Основные формы работы и методики, применяемые в театральной группе «ИГРА».
методическая разработка (старшая группа) по теме
В статье описаны основные формы работы и методики, применяемые в театральной группе «ИГРА», всятые мною за основу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Формирование универсальных учебных действий
при реализации стандартов второго поколения
на уроках окружающего мира».
ГОУ СОШ №1929 1 класс «А»
Учитель Никашкина В.А.
Практика формирования универсальных учебных действий при реализации стандартов второго поколения на уроках окружающего мира находит всё большее применение. Учитель всё чаще предлагает задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно – нравственного опыта и социальной компетентности.
Системно – деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:
- определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;
- изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач;
- стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формирования;
- индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
В программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных жизненных ситуациях. Успех урока во многом зависит от его организации.
В своей работе хочу поделиться опытом, как на уроках окружающего мира в первом классе применяются универсальные учебные действия.
Постановка проблем и их решение присутствует на каждом уроке. Ученику предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций материал урока.
В цели любого урока присутствует процесс развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Требования к уроку:
- развитие познавательных потребностей учащихся;
- расширение кругозора ученика, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний;
- способность развивать специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске;
- логическое действие учащегося с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- стремление и попытки использования познавательных исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным.
О степени сформированности у детей глубоких гуманных чувств к животным можно судить, принимая во внимание следующее:
- интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать о их жизни, повадках;
- осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;
- желание и умение ухаживать за живым существом;
- эмоциональность восприятия и общения с животным.
Фрагмент урока.
При прохождении темы: «Кто такие насекомые и рыбы?» на уроке ставится учебная проблема: признаки насекомых, признаки и разнообразие рыб.
1. На экране картинки с изображением насекомых и рыб. Например: бабочка, щука, жук, стрекоза, карась, сом.
- Разделите картинки на две группы. ( Бабочка, стрекоза, жук. Щука, карась, сом.)
- По какому признаку вы разделили картинки? ( В первой группе – насекомые, во второй – рыбы.)
Постановка проблемы, которую будем решать на уроке.
Детям предлагается ситуация представить, что сейчас лето. Светит яркое солнце. Они оказались на зелёной лужайке. Здесь живут друзья Муравьишки. (Включается лёгкая мелодия.)
- Но кто же они? Догадайтесь!
На экране появляется изображение луга. Открывается наглядное пособие «Природное сообщество. Луг.»
- В эту пору на лугу очень весело. Ответы и рассуждения детей.
- Множество пчёл носится возле цветущих трав! Пахнет мёдом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики.
- Назовите друзей Муравьишки. ( Пчёлы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)
На экране появляются соответствующие картинки. ( Стрекоза, пчела, жук, стрекоза.)
- Как одним словом мы можем их назвать? (Насекомые.)
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)
- Как по другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)
- Почему всех их называют насекомыми? Вот на этот проблемный вопрос мы постараемся с вами ответить и доказать. Научиться узнавать какое из животных – насекомое.
- Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка.) (На экране появляется бабочка.)
По учебнику рассматриваем строение бабочки. Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьёт нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.
- Сколько крыльев у бабочки? (Четыре.)
- Сколько мы видим? (Два.) Почему?
- Сколько ног у бабочки? (Шесть.)
- Какие насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза, божья коровка).
На экране появляются следующие картинки. Дети рассматривают их и находят у них те же части тела. У стрекозы и божьей коровки нет хоботка, вместо него – челюсти, потому что эти насекомые питаются другой пищей.
- Сосчитайте количество ног у стрекозы и у божьей коровки. Что вы можете сказать?
(Их шесть.)
2. Работа по учебнику.
Дети высказывают свои суждения. Анализируют и убеждаются в том, что у всех насекомых по шесть ног.
3. В процессе наблюдения за насекомыми постепенно усложняются задания: предлагается определить среду обитания; найти зависимость способа передвижения от строения конечностей; рассказать о пользе данного насекомого; классифицировать насекомых, выделяя общие и специфические признаки, присущие данному представителю. Рассказы о пользе данного насекомого готовятся учениками заранее.
Такое постепенное усложнение программного материала способствует формированию представлений детей о многообразии мира насекомых, особенностях каждого его представителя, а также воспитывает правильное к ним отношение.
4. Проводится дидактическая игра «Узнай насекомое».
Загадываю загадки. Дети отгадывают и прикрывают кружочками рисунок в учебнике с соответствующим насекомым.
5. Работа по учебнику. Включается изобразительная деятельность.
Дети рассматривают рисунок. Узнают насекомых. Дети рассуждают, какая окраска помогает спрятаться от врагов насекомым. Раскрашивают рисунок.
6. Представления, накопленные в результате наблюдений, помогают детям решать различные умственные задачи. Предлагаю логические задачи двух типов: «Закончи рассказ учителя», «Найди ошибку и исправь её».
Учитель рассказывает: «Собрались насекомые на лесной полянке и стали объяснять друг другу, кто как зиму проводит. Бабочка-крапивница сказала: «Я буду зимовать под крышей старого сарая, там есть теплая и уютная щель». Расскажите, дети, где будут зимовать муравьи (пчелы, гусеницы, жуки)». Дети заканчивают рассказ: «Муравьи прячутся зимой под муравьиной кучей в земле. Там им тепло», «Я – жук, зимовал в трещине коры, а мой дружок-жучок - в земляной норке.
Учитель предлагает детям решить другую задачу: послушать рассказ и найти в нем ошибку: «Жили - были две бабочки- подружки. Вместе они летали на луг, раскачивались на высоких цветках, пили утреннюю росу. Но однажды бабочка не нашла на лугу своей подружки. « Наверное, она заболела, - решила бабочка, - надо навестить подружку и принести ей вкусную еду. Пожалуй, захвачу-ка я ей для угощения тлю или муху». Обрадовалась бабочка такому решению и полетела к подружке».
Дети находят ошибку в рассказе: «Бабочки не едят мух. Они пьют сок цветов. Их гусеницы любят листики, поэтому для растений они вредные».
Целесообразно использовать логические задачи, в результате решения которых уточняются знания младших школьников об условиях жизни животного, отличительных признаках, способах ухода за ними, воспитывается сочувствие и желание помочь ему.
7. Работа на Mak Bok.
- Найди среди других групп животных насекомых.
- Соедини подходящую картинку со словом насекомые.
- Нарисуй бабочку при помощи инструмента «Карандаш».
- При помощи инструмента «Заливка» раскрась бабочку.
8. Вывод. Одно из самых важных свойств в выявлении проблемы – способность изменять свою собственную точку зрения, смотреть на объектив исследования с разных сторон.
Итог урока. Ученики стараются обобщить материал, высказать своё мнение о том, что узнали нового, интересного. Что получилось на уроке лучше всего, оценить свою работу по отдельности, и класса в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные формы работы по развитию зрительного восприятия.
Зрительное восприятие-восприятие освещенности,цвета,величины,формы предметов,определение движения и направления движения предметов,ориентировка в пространстве. Основные задачи и формы работы по р...
Игра,как основная форма работы по развитию речи.
Опыт работы по использованию игры для развития речи дошкольников....
ИГРОВОЙ СЕАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДОУ.
Основные виды работы с детьми в СРП (Службе ранней помощи). Конспект праздника "Осень"...
ИГРОВОЙ СЕАНС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ В СЛУЖБЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДОУ.
Основные виды работы с детьми в СРП (Службе ранней помощи). Конспект праздника "Осень"...
Игра как основная форма работы в адаптационной группе «Вместе с мамой».
В данном материале представлены виды игр, которые могут быть использованы на занятиях в адаптационной группой, также содержание групповых игровых сенсов....
Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»
Основные формы работы социального педагога с семьями детей «группы риска.»...
Основные формы работы с семьей.
Схема в помощь воспитателю....