И.В.Мичурин - человек великой идеи и воли.
статья на тему
Небольшая история о нелегкой и интересной судьбе нашего земляка И.В. Мичурина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i.v.michurin_-_chelovek_velikoy_idei.odt | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Указом Президента Российской Федерации Путина В.В. от 4 ноября 2003 года городу Мичуринску присвоен статус наукограда. Впервые в истории страны наукоградом стал город, имеющий сугубо мирное предназначение - обеспечение здоровья нации, лечебно-оздоровительного эффекта в жизни человека.
Иван Владимирович Мичурин родился 29 октября 1855 года в поместье Вершина, близ деревни Долгое Пронского уезда Рязанской губернии, в семье мелкопоместного дворянина.
О Мичурине написано немало, однако огромный пласт его наследия остается нетронутой почвой для дальнейших изысканий не только ученых, но и поэтов, деятелей искусства
Особый научно-теоретический интерес представляет изучение условий создания школы садоводства Мичурина. В 1932 году Н. Заболотский посвятил такие строки И.В. Мичурину.
... Когда плоды Мичурин создавал,
Преобразуя древний круг растений,
Он был Адам, который сознавал
Себя отцом грядущих поколений.
Он был Адам и первый садовод,
Природы друг и мудрости оплот,
И прах его, разрушенный годами,
Теперь лежит увенчанный плодами.
По-разному трактуют философы одно из изречений Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы: взять их у неё - наша задача».
По этой части, взятой из большой цитаты нельзя судить о мировоззрении Мичурина. Диалектике в целом это противоречит. А развитие биологии и генетики шло рука об руку с философией.
У Мичуриных в роду было занятие садоводством семейной традицией. Занимались им прадед и дед Ивана Владимировича.
В Калужской губернии, где жил прадед великого селекционера, в своё время получили известность выведенные им сорта груши под названием «Мичуринские».
В семье Ваня был седьмым ребенком. Но в раннем детстве все его сестры и братья умерли.
Когда мальчику не было и пяти лет, умерла его мать Мария Петровна, воспитанием мальчика занимались отец и тётка Татьяна Ивановна, проявлявшая большую заботу о племяннике.
Детство Вани протекало среди живописной природы средней России.
Отец преподавал ему те предметы, которые мальчику предстояло проходить в школе, рассказывал об удивительных явлениях в растительном мире.
В автобиографических сведениях о себе Иван Владимирович писал -«... Я как помню себя, всегда и всецело был поглощен только одним стремлением к занятиям выращивать те или растения...».
Уже в 8-летнем возрасте он, под руководством отца в совершенстве овладел многими способами прививки растение. В зимнее время Ваня постоянно что-то мастерил.
Сделал он салазки на полозьях из узкой сундучной жести.
Потом он изобрел часы. Увидев их, отец начал лелеять мысль о том, что Ваню надо пустить по ученой части.
В Пронском уездном училище мальчику учёба давалась без особого труда, но он ею не увлекался.
В этот период он много читал. А как мечтал о том, чтобы заняться садоводством, чтобы заморские яблоки в саду росли. Всё своё свободное время мальчик отдавал ботанике, занятиям на пасеке и в саду.
После окончания уездного училища был принят в Рязанскую гимназию, но окончить её не смог.
Отец Ивана был серьёзно болен. Средств для поступления в высшее учебное заведение не было.
Имение было продано, но деньги пошли на уплату долгов. Пришлось думать о заработке, а не о продолжении образования.
В конце 1872 года Мичурин поступает на работу в товарную контору станции Козлов (ныне Мичуринск) Рязано-Козловской железной дороги на должность коммерческого конторщика с жалованием 12 рублей в месяц.
Молодой человек проявлял интерес к технике, изучал физику, химию, теоретическую механику и электричество. На работе Мичурин ремонтировал и испытывал измерительные приборы, проявляя страсть к изобретательству.
На железной дороге И.В. Мичурин проработал недолго. Следуя своему неодолимому влечению к земле, к живой природе, в 1875 году он арендовал в городе земельный участок площадью 5 сотых гектара. Вскоре его заполнили разнообразными растениями.
Здесь произошло зарождение селекционных работ.
Постоянными помощниками Мичурина стали его жена и ее сестра.
Материально жить было очень тяжело. В 1876 году родился сын, а в 1877 - дочь.
К этому времени у Мичурина окончательно созрела идея о необходимости улучшения плодовых растений средней России, плоды которых не уступали бы по качествам лучшим сортам нашего юга и западной Европы, создания северного плодоводства, превращения некоторых несъедобных растений (таких как рябина, боярышник) в съедобные.
Знакомясь с наукой создания новых сортов плодовых растений, Мичурин смог повторить наследственные признаки, нужные испытателю, у яблонь - Ренет бергамотный, Антоновка (с массой плода в 600 гр.) с последующей прививкой саженца в крону дикой груши. В лежке сохраняются до апреля. Осеннее созревание имеет яблоня Бессемянка Мичурина. Вкусовые качества очень высокие. Известна яблоня Китайка золотая ранняя.
Страшась гибели своего дела из-за недостатка средств, горя желанием передать свои знания и опыт молодому поколению, Мичурин несколько раз
просил Департамент земледелия открыть на базе достижений его питомника школу селекции плодово-ягодных растений. Но ответа не получил.
Когда в 1911 в Козлов к Мичурину прибыл американский ботаник Франк Мейер, который подробно ознакомился с работами Ивана Владимировича, высоко оценил их, отправил в Америку большую партию растений, всполошились царские чиновники.
Позже Мичурин получил награду - орден Святой Анны III степени, а год спустя - «Зеленый крест» - за заслуги на сельхозпоприще.
Все это вместо материальной помощи, в которой он так нуждался.
Практически трагическим в жизни Мичурина был период с весны 1915г.
В момент необычайно высокого подъема полых вод, ударили сильные морозы, вызвавшие образование мощной коры льда. Школа двухлетних саженцев и множество ценных гибридов оказались похоронены подо льдом.
Летом того же года в Козлове во время холеры заразилась и умерла жена Мичурина Александра Васильевна Это большое горе не сломило ученого.
350 разных сортов яблонь, груш, вишен, абрикосов и т.д. были выведены И.В. Мичуриным.
В 1928 г. опытному питомнику было присвоено звание Государственной селекционно-генетической станции плодово-ягодных растений, ныне Всероссийский научно-исследовательский институт генетики и селекции плодовых растений имени В.И. Мичурина
Осенью 1929 года осуществилась давняя мечта Ивана Владимировича - в Козлове был открыт первый в стране селекционно-растениеводческий теникум, которому присвоили имя И.В. Мичурина, ныне Мичуринский аграрный колледж.
И вторая мечта ученого осуществилась - вышли из печати «Труды полувековых работ».
В 1930 году в Козлове была организованна Центральная опытная станция плодово-ягодных культур, ныне Всероссийский научно - исследовательский институт имени И.В. Мичурина.
В мае 1932 года город Козлов стал носить имя И.В. Мичурина.
Огромное значение уделял Мичурин проблемам продвижения садоводства в новые районы, к новым индустриальным центрам страны и, в особенности на Урал и в Сибирь.
Ученый был убежден в диетическом и лечебном значение плодов и фруктов. Он считал важной задачей селекции создание новых сортов, плоды которых богаты веществами полезными для человека.
С целью подготовки агрономов мичуринцев высшей квалификации в городе был открыт специальный ВУЗ, ныне Мичуринский государственный аграрный университет.
Ученики и соратники И.В. Мичурина занимались выполнением задачи селекции.
Были опубликованы «Итоги 60 - летних работ». 2 декабря 1934 года Президиум ВАСХНИЛ постановил присвоить И.В. Мичурину ученую степень доктора биологических и сельскохозяйственных наук.
В 1935 году ученый стал членом трех академий. В конце февраля Иван Владимирович неожиданно заболел. До последнего часа Иван Владимирович жил в созданном им мире замечательных растительных форм. Продолжал работать лежа, принимал своих помощников.
Остаток едва теплящейся жизни он провел в мечте о том чудесном саде, в котором будут жить счастливые люди.
Жизнь и деятельность ученого замечательный образец терпения, мужества, трудолюбия.
Современными учеными продолжается работа по созданию плодово-ягодных культур с высоким содержанием биологически активных веществ. Это аскорбиновая кислота, Р - активные соединения, каротин и комплекс ак-
тивных веществ, необходимых для поддержания иммунитета организма человека.
Мичурин был науко - и градообразующим фактором будущего превращения купеческого, торгового Козлова в общероссийский центр решения продовольственной проблемы, как стратегической задачи.
В 1950 году на самой обширной площади города, носящей имя И.В. Мичурина, был установлен памятник великому преобразователю природы работы замечательного скульптора Г. Манизера.
Легко опираясь на бронзовую трость, задумавшись, смотрит в даль.
В левой руке его только что сорванное яблоко, олицетворяющее земной шар, почти весь покрытый садами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в средней группе по ознакомлению детей с великим ученым - садоводом Иваном Владимировичем Мичуриным
Программное содержание: Познакомить детей с ученым-садоводом И.В. Мичуриным;Прививать любовь и уважение, интерес к его труду;Продолжать учить делать композицию из мятой бумаги - яблонька;Пр...
Презентация образовательного проекта с использованием ИКТ в средней группе: «Человек трудом велик!»
Трудовое воспитание ребёнка в семье....
«Воспитание Человека доброй воли с первых дней его жизни»
«Воспитание Человека доброй воли с первых дней его жизни»...
Семинар-практикум для родителей "Великая ценность каждого человека - здоровье"
Добрый вечер, дорогие гости!Очень рады, папы, мамы,Что вы к нам пришли,Для нас времечко нашли!...
"Идеи великих педагогов прошлого о семейном воспитании"
Семья, по признанию учённых, - одна из велиайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования....
Межмуниципальный Фестиваль педагогических идей "Воспитаем человека вместе"
В рамках межмуниципального Фестиваля педагогических идей "Воспитаем человека вместе" была организована выставка и презентация "Игры и игрушки: прошлое и настоящее"...
Презентация на тему: " «Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Казачество возникло по воле правительства - указом царицы Елизаветы Петровны."
Презентация на тему: " «Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Казачество возникло по воле правительства - у...