Быть толерантным!
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Деловая игра для воспитателей
«Быть толерантным!»
Нашу деловую игру я предлагаю начать с просмотра мультфильма.
Обмен мнениями.
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, этот процесс продолжается и до сих пор. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995г. В Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая Россию), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр. Приветствие - это первое правило этикета, ведь именно с него начинается любое общение. Разные народы приветствуют друг друга по-разному. «Хай!», «Хэллоу!», «Ассолом-алейкум!» или родное «Привет!» - звучит каждый раз, когда люди встречают друг друга. Жители Тибета при встрече правой рукой придерживают шляпу, а левую приставляют к уху, будто прислушиваясь; желая оказать особые знаки уважения - высовывают язык. В Полинезии при приветствии люди трутся носами и гладят друг друга по спине. Некоторые северные народы России также приветствуют дорогих гостей не рукопожатием, а потиранием носа. Самым забавным по сей день является приветствие австралийских аборигенов и африканских племен: некоторые могут плюнуть в вас в знак глубокого уважения. Приветствуя другого , еврей скажет: «Мир вам!»; китаец спросит: «Ел ли ты?», перс пожелает: «Будь весел!», а зулус сообщит: «Я тебя вижу!». Еще три века назад, люди встречали друг друга словами «Гой еси!», «Исполать вам!». Это былинное приветствие согласно этимологическому словарю означает «Будь здоров!», а «Исполать!» переводится как «Славься!» Можно много привести примеров, но следует помнить об одном, что приветствие – одно из правил этикета, а этикет – составная часть внешней культуры общества, т.е. народа, нации, расы. Игра «Приветствие!». Предлагаю вам поприветствовать друг друга, используя жесты и мимику, не повторяя предыдущего соседа.
- Пожать руку
- Обнять
- Поклониться
- Кивнуть головой
- Помахать рукой
- Поднять руки над головой, сжав ладони обеих рук: «Салют!»
- Трижды поцеловаться
- Встреча с распростертыми объятиями
Игра «Ассоциация». Эта игра поможет найти сходство в самых разных вещах. Вашему вниманию будут предложены различные предметы. Ваша задача сказать, с каким народом каждый предмет вызывает ассоциацию и назвать обряд, где используется данный предмет.
Демонстрационные картинки: бубен (Бубен — очень важный предмет шаманского снаряжения), гусли (в молитвенных ритуалах удмуртов), расписной платок (Обряд снятие фаты невесты), унты (Эвенки - Обряд, предусматривавший многоступенчатые переговоры. Ремешки их унтов (меховых сапожек) должны быть обязательно развязаны), пейзаж, хлеб, портреты двух девушек: славянки и осетинки.
Музыкальный фрагмент: ритмы мелодий разных стран. Командам предлагается узнать мелодию и исполнить элементы данных национальных танцев.
Кроссворд «Широка страна моя родная…»
Задания командам: составить кроссворд из названий республик, входящих в состав России.
МоРдовия БуРятия
КОми МордОвия
Саха Дагестан
ДагеСтан КарелИя
ХакасИя ИНгушетия
БурЯтия Алтай
Практическое упражнение «Снежинка»
Всем участникам раздаются одинаковые листы бумаги.
Выполните молча следующие действия с листом бумаги, не глядя, как такую же операцию проводят другие:
- Сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол.
- Снова сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол.
- Оставшийся лист еще раз сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол.
- Разверните лист.
При демонстрации остатков листов бумаги все увидят разнообразные варианты «снежинок».
Можно ли считать, что у кого-то бумага была оторвана неправильно? Бывает ли так, что мы оцениваем человека в зависимости от того, делает ли он так же, как мы, либо поступает не так, как мы, смотрит на мир не так, как мы?
Итог: О том, что такое хорошо и что такое плохо, мы узнаем в детстве от родителей, от других взрослых. Маленькие дети, воспринимают то, что говорят взрослые, как истину в последней инстанции, они еще не способны анализировать. И если родители говорят о какой-то национальности, что они плохие, ребенок не задумывается над тем, что же в них плохого. Вырастая, мы можем пересматривать те установки, которые получили в детстве, и изменить к ним свое отношение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учитесь быть толерантными
Мастер- класс для педагогов. Состоит из игр и упражнений для дошкольников по воспитанию толерантности. Построен в игровой форме. Состоит из трёх частей: вступление, основная часть, заключение направле...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/21/picture-854551-1479726755.jpg)
Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся.
Воспитание гумманых чувств к людм другой национальности...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/07/picture-639951-1436278048.jpg)
О Толерантности. Час общения в 7 классе на тему: "Толерантность и мы"
О толерантности. Час общения в 7 классе на тему: ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-871736-1483984956.jpg)
«Развитие коммуникативных навыков и толерантности через реализацию проекта «Дружба и толерантность»
Основная цель проекта - рививать зачатки толерантности, вызывать желание дружить с детьми с разными физическими возможностями...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/07/picture-1134952-1554655148.jpg)
Занятие для педагогов ДОУ на тему толерантности "Ежик должен быть колючим"
Занятие для педагогов ДОУ на тему толерантности. Понятие Толерантности. Особенности различных возрастов ДОУ для восприятия темы "Толерантность"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/29/picture-942196-1504030081.jpg)
буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»
Буклет – памятка для родителей о толерантности «Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/02/picture-1461610-1677784143.jpg)
Конспект занятия по формированию толерантного отношения к инвалидам и лицам с ОВЗ для детей подготовительной к школе группы ности №10 «Легко ли быть не таким, как все»
Цель: дать представление о жизни и проблемах людей с ограниченными возможностями в современном обществе, приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со свер...