"Кризисные периоды дошкольного возраста"
план-конспект по теме
В консультации рассмотрено понятие "возрастные кризисы", признаки проявления кризиса ("семизвездие кризиса"), стиль поведения родителей при появлении кризиса у ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihofiziologicheskie_osobennosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ.
Возрастные кризисы – это условное наименование переходных моментов от одного возрастного этапа к другому. Кризисы возраста сопровождают человека на протяжении всей жизни. И психическое развитие ребенка осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов: в рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрасте критическом. В дошкольном детстве выделяют несколько возрастных кризисов, о которых мы и поговорим.
Кризис первого года, или кризис прямохождения, определяет переход от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли. У ребенка в этом возрасте возникают первые акты протеста и противопоставления себя другим. Реакции иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании: часто ребенок, которому в чем-нибудь отказано или которого не поняли, начинает громко кричать или ложиться и бьет ногами об пол. Начинается такой период обычно к концу первого года, а заканчивается в начале второго года жизни, и в это время ребенок учится слушать и договариваться. На этом этапе важна любовь и поддержка, позиция, когда родители добры, но вместе с тем и тверды в вопросах договора.
«Кризис 3-х лет» - это кризис социальный. До 3 лет ребенок ощущает себя с мамой единым целым. На пороге трехлетия ребенок вдруг начинает понимать, что мама – это один человек, а он сам – совершенно другой. Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к окружающим, к авторитету матери и отца. Он начинает стремиться к самостоятельности. В этом возрасте все чаще можно услышать от детей «я сам», «пусти». Можно выделить так называемое «семизвездие кризиса»:
- Негативизм. Негативизмом называют такие проявления ребенка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания, так как в последнем случае ребенок отказывается выполнять требования потому, что он не хочет сделать что-либо или хочет в это время заниматься чем-то другим. Мотив непослушания – нежелание выполнять предложенное взрослым. Мотив негативизма – отрицательное отношение к требованиям взрослых независимо от их содержания.
- Упрямство. Ребенок настаивает на чем–либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал. Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок стремиться что-то сделать или получить какую-то вещь, потому что ему это интересно. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребенок поступает таким образом потому, что « он так сказал». При этом само действие или предмет могут не иметь для него привлекательности.
- Строптивость. В отличие от негативизма, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка. Ребенок отвечает недовольством на все, что ему предлагают и что с ним делают.
- Своеволие. Проявляется в стремлении ребенка к самостоятельности, стремлении все делать самому.
- Протест-бунт. Когда все поведение ребенка приобретает форму протеста, он как бы находится в состоянии войны с окружающими. Постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу.
- Обесценивание. Может проявляться по отношению к взрослым и по отношению к любимым прежде вещам.
- Деспотизм. В семье с единственным ребенком может наблюдаться этот симптом, когда он стремиться проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу – детский эгоцентризм, стремление занять главное место в жизни семьи.
Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка сформировались такие положительные новообразования данного возраста, как инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, самостоятельность, то воспользуйтесь следующими советами:
- поощряйте любые попытки освоить трудовую деятельность (мыть посуду, подметать и т. д.);
- позволяйте доводить начатое дело до конца, чего бы вам это не стоило;
- оценивайте не ребенка, а его поступки ( не «ты – неряха», а «ты сделал неаккуратно» );
- хвалите не только за результат, но и за попытку сделать что-либо.
А главное, родителям следует предоставить ребенку ту самостоятельность, к которой он стремиться.
Кризис 6 – 7 лет – соединительное звено дошкольного и школьного возраста. В начале седьмого года жизни дети резко меняют домашнее поведение: в ответ на привычные требования и указания родителей начинают спорить, хитрить, проявляют упрямство. Характерен этот возраст и потерей непосредственности, его эмоции, поступки становятся все более осмысленными, а не рефлекторными. Одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Ребенок стремиться привлечь к себе внимание, пусть иногда и не очень адекватными способами. А взрослый не всегда выбирает правильную тактику поведения и начинает ругать ребенка за его «кривляния» и «истерики», не вполне понимая с чем они связаны. А теперь несколько рекомендации, как строить стиль поведения в данном случае:
- избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все что ему заблагорассудиться, но и нельзя все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи;
- своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении;
- уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас бывают другие заботы, надо это понять и принять.
Подводя итог, можно сделать вывод: с возрастными кризисами ребенка не следует бороться. Их необходимо культурно организовывать. В этой ситуации взрослые должны понимать, что возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития ребенка, и от родителей требуется понимание и терпение. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания. При этом следует укреплять уверенность ребенка в своих силах, поощрять его инициативу. Помните, что именно понимание происходящих с ребенком перемен может значительно смягчить протекание кризиса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие ребенка в период дошкольного возраста
Статья рассказывает о периодах развития ребенка с нарушеникем зрения с рождения до 18 лет....
Консультации для родителей: ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особенности формирования ЗОЖ у дошкольников: возрастные особенности.Дети дошкольного возраста находятся в «критическом» периоде: они часто раздражаются, плаксивы, гиперактивные и наобор...
Игра как ведущая деятельность в период дошкольного возраста
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнк...
Основные принципы и методы закаливания детей в период дошкольного возраста
Новорожденные детки способны обладать очень высокими адаптивными возможностями и приспосабливаться почти к любым условиям среды. Исходя из этого, родителям детей стоит с самого рождения пред...
Презентация "Игра как ведущая деятельность в период дошкольного возраста"
В игре ребёнок развивается как личность...
Статья на тему: «Игра, как средство всестороннего развития ребёнка в разные периоды дошкольного возраста».
Игра, как средство всестороннего развития ребёнка в разные периоды дошкольного возраста....
Статья "Основные кризисные периоды дошкольного детства"
Статья "Основные кризисные периоды дошкольного детства"...