Воспитание безопасного поведения у детей
материал (старшая группа) по теме

Актуальность темы безопасности детей. Необходимость поиска механизма для формирования сознательного отношения к сохранению жизни и здровья, личной безопасности и безопасности окружающих. Советы и рекомендации для приобщения ребёнка к безопасносному поведению. Виды работы в семье по воситанию безопасного поведения детей с перечнем примеров.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

« Воспитание безопасного поведения у детей»

Начавшийся ХХI век, к сожалению, для нас, взрослых, для  родителей,  для наших детей – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне. Теракты с многочисленными жертвами детей, стариков, заказные убийства, разгул бандитизма, кражи детей, увеличения частоты  проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф,  отсутствие навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях – всё или почти всё перечисленное обесценило самое дорогое для человека – жизнь. Как отмечает А. И. Муравых, «обеспечение безопасности жизнедеятельности – это, по существу, создание таких условий в системе, при которых действие детерминированных или случайных факторов, вызывающих появление опасности, ограничивается и в итоге приводит к снижению опасности до приемлемого уровня».

Поэтому возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья, к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста.

 Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций. Огромная работа по воспитанию безопасного поведения проводится в дошкольных учреждениях с использованием различных приёмов и методов, что способствует постепенному повышению уровня формирования элементарных правил безопасного поведения детьми и выполнению правильных действий при возникновении опасных ситуаций. Также значимой является проблема создания условий  и в семье, позволяющих ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

        Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, выход из которых требует от него знаний и умений.

 Для того, чтобы ребенок  не растерялся и принял правильное решение, необходимо:

во-первых, дать определенный объем  знаний об общепринятых человеком нормах поведения;

во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;

в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

         При этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось, и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребёнок, который сможет объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

        Пока дети находятся в заботливых руках родителей, взрослые, а тем более дети, не задумываются серьёзно над проблемами безопасности. Полностью оградить ребёнка от любых происшествий можно при условии, если взрослые  будут целый день рядом с ним, не отойдут ни на шаг, да ещё станут держать его за руку. Но скоро наступит момент в жизни семьи, когда ребёнка надо будет отпускать от себя. Готов ли ребёнок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока он рядом с нами.

         Нельзя упускать время! Наверстать его, будет очень трудно. Каждая наша недоработка, касающаяся вопросов личной безопасности, впоследствии может обернуться бедой. Учитывая этот  факт, постараемся дать вам некоторые советы и рекомендации.

Для приобщения ребёнка к безопасному поведению необходимо соблюдение некоторых принципов:

  1. Последовательности:

 Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определённой культуры мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно – от знакомого к незнакомому, любая ступень обучения опирается на уже освоенное в предыдущем опыте.  Такую работу следует проводить уже  с раннего возраста.

  1. Воспитание собственным примером:

Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то трудно требовать от ребёнка следования правилам. Пример старших в выработке у ребёнка стойкой привычки как вести себя в той или иной проблемной ситуации в соответствии с нормами и правилами поведения - главный фактор воспитания и дисциплинированного поведения. ( Например,  наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребёнка с родителями  проезжей части улицы. Именно родители нарушают правила перехода (идут в неустановленном месте, на запрещённый знак светофора, перед близко идущим транспортом и т.  д.)

Поэтому здесь важную воспитывающую функцию несёт собственный пример родителей.

  1. Соответствие формы обучения возрасту ребёнка:

Целесообразность того или иного поведения должна выступать в контексте потребностей ребёнка, а также его возрастных возможностей. Процесс обучения ваших детей должен соответствовать его возрастным возможностям, граничащих со способами донесения той или иной информации в различных его формах.  

  1. Включённость обучения в контекст повседневной жизни:

 Знания должны стать для ребёнка основой его жизнедеятельности.  Существенной стороной обучения является практическое закрепление знаний. В силу конкретности и образности детского мышления, обучение должно быть наглядным и проходить в естественных условиях. Взрослые   обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в развивающие подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, проблемные игровые ситуации т. д.

  1.  Поощрения ребёнка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих:

 Необходимо приучать ребёнка к самостоятельному оцениванию ситуации, так как взрослый не всегда может находиться рядом с ребёнком. Содействовать такому навыку может обязанность нести ответственность за другое живое существо.      Естественно, без сухих правил нельзя. Но надо помнить, что ребёнок хорошо                запоминает только то, что для него эмоционально окрашено и может применяться          практически.

Исходя из особенностей восприятия и понимания детьми информации, можно выделить следующие виды работы в семье по воспитанию безопасного поведения детей:

Ознакомление через произведения художественной литературы:

загадок, сказок С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Повесть о неизвестном герое» и др.;  

стихов Е. Хоринской «Спичка-невеличка», С. Я, Маршака «Пожар» и др.;

 рассказов В. Гальченко «Приключения пожарного», Б. Житкова «Первая тревога», М. Поступальской «Вечно живой», «Рассказы об огне» Е. Васильева «Чтобы не было беды – делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности»;

рассматривания иллюстраций «Дети у костра», «На охоте» и др.;

рассматривания плакатов, наборов открыток и др.

Очень важно родителям побеседовать с ребенком о прочитанном произведении, уточнить мнение ребенка о поступке героев.

 Игровая деятельность:

дидактические игры: «Беспорядок», «Азбука безопасности», «Правила этикета или как правильно вести себя в обществе», «Я – спасатель», «Азбука здоровья», «Угадай предмет», «Нарисуй отгадку», «Соедини по точкам», «Так и не так».

Подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Похитители и находчивые ребята», «Огонь»,  «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».

 Наблюдения и экскурсии:

         на их протяжении  обсуждайте с ребёнком возникающие ситуации, находя вместе с ребенком правильный выход.

Особое значение  для овладения ребёнком азбукой дорожного движения приобретают прогулки взрослых с детьми, в процессе  которых можно обучать умению ориентироваться в дорожной обстановке, понимать и соблюдать требования безопасности. С этой целью полезно комментировать путь из детского сада, указывая, где и как переходить улицу, с какой стороны обходить стоящий трамвай, обращать внимание ребёнка на участки с интенсивным движением, а также места, где останавливается общественный транспорт. У детей дошкольного возраста следует вырабатывать привычку держаться подальше от любого предмета, мешающего осматривать обе стороны дороги, не убедившись в безопасности перехода.

Совместная творческая деятельность детей и родителей.

Полученные ребенком знания желательно отражать в рисунках, поделках, закреплять в играх-драматизациях, проигрывании проблемных ситуаций.

 Например, родители вместе с ребенком рисуют план-схему своей квартиры, находят и обводят красным карандашом опасные, на их взгляд, места, обосновывая свои ответы. Закрепление  знаний правил дорожного движения возможно, взяв  на себя роль полицейского-регулировщика, водителя транспортного средства, пешехода.

        Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, формирование представления реальности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором должны участвовать все: и педагоги, и родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание безопасного поведения у детей

Актуальность темы безопасности детей. Необходимость поиска механизма для формирования сознательного отношения к сохранению жизни и здровья, личной безопасности и безопасности окружающих. Советы и реко...

Методическое пособие по воспитанию безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Цель данной работы - систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по основам безопасности жизнедеятельности ребёнка, внести в содержание работы воспитателя использование наибо...

Информационное окно «Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Цель: повышать профессиональную компетентность и развивать интерес педагогов ДОУ к планированию образовательного процесса  по воспитанию безопасного поведения у детей дошкольного возраста....

Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Проблема воспитания безопасного поведения определяется реальнымипотребностями системы отечественного дошкольного образования исуществующими противоречиями между:-объективной необходимостью более ранне...

« Воспитание безопасного поведения у детей»

          Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и ...

Консультация для воспитателей «Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста на улицах и дорогах»

Консультация для воспитателей «Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста на улицах и дорогах»...

Презентация "Воспитание безопасного поведения у детей младшей группы"

quot;Воспитание безопасного поведения у детей младшей группы"...