Опыт работы
статья по теме

Кириченко Татьяна Александровна

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний. Чтобы дети поняли и полюбили природу, мало одних наблюдений, надо одушевить для них весь мир и всю природу.. Художественное описание знакомого растения, животного или явления природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдению .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и дает им много радостных переживаний.           Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе своего края.

      Во все времена года в природе есть явления, которые доступны наблюдению детей дошкольного возраста. Одна из задач воспитания состоит в том, чтобы дать детям возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе.

    Привлекая внимание к птичьим голосам, к следам животных, к изменениям, которые происходят в лесу, на лугу, на реке в разную погоду, в разное время года, надо научить детей не только любоваться красивыми пейзажами, но и наблюдать природу, понимать некоторые происходящие в природе явления.

    Чтобы дети полюбили и поняли природу, мало одних наблюдений, говорит Белинский. « Для этого,- указывает он,- надо одушевить для них весь мир и всю природу, заставить говорить языком любви и жизни и немой камень, и полевую былинку, и журчащий ручей, и тихо веющий ветер, и порхающую по цветам бабочку…»

    Общение с природой эмоционально воздействует на ребенка, развивает у него фантазию, воображение, побуждает к передачи чувств словом.

       Все выше сказанное и определило выбор моей работы в детском саду.

Тема над которой я работаю - « Использование элементов русского устного народного творчества в экологическом воспитании дошкольников.»

  Я не случайно выбрала эту тему, так как считаю, что только в ходе постоянного общения и взаимодействия детей с природой возможно становление и развитии личности ребенка. Дети с огромным интересом смотрят на мир природы, черпают из него свои первые впечатления.

  Я, считаю, что при ознакомлении детей с природой необходимо использовать: загадки, пословицы, приметы, заклички, потешки, так как фольклор создавался народом в процессе его труда на природе. Отсюда четкость в загадках, ритмичность в закличках, потешках, краткость и выразительность в пословицах и приметах. Веками народ отбирал и хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

    На прогулках во время наблюдений за явлениями природы  я знакомлю детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, правильность которых можно проверить, Например, приметы связанные с предсказанием погоды на ближайшее время:

- Если зимой вечером на небе много звезд. Жди на следующий день мороза.

- Кошка скребет пол – жди метели.

- Утром нет росы на траве – жди дождя.

- Ласточки летают низко – скоро начнется дождь.

Лучше всего народные пословицы, поговорки, приметы усваиваются детьми, когда их содержание отражают близкие детям явления.

- Мороз невелик, да стоять не велит.

- Береги нос в большой мороз.

    После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле.

    Старшие дошкольники любят отгадывать загадки.  К.Д.Ушинский называл загадку картинным описанием предмета и ценил ее как полезное для ума упражнения. Загадка – это мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего - либо. На Руси загадки издавна  использовались для проверки знаний, смекалки, сообразительности, Я всегда стараюсь подбирать для детей загадки, которые помогают им увидить многообразие мира, о родной природе.

     Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

 Все сквозные, вырезные

                       А возьмешь - вода в руке.( снежинка)

Много потешек и закличек сложено о родной природе. Например: Во время наблюдений за дождем  я использую заклички« Дождик – Дождик»- это помогает детям заметить нависшие над землей тучи. Если вдруг выглянуло солнышко я читаю им потешку « Солнышко- ведерышко». При появлении радуги « Радуга- дуга».При знакомстве детей с животными на занятиях, я часто использую потешки для создания сказочного образа, или для того чтобы подчеркнуть характерные особенности внешнего вида, повадки того или иного животного.

«Петушок – петушок

  Золотой гребешок» или

« Как у нашего кота

  Шуба очень хороша»

        Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей, насекомых.   Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывать интерес к нему.  

     Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, поможет образованию ярких образов, обогатит словарь детей. Поэтому при ознакомлении с окружающей природой я стараюсь обогатить словарный запас детей, развивать их разговорную речь, образное мышление.

    Описание знакомого растения, животного или явления природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям. Так, например, после того как детям прочитают рассказ М.Пришвина « Золотой луг», они на прогулке обращают внимание на вид луга в разное время дня, в разную погоду; с интересом рассматривают одуванчик и другие цветы, замечают изменения в форме их цветков, когда они открываются и закрываются, поникают и выпрямляются.

  Основываясь на имеющихся общих представлениях детей о листьях, цветах, можно дать художественное описание до ознакомления их с растением в природе. Я читаю или рассказываю детям рассказ Н.Павловой « Как облачко» или « Подножная травка», потом на прогулке предлагает детям отыскать их.

  В другом случае художественное  слово должно опираться на личный опыт детей, полученный ими из наблюдений конкретного мира в процессе игр и труда в природе.

   Например: зимой на прогулках или экскурсиях в лесу или в парке дети знакомятся с деревьями, в играх различают деревья по стволу, веткам, коре. После таких наблюдений чтение на занятиях сказки Н.Павловой «Зимняя пирушка» с последующей беседой поможет закрепить у детей полученные в природе представления.

  Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

     На занятиях во время бесед, наблюдений во время прогулок я стараюсь воспитывать у детей любовь к окружающей природе, ко всему живому, умение понимать красоту живой природы, желание беречь ее, заботиться о растениях и животных.

    Большое место в приобщении детей к народной культуре, несомненно, занимают народные праздники. Именно в них собраны тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведение птиц, насекомых. Многие народные обряды своими корнями уходят в глубь язычества и составляют наиболее архаичный пласт русской культуры.

   Огонь – царь, Вода – Царица, Земля – Матушка, Небо – отец – так почитали силы природы в старину и обращались к ним с просьбой о плодородии и урожае. Все это нашло свое отражение в народных праздниках. Веселые, задорные и яркие они близки и понятны детям. За время работы в ДОУ я принимала участие  в народных праздниках: Ярмарка, Масленица. Проводила с детьми занятие, где рассказывала о народных праздниках. С детьми старшей и подготовительной группы проводила сама и принимала участие в народных праздниках: Святки, Колядки.

   Для работы с детьми по экологическому воспитанию я составила перспективное планирование по всем возрастным группам, разработала циклы наблюдений с детьми раннего возраста и планирую разработать циклы наблюдений для детей средней, старшей и подготовительной группы, а также целевые прогулки на природу. Также начала собирать копилку наиболее интересных конспектов занятий по экологическому воспитанию с элементами русского устного фольклора. Разработала диагностику выявления уровня знаний детей по экологическому воспитанию с элементами фольклора.  

я сделала картотеку экологических игр и упражнений, календарь русской природы ( заклички, потешки, загадки, народные приметы, пословицы и поговорки) и широко использую в своей работе. Также я сделала альбомы по всем временам года: зима, лето, осень, весна. В нем календарь русской природы (заклички, народные приметы, пословицы и поговорки, загадки), подробно описала каждый месяц, жизнь животных и растений.    

 В работе с родителями использую все доступные формы, чтобы объяснить им важность экологического воспитания детей. Я провожу беседы, консультации, оформляю тематические ширмы, провожу родительские собрание, где рассказываю о своей работе с детьми. Оформила экологический стенд « Войди в природу другом», где размещаю стихи, пословицы, народные приметы, пословицы и поговорки. В конце года провожу с родителями анкетирование.

   Умелое сочетание художественного слова, с непосредственными наблюдениями и деятельностью детей в природе поможет воспитать у детей внимание и интерес к окружающей их природе, любви к ней.

   Я считаю, что устное народное творчество своей лаконичностью, поэтичностью близко и понятно дошкольникам. Образный язык устного фольклора помогает мне воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...