Материал для родителей "Страхи у детей дошкольного возраста"
тест (подготовительная группа) по теме
Ув. родители этот материал поможет вам выявить норму страхов (проходят с возрастом ребенка) и невротические страхи (не проходят с возрастом ребенка, требуют психологического и психотерапевтического вмешательства).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strahi_detey.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Страхи у детей
Боязливое поведение детей не редко является результатом неправильного поведения взрослых. Родители запугивают детей специально (закрой глаза, а то Баба Яга придет и тебя заберет, если не будешь есть, то умрешь и т.д.). Страхи, внушенные мамой, уже не просто живут в сознании ребенка, они влияют на его поведение, мешают его развитию. Родители смотрят телевизор, а там передачи для взрослых (где жестокость, насилие, убийство и т.д.) в это время ребенок играет рядом. Все это очень сильно влияет на психику ребенка.
Страхи у детей дошкольного возраста требуют внимательного отношения взрослых. Страх является одной из фундаментальных эмоций человека, возникает в ответ на действие угрозы. Проявления страха у детей дошкольного возраста разнообразны: например, от совершения большого количества лишних движений (суетливости) и многословности до полного оцепенения, когда ребенок замолкает и замирает.
Почему именно в дошкольном возрасте отмечается большое количество страхов у детей? Это связано, прежде всего, с интенсивным развитием эмоциональной сферы у ребенка дошкольного возраста, с осознанием проблем жизни и неизбежной смерти. Как правильно реагировать взрослым на возрастающее количество страхов у детей дошкольного возраста? Как помочь ребенку, когда он боится? Как узнать, сколько страхов у ребенка? Профессором А.И. Захаровым (2000) в результате многолетней научно – практической работы были отобраны те вопросы, которые отражают наиболее характерные страхи у детей. Специфика работы с ребенком дошкольного возраста не предполагает опроса детей строго по предположенному списку страхов, более того, спрашивать ребенка лучше всего в игре, когда вопросы задаются как бы, между прочим. Взрослый, который разговаривает с ребенком по поводу страхов (лучше, если это будет близкий ребенку взрослый, но не родитель, поскольку ряд вопросов связан с взаимоотношениями ребенка и родителей), не должен делать никаких интонационных и смысловых акцентов. Говорить с ребенком нужно ровным, спокойным и эмоционально не окрашенным голосом, поскольку главное при проведении диагностики страхов – это полное принятие проблем, в данном случае страхов, ребенка.
Опросник «Страхи у детей»
Вопрос: Ты боишься или не боишься?
- Когда остаешься один;
- Нападения, бандитов;
- Заболеть, заразиться;
- Умереть;
- Что умрут твои родители;
- Каких-то людей;
- Маму… папу;
- Что тебя накажет мама… папа;
- Бабу Ягу, Кощея, змея Горыныча, чудовищ;
- Опоздать в детский сад;
- Когда ложишься спать, перед сном (если да, то чего конкретно);
- Страшных снов (если да, то каких конкретно);
- Темноты, когда темно;
- Животных: волка, медведя, собак, насекомых, пауков, змей;
- Машин, поездов, самолетов;
- Бури, урагана, наводнения, землетрясения;
- Когда высоко;
- Когда глубоко;
- В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, метро, переполненном автобусе;
- Воды;
- Огня;
- Пожара;
- Войны;
- Больших улиц, площадей;
- Кроме зубных, других врачей;
- Крови, когда кровь идет;
- Уколов;
- Боли, когда больно;
- Неожиданных резких звуков, когда внезапно что- нибудь стукнет, упадет;
- Сделать что-либо плохо;
- Не успеть куда – то прийти или что – то сделать.
Утвердительные ответы ребенка на вопросы засчитываются как один балл.
Если ребенок посещает детский сад, то спрашивают о педагогов:
-Ты боишься или не боишься (имя, отчество, воспитателя?);
-Ты боишься или не боишься, что тебя накажет (имя, отчество, воспитателя).
Возрастные нормы страхов для детей дошкольного возраста
Для мальчиков | Для девочек | ||
Возраст | норма страхов | Возраст | норма страхов |
3-х лет | 7 | 3-х лет | 9 |
4-х лет | 9 | 4-х лет | 7 |
от 3 до 5 лет | Бояться темноты, одиночества, замкнутого пространства, боли, уколов, сказочных персонажей, высоты, крови и неожиданных звуков | ||
5-х детей | 8 | 5-6 лет | 11 |
6-7 лет (которые не идут в школу) | 9 | 7 лет | 12 |
Типичными страхами детей 5-7 лет являются: страх войны, нападения, смерти, смерти родителей, животных, пожара, заболеть и страх наказания.
Если количество страхов превышает норму в 1,5 раза, то уже можно говорить о том, что психика ребенка находится в состоянии перенапряжения и необходимы специальные психологические меры по нормализации эмоционального состояния ребенка. Необходимо обратить внимание на ответы ребенка по 10-му, 30-му и 31-му вопросам. Положительные ответы на эти вопросы говорят о социальной тревожности у ребенка от чрезмерно обязательных и принципиальных взрослых.
Отдельно необходимо остановиться на страшных снах у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст- это возраст, когда вне зависимости от состояния эмоциональной сферы ребенка у него возрастает количество кошмарных снов, увеличивается многократно при нервных нарушениях.
Памятка для педагогов, родителей и детей «Правила обращения со страхами»
- Страхи бояться больше всего смеха, поэтому просто необходимо увидеть смешное в страшном (например, бандит посмотреть на него с другой стороны –толстый, неуклюжий и т.д.).
- Еще страхи не любят когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи в этот момент чувствуют себя бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе – тем он становиться меньше.
- Также страхи терпеть не могут, когда в них начинают играть, пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги да просто осуществить с ними разнообразные действия, которые страхи просто не переносят. От этих действий (психологического манипулирования страхами) страхи вместе со страшными снами начинают таять, как тает снег в погожий весенний день.
Памятка для педагогов и родителей «Осторожно, страхи»
Возрастные страхи (проходят с возрастом ребенка, требуют правильного обращения). | Невротические страхи (не проходят с возрастом ребенка, требуют психологического и психотерапевтического вмешательства) |
1.Эмоционально не выражены, не слишком заметны и не мешают ребенку | 1.Эмоционально выражены, заметны, мешают ребенку |
2.Имеет переходящий характер | 2.Сохраняется в течение длительного времени |
3. Не оказывают неблагоприятного влияния на формирование характера ребенка | 3.Оказывает неблагоприятное влияние на формирование личности ребенка, в характере может появиться неуверенность, тревожность, мнительность |
4.Выраженные нервно – психические нарушения отсутствуют | 4.Присутствуют и другие выраженные нервно – психические нарушения помимо страхов |
5.Ребенок пытается изучить объект страха, познать и преодолеть | 5.Ребенок избегает объекта страха, нового, неизвестного |
6.Страх одиночества, темноты и животных не выражен | 6.Страх одиночества, темноты и животных заметно выражен |
7.Страхи легко поддаются коррекции и самокоррекции | 7.Страхи с трудом поддаются коррекции и самокоррекции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение занимательного материала для умственного развития детей дошкольного возраста.
Материал представлен в виде обобщения опыта, содержит перечень математических игр, задачек и заданий....
Консультация для воспитателей на тему «Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».
В настоящее время школа и родители предъявляют большие требования к подготовке детей к школьному обучению, в частности предматематической подготовке. В связи с этим эффективное развитие интеллектуальн...
Подбор материала по теме: «Обучение детей дошкольного возраста элементам спортивных игр»
В дошкольных учреждениях на занятиях по физической культуре активно используются элементы спортивных игр. Эта подборка поможет педагогам правильно организовать обучение детей дошкольного возраста элем...
Консультация для воспитателей «Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста».
консультация для воспитателей...
"Зимнее закаливание" краткий справочный материал о правилах закаливания детей дошкольного возраста .
Материал изложен кратко, его удобно размещать на информационных стендах в группах. Содержит основные понятия закаливания, которое можно начать даже в холодное время года....
Дидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возраста
Серафима Тарара Дидактический материал «Карта мира» для детей дошкольного возрастаДидактический материал«Карта мира»для детей дошкольного возрастаАвтор: Тарара Серафима Вячесла...
Консультация для воспитателей на тему: "Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей на тему: "Значение занимательного математического материала в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста"...