Играет.

 

Перспективное планирование по гибкому режиму 
на адаптационной период для детей третьего года жизни
 
Сентябрь 1 неделя
 
Совместная деятельность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Игры с воспитателем «Давайте познакомимся»
«Кто это» «Покажи, кого назову» «Поездка на машине в магазин игрушек» «Кто с нами рядом живет»
Подвижные игры «Карусель» «Пузырь» «Зайчик серенький сидит»
«Соберем мячи в корзину» «Солнышко и дождик»
Пальчиковые игры «Сорока, сорока кашу варила» «Сидит белка на тележке» «Пароход плывет по речке» «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять»
«Стол», «Стул»
Фольклор, художественная литература Потешка
«Кто из нас хороший» Потешка
«Водичка, водичка, умой мое личико»
Чтение потешки
«Ладушки, ладушки» Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик» Потешка во время прогулки «Солнышко»
 
 
 
 
 
 
 
Сентябрь 2 неделя
 
Совместная деятельность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Игры с воспитателем «Кому это нужно» «День рождения Мишутки» Игры с воздушными шарами «Листопад»
«Поймай солнечных зайчиков»
 
Подвижные игры «Пузырь» «Карусель» «Большие ноги шагают по дороге…»
«Догони мяч» «Мы топаем ногами»
Пальчиковые игры «Где же наши ручки?» «Сорока, сорока кашу варила»
«Шарик» «Домик» «Лодка»
Фольклор, художественная литература Потешка
«Киска, киска, киска брысь…» Рассказывание сказки «Репка»
 
Потешка «Тень-тень, потетень» Чтение потешки
«Ладушки, ладушки» Разучивание потешки «Дождик, дождик…»
Конструктивная деятельность «Заборчик» Дорожка для мышки Башенка из кубиков «Домик» из конструктора «ЛЕГО» «Дорожка»
Сенсорное воспитание Выкладывание цветной мозаики Дидактическая игра «Цветные колечки»
Дидактическая игра «Спрячь мышку» Выкладывание цветной мозаики Дидактическая игра «Найди такой же»
 
 
 
Сентябрь 3 неделя
 
Совместная деятельность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Игры с воспитателем «Превращение в зверушек» «Чудесный мешочек» «Кто это» «Шли-шли, что-то нашли» «Кто с нами рядом живет»
Подвижные игры «Солнышко и дождик» «Бегите ко мне» «Мы топаем ногами» «Котята» «Пузырь»
Пальчиковые игры «Стол», «Стул» «Домик» «Лодка» «Где же наши ручки?» «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять»
Фольклор, художественная литература Потешка
«Водичка, водичка, умой мое личико»
Чтение песенки- потешки
«Баю, бай …» Потешка
«Петушок» Рассказывание сказки «Курочка Ряба»
Потешка
«Баю-баюшки, баю, не ложися на краю»
Конструктивная деятельность Лесенка из кирпичиков Машина Стул Построим теремок Стол
Сенсорное воспитание Дидактические игры «Узнай и назови» «Поручения» «Листопад»
Выкладывание цветной мозаики «Сделай как я» «Угадай, кто поет песенку» (домашние животные)
Элементы театрализованной деятельности Показ сказки на фланелеграфе «Репка»
 
 
 
 
 
Сентябрь 4 неделя
 
Совместная деятельность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Игры с воспитателем «Бегите ко мне» «Напоим куклу чаем» «Найди что назову» «Чудесный мешочек» «Кто что услышит»
 
Подвижные игры «Самолеты» «Лохматый пес» «Поезд» «Кто попадет в корзину?» «Догони мяч»
Пальчиковые игры «Сорока, сорока кашу варила»
«Шарик» «Дождик, дождик кап, кап, кап» «Домик» «Лодка»
Фольклор, художественная литература Потешка 
«Ладушки, ладушки» Рассказывание сказки «Теремок» Потешка 
«Вот они сапожки» Рассказывание сказки «Репка» Потешка 
«Чики, чики, чикалочки»
Конструктивная деятельность Стол и стул Диванчик «Домик из кирпичиков» Башенка из кубиков «Домик» из конструктора «ЛЕГО»
Сенсорное воспитание Дидактические игры «Поручения» Выкладывание цветной мозаики «Узнай и назови овощи» Дидактическая игра «Спрячь мышку» Дидактическая игра «Принеси игрушку»
Элементы театрализованной деятельности Показ настольного театра «Колобок»
 
 
 
 
 
 
 
Октябрь  1 неделя
 
Совместная деятельность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Игры с воспитателем «Паровозик» «Принеси игрушку» «Курочка и цыплята» «Покажи, кого назову» «Угадай, что делать» 
Подвижные игры «Солнышко и дождик» «Огуречик» «Птички летают» «Карусель» «Мы топаем ногами»
Пальчиковые игры «Засолка капусты» «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять» «Цветок» «Лодка» «Шарик»
Фольклор, художественная литература Разучивание потешки «Петушок» Рассказывание сказки «Колобок» Чтение стихотворения А.Барто «Лошадка» Потешка 
«Умница Катенька, ешь кашку сладеньку» Чтение стихотворения «Смотрит солнышко в окошко»
Конструктивная деятельность «Широкая дорога» «Лесенка из кирпичиков» Строим из конструктора «ЛЕГО» «Башенка из кубиков» «Скамейка для кукол»
Сенсорное воспитание Дидактические игры «Парные картинки» «Назови овощи, фрукты» «Узнай и назови зверей» Выкладывание цветной мозаики Шнуровка «Разноцветные цветы»
Элементы театрализованной деятельности Настольный театр «Репка»
 
 
 
 
 
Октябрь  2 неделя
 
Совместная деятельность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Игры с воспитателем «Поручения» «Часы тикают» «Чудесный мешочек» «Найди и принеси» «Паровозик»
Подвижные игры «Лохматый пес» «Самолеты» «Догони мяч» «Огуречик» «Бегите ко мне»
Пальчиковые игры «Домик» «Сорока - белобока, кашу варила» «Пальчик-мальчик, где ты был?» «Засолка капусты» «Цветок»
Фольклор, художественная литература Чтение стихотворения А.Барто
 «Зайка» Потешка «Петушок и его семья» Потешка «Солнышко – ведрышко» Потешка 
«Вот они сапожки» Рассказывание сказки «Теремок»
Конструктивная деятельность «Узкая дорожка» Строим из конструктора «ЛЕГО» «Дом»
 (крупный строитель) «Заборчик» «Мостик»
Сенсорное воспитание Дидактические игры Выкладывание цветной мозаики «Найди маму» «Кто как кричит» «Разложи по цвету» «Узнай и назови овощи»
Элементы театрализованной деятельности Инсценирование потешки
«Курочка Рябушка, куда ты пошла?»
 
 
 
 
 
Октябрь  3 неделя
 
Совместная деятельность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Игры с воспитателем «Принеси игрушку» «Курочка и цыплята» «Покажи, кого назову» «Угадай, что делать» «Найди и принеси»
Подвижные игры «Поезд» «Пузырь» «Воробышки и автомобиль» «Огуречик» «Птички летают» 
Пальчиковые игры «Дождик» «Лодка» «Шарик» «Пальчик-мальчик, где ты был?» «Засолка капусты»
Фольклор, художественная литература Рассказывание сказки
 «Маша и медведь» Чтение стихотворения А.Барто
 «Мишка» Рассказывание сказки
«Заячьи слезы» Чтение стихотворения Е.Благининой «Маша обедает» Чтение стихотворения А.Барто
«Кто как кричит»
Конструктивная деятельность «Стул для Мишутки» «Диванчик» «Дорожка и ворота» «Заборчик для цыплят» «Башенка с заборчиком»
Сенсорное воспитание Дидактические игры «Парные картинки» Дидактическая игра «Спрячь мышку» Шнуровка «Разноцветные цветы» Выкладывание цветной мозаики «Разложи по цвету»
Элементы театрализованной деятельности Инсценирование потешки
 «Киска, киска брысь!»
 
 
 
 
 
 
Октябрь  4 неделя
 
Совместная деятельность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Игры с воспитателем «Что в корзиночке лежит?» «К Мишутке в гости» «Шли, шли, что-то нашли» «Кто что ест?» «Поездка на автобусе»
Подвижные игры «Пузырь» «Воробышки и автомобиль» «Птички летают» «Лохматый пес» «Самолеты» 
Пальчиковые игры Пальчики здороваются «Засолка капусты» «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять» «Дождик, дождик кап, кап, кап» «Ладушки, ладушки»
Фольклор, художественная литература Чтение стихотворения А.Барто
«Лошадка» Потешка 
«Вот они сапожки» Рассказывание сказки
«Козлята и волк» Потешка «Солнышко – ведрышко» Чтение стихотворения А.Барто
«Слон»
Конструктивная деятельность Загородка для цыплят Ворота Лодка для зайчат Ступеньки из кубиков Постройки из крупного строителя
Сенсорное воспитание Дидактические игры «Чудесный мешочек» «Разложи по цвету» Выкладывание цветной мозаики Шнуровка «Разноцветные цветы» «Узнай и назови зверей»
Элементы театрализованной деятельности Имитация животных: заяц, медведь, бабочка
 
 
 
 
 
 
Ноябрь  1 неделя
 
Совместная деятельность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Игры с воспитателем «Кто живет в лесу?» «Воздушные шарики»
 (игра на развитие речевого дыхания) «Самолеты» «Мы топаем ногами» «Напоим куклу чаем»
Подвижные игры «Поезд» «Солнышко и дождик» «Догони мяч» «Бегите ко мне» «Птички летают»
Пальчиковые игры «Где же наши ручки?» Пальчики здороваются «Засолка капусты» «Веселый оркестр» «Пароход»
Фольклор, художественная литература Разучивание потешки
«Дождик, дождик кап, кап, кап» Потешка 
«Тень-тень, потетень» Рассказывание сказки
«Колобок» Чтение стихотворения А.Барто
«Наша Таня громко плачет» Рассказывание сказки
«Маша и медведь»
Конструктивная деятельность Высокие и низкие ворота «Кроватка» Строим из конструктора «ЛЕГО» «Диванчик» «Гараж для машины»
Сенсорное воспитание Дидактические игры «У кого какая мама?» «Что лежит в корзине?»
(«Овощи-фрукты») «Кто к нам в гости пришел?» Игры с прищепками Выкладывание цветной мозаики
Элементы театрализованной деятельности Имитация животных: заяц, медведь, бабочка
 
 
 
Ноябрь  2 неделя
 
Совместная деятельность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Игры с воспитателем «Найди, что назову» «Чудесный мешочек» «Шла коза по лесу» «Надень и попляши» «Воздушные шарики»
 (игра на развитие речевого дыхания)
Подвижные игры «Карусель» «Мой веселый звонкий мяч» «Воробышки и автомобиль» «Огуречик» «Лохматый пес»
Пальчиковые игры «Пальчик-мальчик» «Цветок» «Веселый оркестр» «Пароход» «Где же наши ручки?»
Фольклор, художественная литература Потешка 
«Ладушки, ладушки» Рассказывание сказки «Теремок» Потешка 
«Пошел котик на Торжок» Рассказывание сказки
«Козлята и волк» Потешка «Петушок»
Конструктивная деятельность «Стол и стул» «Широкая дорожка» «Башенка из кубиков» «Кроватка, Диванчик» Строим из конструктора «ЛЕГО»
Сенсорное воспитание Дидактические игры «Чудесный мешочек» «На птичьем дворе» Игры с прищепками «Разложи по цвету» «Спрячь мышку»
Элементы театрализованной деятельности Этюд-имитация «Ветер дует нам в лицо»
 
 
 
 
 
 
Ноябрь  3 неделя
 
Совместная деятельность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Игры с воспитателем «Назови друга ласково» «Мой веселый звонкий мяч» «Мы топаем ногами» «Шла коза по лесу» «Ветерок»
 (игра на развитие речевого дыхания)
Подвижные игры «Зайка беленький сидит» «Птички летают» «Самолеты» «Поезд» «Пузырь»
Пальчиковые игры «Веселый оркестр» «Засолка капусты» «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять» «Пальчик-мальчик» «Цветок»
Фольклор, художественная литература Чтение 
С.Я. Маршак «Детки в клетке» Рассказывание сказки 
«Колобок» Чтение стихотворения 
А. Барто «Зайка» Потешка 
«Тень-тень, потетень» Потешка 
«Вот они сапожки»
Конструктивная деятельность «Башенка с заборчиком» Строим из конструктора «ЛЕГО» «Стол для Чебурашки» «Домик для матрешки» «Ворота и заборчик»
Сенсорное воспитание Дидактические игры «На птичьем дворе» «Кто где живет?» «У кого какая Мама?»
Игры с прищепками «Разложи по цвету»
Элементы театрализованной деятельности Игра имитация «Медведь»
 
 
 
 
 
 
 
Ноябрь  4 неделя
 
Совместная деятельность Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
Игры с воспитателем «Шла коза по лесу» «Назови что покажу» «Бабочка лети»
 (игра на развитие речевого дыхания) «Кто к нам в гости пришел» 
(домашние животные) «Помоги найти маму»
Подвижные игры «Догони меня» «Воробышки и автомобиль» «Зайка беленький сидит» «Мой веселый звонкий мяч» «Карусель»
Пальчиковые игры «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять» «Шарик» «Пароход» «Где же наши ручки?» «Веселый оркестр»
Фольклор, художественная литература Рассказывание сказки
 «Маша и медведь» Чтение стихотворения А.Барто
 «Грузовик» Потешка 
«Пошел котик на Торжок» Рассказывание сказки
«Репка» Чтение стихотворения Е.Благининой «Маша обедает»
Конструктивная деятельность «Дорожка узкая и широкая» Постройки из крупного строителя «Башенка из кубиков» Строим из конструктора «ЛЕГО» «Кроватка, Диванчик»
Сенсорное воспитание Дидактические игры «Цветное домино» «Что лежит в корзине?»
(«Овощи-фрукты») «Разложи по цвету» Игры с прищепками Выкладывание цветной мозаики
Элементы театрализованной деятельности Имитация животных: заяц, медведь
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада»

Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время....

«Родительский клуб, как форма работы по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада»

Детский сад-  новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями,  сопровождаемые изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация-это сложный проце...

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ...

Родительское собрание "Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ"

Конспект родительского собрания "Секреты успешной адаптации ребенка к условим ДОУ"...

Условия успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.Причины, почему ребенок не может привыкнуть к детскому садуОшибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка...

Условия и критерии успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Для того, чтобы привыкание малыша к дошкольному учреждению было успешным, нужен комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий объединение усилий всех специалистов дошкольного учреждения ...