Растим гражданина
материал по теме
Быть гражданином —значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Растим
Гражданина
Воспитатель: Хаджарова С.П.
Консультация для родителей
Быть гражданином —значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».
Что следует иметь в виду, воспитывая у ребенка дошкольного возраста первые чувства гражданственности? Какие в этой связи стоят перед педагогом и родителями задачи?
Воспитание гражданина - это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувство хозяина — бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину предстоит по-хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами); вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда, к Российской Армии; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, советским традициям; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
Задача взрослых — отбирать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей, на благо общества, на процветание Родины; отношения людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру); общественные события (полеты космонавтов, спортивные соревнования, юбилейные даты, праздники 4Ноября, 1 Мая, День Победы, День Защитников Отечества и др.). Факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение.
Что доступно пониманию ребенка дошкольного возраста, что его может волновать и вызывать интерес?
Прежде всего - это места, где он родился и живет.
Родная природа... Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе — все это источники формирования любви к родному краю.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками в снежки и катался на санках с ледяной горки.
Воспитывая у ребенка любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты. Недаром В. А. Сухомлинский придавал исключительное значение воспитанию красотой: от любовании прекрасным и понимания прекрасного — к созданию прекрасного, к стремлению жить по законам красоты; через красивое — к человечному. Таков, по его мнению, путь к достижению единства эстетического и этического в становлении личности, которое должно проявляться у ребенка не только в чувствах, но и в красоте поведения, и в отношениях с людьми.
Внимание старшего дошкольника надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, библиотека, почта, аптека, метро, булочная, универмаг, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район в целом и его достопримечательности, исторические места и памятники родного города, села. Ребенку объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник знает название своего города, поселка, своей улицы, прилегающих к ней улиц, в честь кого они названы. Он должен знать свой почтовый адрес и путь от дома до детского сада, уметь ориентироваться в ближайших улицах, быть знаком с отдельными достопримечательностями, историческими местами родного города, главными улицами и проспектами, архитектурными ансамблями и памятниками. Ему объясняют: у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.
На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи - дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах в послевоенные годы дети с помощью взрослых открывают такие важные понятия, как «долг перед страной» и «гражданская честь», «любовь к Отчизне» и «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и «военная доблесть».
Детям нежно рассказать о том, что в Великую Отечественную войну многие дети лишились родителей и того, что им принадлежало по праву,— счастливого детства. Для иллюстрации этого в распоряжении взрослых имеется немало материалов.
Важно подвести ребенка к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашизмом, потому что советские люди любят свою Отчизну, Родина чтит героев, отдавших свою жизнь за счастье отмечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники: площадь Победы, улицы имени генерала Карбышева, Олега Кошевого, Зои Космодемьянской... Памятные места есть в каждом городе, селе, поселке. Прочитанная книга, экскурсия к памятнику, прогулки по улицам родного села, носящим имена героев,— все это воспитывает чувство патриотизма в ребенке.
Признательность к тем, кто отстоял счастливое настоящее, формируется у ребенка не только доходчивым и задушевным словом, но и всей жизнью дорогих и близких людей — отца и матери, дедушки и бабушки, их ответственным отношением к повседневному труду, памятью к погибшему бойцу-однополчанину, почитанием боевых наград и фотографий военного времени как семейных реликвий.
Покажите детям имеющиеся в семье ордена, медали, фотографии военных лет, грамоты и знаки трудового отличия и рассказать, за что они получены. Ребенок должен гордиться тем, что близкие ему люди — дедушка, бабушка — были участниками великой исторической битвы, благодаря которой страна победила врага, дав ему, маленькому гражданину, право па счастливое детство.
Воспитатель рекомендует родителям почитать детям старшего дошкольного возраста такие литературно-художественные произведения, как С. Баруздина «Шел по улице солдат», Н. Дилакторской «Почему маму прозвали Гришкой», Александровой «Песня о Чапаеве», А. Барто «На заставе», отрывки из книг Л. Кассиля «Твои защитники», «Памятник советскому солдату» и др.
Быть гражданином своей страны— это непременно быть интернационалистом. Одна из задач воспитания — развивать у ребенка эмоционально-положительное отношение и чувство симпатии ко всем народам, населяющим нашу страну.
Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться у ребенка в активной форме. Мы растим будущего труженика, созидателя. Воспитывая ребенка дошкольного возраста, мы должны предоставить ему возможность выражать свое отношение в чувствах, действиях, поведении, в разнообразной деятельности (играх, занятиях, труде, повседневном общении со взрослыми). Это помогает ему переосмысливать сумму получаемых знаний о Родине, выражать свое отношение к ней в делах,
Родители! Не забывайте о том, что ваша жизнь является примером для ребенка, обладающего высокой подражательностью. Суждения взрослых, свидетелем которых он становится, их отношение к событиям современности — все это подхватывается ребенком, становится его убеждением. Дети легко впитывают образ мыслей старших, остро ощущают, обладают ли взрослые чувством долга перед страной, перед обществом. Это обязывает родителей всегда помнить о собственном примере: в ребенке зреет гражданин, если он постоянно убеждается, что его отец и мать — пример во всем: в отношении к труду, в готовности по первому зову Родины встать на ее защиту, в соблюдении норм социалистического общежития, дисциплинированности на производстве и в быту, в проявлении нетерпимости и активном противоборстве к тому, что противоречит нормам гражданской морали. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, сознании, поведении.
Дети — наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/05/picture-137089-1354727581.jpg)
«Растим гражданина»
Воспитание гражданина – это трудоемкий и многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач. А именно: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому сад...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/25/picture-485673-1411629392.jpg)
«Растить гражданина – долг педагога!»
Дошкольный возраст – важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-542370-1417441199.jpg)
Лекция для воспитателей на тему:«Растим гражданина»
Лекция для воспитателей по патриотическому воспитанию. Воспитание патриотов России предусматривает формирование особо значимых ценностных установок дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-511032-1414687524.jpg)
растим гражданина россии
Растим гражданина России. Родителям на заметку. Мы, взрослые, продолжаем себя в детях. Детство – каждодневное открытие мира. И поэтому хотим, чтобы дети были лучше, совершеннее, актив...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/30/picture-511032-1414687524.jpg)
растим гражданина россии
Растим гражданина России. Родителям на заметку. Мы, взрослые, продолжаем себя в детях. Детство – каждодневное открытие мира. И поэтому хотим, чтобы дети были лучше, совершеннее, актив...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-945584-1611140738.jpg)
Проект патриотического воспитания «Растим патриота! Растим гражданина! Растим человека!»
Реализуем проект «Растим патриота! Растим гражданина! Растим человека!» в рамках нравственно-патриотического воспитания для старших дошкольников. Проект рассчитан на год....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-974769-1510858329.jpg)
Отчет по работе над проектом ДОУ «Растим Патриота! Растим Гражданина! Растим Человека!»
Цель проекта: Создание условий для формирования у детей ответственности за свои действия, воспитание у дошкольников устойчивых положительных качеств, патриотической нравственности и духовной...