Работа с семьей
план-конспект занятия (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ВЕСНА ДОЛГОЖДАННАЯ
Каждый день в природе происходит что-то новое, неповтори мое, а особенно весной. После долгого сна сначала просыпается речка, затем начинают улыбаться голубыми глазами первые под снежники, постепенно в зеленую дымку наряжаются деревья. Толь ко успеет март отвоевать у зимы права, примирив день с ночью, тут и апрель со своими звонкими ручьями и первой зеленью, а следом — цветущий май с его соловьиными трелями. Подмиги вает ребятне солнечно-голубое утро, открывает необозримые прос торы день, и так не хочется вечером уходить с улицы. Много ра дости дарит весна детям, но и неприятных сюрпризов немало: про валившись в снег, можно оказаться по колено в воде, на прове ренной вчера тропинке встретить непроходимый ручей; обманчив теплый ветерок — не заметишь, как простудился; так хочется сесть на пригретый солнцем бугорок, но опасно — земля еще хранит зимний холод... Собираясь в поход, все это следует пред усмотреть: одежда должна быть удобной, обувь непромокаемой, кое-что необходимо взять про запас.
В ранний период весны трудно рассчитывать на разнообразие движений во время прогулок-походов из-за распутицы. Тем не ме нее нужно использовать специфические для этого времени года возможности, чтобы обогатить двигательный опыт детей, научить предвидеть неприятности на дороге, предупреждать и преодоле вать их. И конечно же в полной мере компенсировать вынужден ный дефицит движений с приходом поздней весны.
За время осенне-зимних походов ребята приобрели значитель ные навыки передвижения по пересеченной местности, овладели многими сложными движениями. Задача взрослых состоит в том, чтобы дать детям возможность проверить их и закрепить в новых весенних условиях, когда каждый день прибавляет возможности для использования разных видов и способов движений. Если в ранний период весны основные движения в походе — это ходь ба, прыжки через естественные препятствия, то позднее — это разнообразие беговых упражнений, метаний, прыжков, а также отдельные виды лазанья.
Два мороза
Место. Зал, площадка.
Подготовка к игре. На противоположных концах площадки на расстоянии 2—3 м от стенок отмечают ся линиями два «дома». Выбирают двух водящих — «морозов». Все остальные — «ребята». Играющие становятся на одном конце площадки за линией дома. По середине площадки лицом к ребятам стоят оба мороза.
Описание игры. По распоряжению руководителя игроки начинают игру. Морозы обращаются к ребя там со следующими словами:
Мы два брата молодые, Два мороза удалые.
Один из них, указывая на себя, говорит: «Я мороз-красный нос», другой: «Я мороз - синий нос», и вместе:
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все ребята отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
После этих слов играющие бегут через площад ку в другой дом. Морозы ловят перебегающих, и те сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их «заморозили». Затем морозы опять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята, ответив, перебегают обратно в дом, до трагиваясь до «замороженных», выручают их. Мо розы ловят ребят и тем самым дают возможность выручать «замороженных». После двух перебежек выбирают новых морозов из не пойманных, а пой манных подсчитывают и отпускают. Они присоединяются к остальным игрокам. Игра начинается сначала. Играют до трех—четырех смен водящих. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не по павшиеся морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.
Правила игры. 1. Играющие имеют право выбе гать из дома только после слов: «И не страшен нам мороз». 2. Нельзя бежать обратно в дом и нельзя задерживаться в доме, в том и другом случае игрок считается пойманным. 3. Если игрок вбежал в дом, ему не разрешается выбегать из него, чтобы освободить «замороженных». 4. Пойман ный должен остаться на том месте, где его пойма ли — «заморозили».
Быстро по местам
Место. Зал, площадка, коридор.
Подготовка к игре. Играющие строятся в одну или две колонны по одному, на расстоянии вытянутых впе ред рук.
Описание игры. По команде руководителя «На прогулку!» играющие разбегаются по площадке в разные стороны. По второй команде «Быстро по ме стам!» они должны построиться на том же месте и в таком же порядке, как до начала игры. Кто из игра ющих быстрее займет свое место, тот считается по бедителем.
Правила игры. 1. Играющие разбегаются по пло щадке и возвращаются в строй на свои места только по команде руководителя. 2. Построение в исходное положение должно проходить организованно и бес шумно.
Вариант игры. Эту игру можно провести в виде соревнования между двумя колоннами, шеренгами, кругами. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
Хитрая лиса
Место. Зал, площадка, коридор.
Подготовка к игре. На одном конце площадки чертят 3—4 круга (на одной линии). Выбирают водя щего — «хитрую лису». Остальные играющие делят ся на 3—4 группы. Водящий становится вне кругов.
Описание игры. По сигналу руководителя водя щий начинает игру. Двигаясь около кругов и меж ду водящий приглашает группу одного круга сле довать за ним и начинает делать различные дви жения: приседания, выпады, подскоки. Приглашен ные игроки, следуя в колонне по одному за ним, подражают его движениям. Водящий следует с игроками по всей площадке. Внезапно водящий
Море волнуется
Место. Зал, площадка.
Подготовка к игре. Играющие выбирают водящего. Игроки, кроме водящего, становятся в круг на рас стоянии вытянутых рук и обводят мелом вокруг ног небольшие кружочки. Водящий становится в середи ну большого круга.
Описание игры. Игра начинается по указанию руководителя. Водящий ходит между игроками зиг загом. Проходя мимо какого-либо игрока, он говорит: «Море волнуется!» Игрок, которому водящий сказал эти слова и слегка коснулся его плеча, присоединя ется к нему. Таким образом водящий приглашает игроков следовать за собой. Когда соберет в колонну приблизительно половину или всех играющих, если их мало, он водит их по всей площадке. Игроки под ражают движениям волн. Водящий говорит: «Море спокойно!» Игроки стараются встать в один из круж ков. Водящий также старается занять один из круж ков. Оставшийся без кружка становится водящим, и игра повторяется.
Правила игры. 1. Бежать к кружкам разрешается только после команды «Море спокойно!». 2. Не раз решается выталкивать друг друга из кружков.
Удочка
Место и инвентарь. Зал, площадка; «удочка» — веревка длиной 3—4 м, на конце которой прикреп лен мешочек с песком.
Подготовка к игре. Выбирают одного водящего. Иг рающие становятся за очерченным кругом с интерва лом в один шаг. Водящий с «удочкой» в руках- в середине круга. Назначают одного—двоих судей.
Описание игры. Водящий, стоя в середине круга, вращает веревку с мешочком, которая, скользя по полу, проносится под ногами играющих. Играющие подпрыгивают, следя за тем, чтобы мешочек не задел их. Тот, кого мешочек заденет, становится в середину круга и сменяет водящего. Выигрывают игроки, кото рые ни разу не сменили водящего.
Правила игры. 1. Веревку-удочку необходимо вра щать так, чтобы мешочек скользил по полу. 2. Если мешочек заденет ногу игрока выше щиколотки, иг рок запятнанным не считается. 3. Играющим не разре шается сходить со своего места; тот, кто нарушит это правило, считается пойманным.
Вариант игры. Все так же, только тот, кто заденет веревку, выбывает из игры. Выигрывает оставшийся последним.
Организация физического воспитания детей в семье
Передача способов физической культуры детям
старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) период интенсивного формирования двигательных навыков. Движения детей стано вятся более осознанными, точными и скоординированными. Развивается способность понимать и принимать задачу, поставленную взрослым, возрастает стремление добивать ся хороших результатов при выполнении за даний.
Особенностями двигательного поведения старших дошкольников являются преднамеренный характер выполнения движений; дальнейшее совершенствование навыков ходьбы, бега, прыжков; усвоение сложнокоординированных действий (например, лаза нье по гимнастической лесенке разноимен ным способом; прыжки через скакалку; ез да на двухколесном велосипеде и самокате; плавание; катание на коньках; метание бе зопасных дротиков в цель небольшого диа метра).
В результате регулярных занятий физиче ской культурой у дошкольников развивается способность сохранять заданную позу при изменении условий и нарастании усилий (например, в подвижных играх типа "За мри", "Море волнуется", "Тише едешь -дальше будешь" и др.; во время занятий с использованием тренажеров и т.п.).
Основные мотивы для выполнения деть ми физических упражнений:
- совместные игры с взрослым и сверст никами, причем на первый план выходят игры с элементами соревнований и команд ные, в которых от игроков требуется четкое соблюдение правил и ориентировка на об щий выигрыш;
- стремление к самосовершенствованию в двигательной деятельности.
Дети этого возраста начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом (кроль - более быстрый стиль плавания, чем брасс или баттерфляй; чем сильнее толчок при прыжке, тем дальше приземление; правильный замах увеличи вает точность попадания в цель и т.д.).
В совершенствовании движений боль шую роль играют личные вкусы дошкольников. Для многих детей привлекательными становятся упражнения, в которых они "фи зически компетентны" (кому-то по душе за нятия гимнастикой и фигурным катанием, а кому-то - игра в хоккей).
Поддержка интереса детей к занятиям спортом и одновременно повышенное вни мание к возможным физическим перегруз кам - одно из ведущих направлений взаимо действия педагогов и родителей.
Желание родителей видеть своих детей умелыми, ловкими, грациозными и подтянутыми часто приводит к тому, что пятилетне му ребенку приобретают двухколесный ве лосипед и роликовые коньки, ласты и маску для подводного плавания, скутер и снегокат, коньки и скейтборд, но организовать систе матические игры и занятия с использовани ем этого спортивного инвентаря большинст ву семей не удается.
Вместе с тем есть универсальные игруш ки, которые позволяют взрослым организовать интересную ежедневную двигатель ную практику детей. К их числу относится мяч, а также другие ключевые предметы, обеспечивающие совершенствование дви гательных навыков старших дошкольни ков, - скакалка и мишень с дротиками (дартс).
Игры со скакалкой способствуют разви тию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции. Для девочки шести лет умение прыгать через короткую и длинную скакалку означает переход к играм "больших девочек-школьниц", а значит, воз можность быть принятой в совместные игры с ними.
Овладение умением прыгать через ска калку происходит в несколько этапов. Вначале прыжки выполняются медленно, движения рук и ног ребенка не синхронизированы. По мере тренировок дети овла девают следующими видами прыжков: ноги скрестно - ноги врозь; на одной и на двух ногах; с промежуточными подскоками; прыжки парами и др. При систематических занятиях длительность непрерывных прыжков со скакалкой может доходить до 2-3 минут.
Дартс является тем спортивным атри бутом, который позволяет привлечь к иг рам и занятиям с детьми пап и дедушек. На начальных этапах обучения можно рекомендовать использовать безопасный дартс (с шариками на "липучках" или магнитными дротиками), а затем перейти к играм с на стоящими дротиками стрелками.
Основное назначение игры в дартс - раз витие глазомера и меткости ребенка, мелкой моторики кистей и пальцев рук, улучшение координации движений, тренировка выдержки, внимания и быстроты реакции.
Овладение умением бросать дротики в цель происходит в несколько этапов. Вначале перед ребенком ставится задача просто попасть в мишень. При этом важно научить детей выполнять бросок от плеча и следить за дротиком глазами по направлению к цели. Повторив бросок много раз, ребенок привы кает к правильному движению руки и тулови ща, которое в момент броска резко подается вперед, но равновесие при этом не нарушает ся. Затем можно предложить детям совершать броски в определенный сектор мишени, зара батывая определенное количество очков.
Ключевыми ситуациями взаимодействия воспитателя и родителей, демонстрирующими варианты использования домашней предметно-развивающей среды в физичес ком воспитании старших дошкольников, яв ляются совместные игры взрослых и детей с использованием мяча, скакалки и дартса.
Алгоритм такого взаимодействия: педагог организует подвижную игру с подгруппой детей и несколькими взрослыми, после чего пе реходит к детям, которые играют самостоятельно.
Игры с мячом
"Вышибалы"
Родители встают с двух сторон игровой площадки, в центре которой находятся дети. Задача взрослых - "выбить" детей при помощи мяча. Выбывшие из игры дети присоединяются к взрослым. Когда бу дет "выбит" последний игрок, взрослые и дети меняются ролями.
"Школа мяча"
Предлагаем родителям и де тям поиграть с мячом. Правильное выполнение игрового задания оценивается как пе реход в следующий класс. Выигрывает тот, кому удается пройти всю "школу" первым. Игра повторяется несколько раз.
Игровые задания
- Бросить мяч о землю и поймать его обеими руками после отскока (10 раз).
- Бросить мяч вверх и поймать его обеими руками (9 раз).
- Бросить мяч вверх и поймать его обеими руками после хлопка в ладоши (8 раз).
- Бросить мяч как можно выше и поймать обеими руками после отскока от земли 7 раз).
- Бросить мяч в стену двумя руками от груди и поймать (б раз).
- Бросить мяч в стену двумя руками и поймать после удара о землю (5 раз).
- Бросить мяч в стену двумя руками из-за головы и поймать (4 раза).
- Стоя боком к стене, поднять левую правую) ногу, бросить мяч под поднятую ногу так, чтобы он, отскочив от земли, уда рился о стену; поймать мяч (по 3 раза).
- Стоя спиной к стене, бросить мяч двумя руками через голову в стену и, повернув шись, поймать его (2 раза).
- Бросить мяч о землю одной рукой, повернуться вокруг себя (1 раз) и поймать после отскока от земли обеими руками.
Игры со скакалкой
Наибольшая гибкость и такт требуются мамам при организации взаимодей ствия с девочками по переда че опыта игровых действий со скакалкой. Если физические дан ные мамы позволяют ей включиться в сов местную игру с прыжками через скакалку, то может организовать такую игру с ис пользованием предлагаемых ниже упраж нений.
Игровые упражнения.
У каждого участника в руках короткая скакалка.
- Перепрыгнуть вперед-назад через опу щенную неподвижную скакалку.
- То же, покачивая скакалку.
- Взять скакалку в одну руку и вращать произвольным способом сбоку от себя. При ударе скакалки об пол (о землю) подпрыг нуть.
- То же, но при прыжках ноги в коленях не сгибать, стопы держать вместе (прыгать невысоко).
- Вращать скакалку, сложенную вдвое, только кистью (держа попеременно в пра вой и левой руке). Подпрыгивать невысоко на двух выпрямленных ногах при ударе ска калки об пол (о землю).
- Взять скакалку в обе руки и, медленно вращая ее, попытаться перепрыгнуть.
- Постепенно ускорять темп выполнения предыдущего упражнения.
Если мама не склонна к подобному роду двигательной активности, необходимо привлечь взрослого и ребенка к наблюдениям за прыжками через скакалку других детей. Это делается для то го, чтобы мама отыскала возможность учас тия своего ребенка в таких играх.
Наиболее эффективно этот прием ис пользуется в ситуации закрепления навы ков, приобретенных ребенком в процессе обучения в детском саду.
Игра в дартс
Предлагаем родите лям для совместных игр с детьми (особенно с мальчиками) следующие варианты зада ний.
На стене на расстоянии 1,5-2 м от ребенка размещается мишень. У каждого игрока по пять дротиков (затем их количество можно увеличивать).
- Броски дротиков в мишень. Выигрыва ет тот, кто попадает в цель большее количество раз. Подсчет очков не ведется.
- То же, но с подсчетом очков.
- То же, но с подсчетом очков при попа дании в сектор определенного цвета, например красного.
- Броски в мишень выполняются пооче редно правой и левой рукой.
- С каждым последующим броском дро тика игрок отходит от мишени на один шаг назад.
- Броски в качающуюся мишень.
Комплекс упражнений с массажным мячом для детей с нарушениями осанки
Упражнения желательно проводить под спокойную музыку, постоянно контроли руя сохранение ребенком правильной осанки.
- И.п.: основная стойка, мяч внизу в пра вой руке;
- руки в стороны;
- руки вверх, переложить мяч над голо вой в другую руку;
- руки в стороны
- вернуться в и.п. (повторить 6-7 раз).
- И.п.: ноги на ширине плеч, мяч в правой руке
- отвести руку с мячом вправо, подняв ее до уровня плеча;
- поворот туловища вправо, посмотреть на мяч;
- вернуться в и.п.;
- переложить мяч в левую руку.
То же влево (повторить б раз).
- И.п.: ноги параллельно на ширине ступ ни, мяч внизу в правой руке;
- поднять согнутую левую ногу, перело жить мяч под ногой в левую руку, спина прямая;
- опустить ногу, вернуться в и.п.
То же правой ногой (повторить 6 раз).
- И.п.: основная стойка, мяч в обеих руках;
- уронить мяч;
- присесть, поймать мяч;
- вернуться в и.п. (повторить 5-6 раз).
- И.п.: сидя на коленях, мяч в правой руке;
- прокатить мяч от себя вправо на вытя нутую руку, туловище неподвижно;
- прокатить мяч к себе;
- то же влево (повторить б раз, темп медленный).
- И.п.: сидя, ноги врозь, мяч внизу в пра вой руке;
- руки в стороны;
- наклониться, коснуться мячом носка левой ноги;
- выпрямиться, руки в стороны;
- вернуться в и.п., переложить мяч в другую руку.
То же к правой ноге (повторить б раз).
- И.п.: основная стойка, мяч в руках.
- прыжки на двух ногах вправо;
- пауза;
- прыжки на двух ногах влево.
Предлагаем вам семейный поход в лес
«Ранняя весна в лесу».
Общее расстояние—3 км.
Продолжительность—2ч.
- Перед выходом вспомните, каким был лес зимой, сообщите маршрут похода. По пути в лес используйте для упражнений в движениях естественные природные условия: ручейки и узкие канавки - для прыжков; образовавшиеся проталины -для ходьбы и бега змейкой, перешагивания и т.д. В лесу дети идут в приседе и полуприседе под ветками деревьев, подпрыгивают до веток. Во время кратковременного отдыха сравните хвойные и лиственные деревья, вспомните, какими они были зимой.
- На месте стоянки прочитайте стихотворение И. Никитина « Полюбуйся, весна наступает…». Отметьте характерные признаки весеннего леса. Обратите внимание, как выделяется своей белизной гладкий шелковистый ствол березы; на ветках осины висят толстые мохнатые сережки, похожие на гусениц. Предложите ребенку найти своё «любимое» дерево,
Игры и упражнения на прогулке:
« К названному дереву беги». В игре используются прыжки, различные виды ходьбы.
« Что я вижу». Ребенок называет одним словом то, что видит ( например, лес, небо). говорить надо быстро, не повторять слова , сказанные другими.
«Состязание». Игроки ударяют в ладони друг друга и договариваются, куда будут бежать, называя дерево, куст, пенёк и т.д. задача добежать первым.
«Танец грачей». Дети изображают грачей, легко бегают, кружатся, встают в позу «ласточка» и т.д. задача – придумать как можно больше разнообразных движений и красиво выполнить их.
«Меткий стрелок». Метание шишек в цель, подсчитывая количества попаданий.
В процессе похода используйте движения: ходьба с высоким подниманием колен, широким, приставным шагом, спиной вперед, с закрытыми глазами, бег широким шагом, прыжки в длину с места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по работе с семьями (семьями социального риска) по МБДОУ№21 на 2012-2013 учебный год
Содержание работы общественного инспектора по охране прав детства и всего педагогического коллектива с целью профилактики нарушений прав ребенка в семье и создание условий для объеди...
Интерактивные формы работы с семьей «семьи группы риска».
из опыта работы с семьей...
Программа по работе с семьей "ДОУ - помощник семьи"
Программа по работе с семьей содержит 3 направления: клуб "Молодая семья", группа кратковременного пребывания, консультативный пункт. Цель программы:Ознакомление родителей с задачами, содержанием...
План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!
План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель: создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...
Формы работы с семьей по внедрению оздоровительных мероприятий в семье
В своей работе я стараюсь раскрыть современнын подходы по оздоровлению детей в детском саду....
«Проектирование деятельности в дошкольном образовательном учреждении по организации работы с семьей» ПРОЕКТ «Детский сад и семья»
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ...
Статья на семинар - Воздействие на семью межведомственных организаций - как одна из форм комплексного подхода в работе с семьей
По данным социологических опросов, до 70% российского населения испытывает социальное напряжение и неуверенность в завтрашнем дне. Среди современных научных терминов обрело актуальность слово «ви...