Консультация - Плыть или не плыть.
материал по теме

Колчина Наталия Васильевна

Плавание - один из немногих видов спорта, противопоказаний к которому практически не существует. Плавать полезно всем и в любом возрасте, а обучение этому навыку желательно начинать как можно раньше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Плыть или не плыть? Вот в чем вопрос!

Плавание - один из немногих видов спорта, противопоказаний к которому практически не существует. Плавать полезно всем и в любом возрасте, а обучение этому навыку желательно начинать как можно раньше.

Плавание - не только удовольствие. Оно приносит огромную пользу. Замечено, что у детей, регулярно занимающихся плаванием, повышается сопротивляемость к болезням и общий тонус организма, совершенствуются движения, вырабатывается пластика, формируется жизненно важный навык - умение держаться на воде. Физическое развитие, которое получает ребенок на раннем этапе жизни, впоследствии позволит ему более успешно развить физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость...

Водная среда уникальна. В ней исключена возможность получения травм. В воде тело находится в состоянии, напоминающем невесомость. Сила выталкивания, возникающая в воде, позволяет уменьшить вес тела, испытываемый на суше. Во время плавания суставы на время лишены опорной нагрузки. В детском возрасте такое ослабление компрессии способствует росту костной ткани.

Тонизирующее действие воды на организм достигается за счет гидростатического давления (вода тяжелее и плотнее воздуха), которое она оказывает на тело. Сила такого давления действует равномерно на всю поверхность тела, поэтому ребенок легко его переносит.

Из-за давления воды на грудную клетку увеличивается глубина выдоха и, как следствие, за ним следует более глубокий вдох. Усиливается работа грудной мускулатуры - диафрагмы, межреберных мышц и прочих. В естественных условиях в процесс дыхания вовлечена примерно 1/5 часть легочной ткани, поэтому в пассивной части легких создаются благоприятные условия для оседания, размножения и действия болезнетворных бактерий, вызывающих различные заболевания дыхательных путей.

Вода очищает и укрепляет кожные покровы, происходит своего рода массаж. Соприкасаясь с биологически активными точками, расположенными на поверхности кожи, вода активизирует обмен веществ, благотворно влияет на периферическую нервную систему. Пребывание в ней совершенствует теплорегуляцию, закаливает организм.

От рождения

В течение первого года жизни обучение плаванию заключается в купании малыша. В период новорожденности дети сохраняют способность инстинктивно задерживать дыхание при погружении в воду. Начав обучение плаванию в первые месяцы жизни крохи, можно гораздо быстрее добиться хороших результатов: ребенок быстро привыкает к воде, в короткие сроки приобретает способность самостоятельно держаться на поверхности, заныривает и до 6-8 секунд может находиться под водой. Когда активность ребенка ограничена, купание - читай плавание - необходимый элемент физического воспитания. Инстинктивные движения рук - ног выступают уже в роли физических упражнений. Так, купание превращается в тренировку. Кроме того, в этом возрасте учить малыша плавать надо в индивидуальном порядке. Ближе к году можно использовать во время купания игрушки, яркие, привлекающие внимание. Особой популярностью у детей, причем разного возраста, по неизвестной причине пользуются обычные столовые или чайные ложки. На первых порах обучения можно взять с собой в воду знакомые привычные предметы: любимую игрушку, поильник, погремушку.

Кстати, плавание полезно и будущим мамам. Занятия в бассейне снижают нагрузки на позвоночник и суставы. Ведь вес женщины за время беременности увеличивается на 10-15 кг. Особенно страдает поясничный отдел позвоночника, на который возрастает нагрузка в связи со смещением центра тяжести. Изменениям могут подвергнуться суставы стопы и голеностопные суставы. Особенно полезно плавать брассом с удлиненной фазой скольжения, способствующей вытяжению позвоночника. Во время плавания происходит улучшение кровообращения, особенно венозного оттока. Облегчается работа сердца, почек. В период беременности и сердце, и почки работают с удвоенной нагрузкой. Сердце прокачивает возросший объем крови - добавляется плацентарный круг кровообращения, почки удаляют продукты распада организма матери и организма будущего ребенка. 

От двух лет

Несмотря на то, что к двум годам ребенок умеет ходить, занятия в воде лучше проводить совместно с взрослыми. Постепенно можно и даже нужно оставлять малыша одного, при условии, что он не боится погружаться и хорошо ориентируется в воде. Занятия в этом возрасте приобретают форму игры; так как такие малыши не могут долго сосредотачивать внимание на чем-то одном, ребенка необходимо увлечь. Игры и задания нужно разнообразить. Объяснения дополнять показом и доходчивыми сравнениями: «как пузырик», «как лягушка», «как звездочка».

От четырех лет

Четырехлетним детям в процессе обучения вводятся элементы и облегченные варианты плавания. Существует четыре способа спортивного плавания: кроль на груди, на спине, дельфин и брасс. Создание и поддержка положительных эмоций у ребенка во время занятий - важный элемент в достижении успеха при обучении. Его необходимо постоянно хвалить, одобрять и подбадривать, стимулируя к дальнейшей деятельности.

С пятилетнего возраста у детей отмечается бурное развитие костной и мышечной ткани. Иногда рост костей опережает развитие мышц, создавая тем самым предпосылки к нарушению осанки. Мышечно-связочный аппарат не справляется с нагрузкой и не может обеспечить должного статического удержания позы. И в этом случае роль плавания - одного из средств профилактики и лечения нарушения осанки - бесценна. Разгрузка позвоночника в воде создает благоприятные условия для роста тел позвонков, активное плавание способствует укреплению так называемого мышечного корсета.

От шести лет

Дошкольный период - переломный этап в жизни любого ребенка. Из дошколенка он превращается в школьника. А современный ученик сильно отличается от своего ровесника, например, восьмидесятых годов. Многим первоклассникам предстоит нелегкий путь в их приобщении к знаниям. В некоторых школах, начиная с 1-го класса, вводят изучение иностранных языков. Увеличивается время пребывания за партой в школе, за домашним заданием дома. В 6-7 лет мышечная система достаточно слабая, окостенение скелета еще не закончено, опорно-двигательный аппарат легко деформируется, то есть вероятность нарушения осанки достаточно высока. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте мышечная система ребенка нуждается в дополнительных мероприятиях, которые помогут подготовить организм к дальнейшим нагрузкам. Известно, что к концу первого года обучения в школах резко возрастает количество сутулых детей. Но нарушение осанки, если оно произошло, не является стойким и необратимым. Вовремя начатые мероприятия по его устранению приводят к хорошим результатам. И здесь опять на помощь приходит плавание. Во время плавания улучшается функциональное состояние основных жизненных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, психоэмоциональной, опорно-двигательной. В некоторых школах вводят уроки плавания как обязательную дисциплину в рамках предмета «физическая культура». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Психолого – педагогический практикум с элементами тренинга для родителей на тему: «Плыть на одной волне».

Еще совсем недавно ты сам был маленьким ребенком, сейчас – ты сам современный родитель. В вихре ежедневных дел, движении, потоке информации не замечаешь, что ребенок, его внутренний мир часто встает н...

консультация для родителей. "Плыть или не плыть? Вот в чем вопрос!"

Плавание - один из немногих видов спорта, противопоказаний к которому практически не существует. Плавать полезно всем и в любом возрасте, а обучение этому навыку желательно начинать как можно раньше....

Непосредственно - образовательная деятельность во второй младшей группе по теме: «Транспорт», с включением экспериментирования «Как заставить лодочку плыть?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по теме " Транспорт" с включением  эксперементирования " Как заставить лодочку плыть"...

Плыть или не плыть?Вот в чем вопрос!

Отдавать ребенка в плание, один из самых распространенный вопрос в наши дни, ведь занятием плаванием благотворно влияет на многие функции детского организма...

консультация "Плыть или не плыть"Вот в чём вопрос?

Плавание полезно всем в любом возрасте,а обучение этому желательно начинать как можго раньше....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...