Игры с ленточками, развивающие пространственную ориентировку.
статья по теме
Известно, что первично при ДЦП нарушается моторика. В деятельности двигательного анализатора важным является не только выполнение движений, но и создание следового образа этих движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_s_lentochkami.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Играем с ленточками»
На сегодняшний день проблема обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличем является достаточно актуальной в сфере педагогики. Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы, при ведущем поражении двигательных зон и проводящих путей головного мозга стал одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы. Частотность появления в 2001 году составляла (по разным данным) 5-6 на 1000 новорожденных и эта цифра с годами неуклонно растет. Возникла необходимость в системе ранней помощи детям дошкольного возраста, где основным условием является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.
Успешность физического, умственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее; насколько качественно он может оперировать этой информацией; насколько точно эти знания он может выразить в речи. У детей с ДЦП нарушены не только структура чувственного познания, но и различные виды перцептивных действий и гностические процессы.
Известно, что первично при ДЦП нарушается моторика. В деятельности двигательного анализатора важным является не только выполнение движений, но и создание следового образа этих движений. На основе моторной памяти они воспроизводятся и автоматизируются. Существенную роль в нарушении развития моторики при ДЦП играет то, что у детей искаженно и с задержкой развивается схема тела, а также может наблюдаться искаженное восприятие собственных движений.
Формирование и развитие пространственных представлений у детей с нарушениями ОДА и ДЦП является одним из основных направлений коррекционной работы в нашей группе. Особое внимание уделяется умению различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя.
Занятия дефектолога и воспитателей с детьми начинаются с пальчиковой гимнастики. Это может быть легкий массаж пальцев, прокатывание грецкого ореха, использование метода «Су-джок» и др. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работу мозговых структур, развивает качество движений рук. Каждое занятие по теме содержит в себе игру по развитию пространственных представлений. В обучении мы стараемся использовать реальные ощущения детей. Например, левую сторону тела соотносить с расположением сердца, используя при этом систему меток. Это могут быть вырезанные из бумаги или ткани цветы, бантики, сердечки и др. Поиск и использование разнообразных форм игр и упражнений в этом направлении помогают сформировать пространственное ориентирование, а также положительно влияют на развитие ручной и общей моторики.
Представленные игры направлены на развитие системы двигательных функций руки:
- хватательных движений;
- согласованности действий обеих рук;
- дифферинцированности движений пальцев;
- соотносящих действий;
- развивают зрительно-двигательную координацию в системе «глаз-рука», совершенствует ориентировку на ограниченной поверхности, активизируют речь, учат сопровождать действия словом.
Игры с ленточками, развивающие пространственную ориентировку.
Материал: атласные ленты длиной 20 сантиметров, шириной 0,8 сантиметров.
«Поймаю»
Цели: учить протягивать ленту в заданном направлении, регулировать с учетом статику и динамику пальцев; развивать зрительно-двигательную ориентацию.
Выполнение:
- Руки, согнутые в локтях стоят на столе.
Одна рука держит ленту. Другая рука повернута ладошкой к лицу, пальцы широко раздвинуты.
Педагог говорит: «Наша лента побежала. И все пальцы посчитала».
Начинает демонстрировать действия, затем дети начинают протягивать ленту между мизинцем и безымянным пальцами по направлению к себе. Затем между безымянным и средним – от себя. Далее протягивают ленту между средним и указательным пальцами, направление к себе. Аналогично, между указательным и большим по направлению от себя. Педагог словесно обозначает направление ленточки: «К себе. От себя…». Оказывает индивидуальную помощь. На слова: «Поймаю» - дети сжимают пальцы, лента останавливается. Игра продолжается с участием другой руки.
«Змейка».
Цели: учить протягивать ленту между пальцами в направлении справа налево и обратно, вырабатывать плавность движений, развивать кисть руки в запястных суставах.
Выполнение:
- Исходное положение рук такое же, как и в предыдущей игре.
- На слова педагога: «Змейка быстрая ползет, поиграть ребят зовет» - дети направляют ленту между мизинцем и безымянным пальцами, заводят ленту между безымянным и средним, далее протягивают между средним и указательным. Заканчивается протягивание между указательным и большим пальцами, «змейка» ползет справа налево и обратно, начиная свой путь между большим и указательным пальцами и т.д. Направление движение «змейки» будет зависеть от той руки, двигательная функция которой наиболее сохранна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Игра как средство развития пространственной ориентировки старших дошкольников с нарушениями зрения"
В программе представлены взгляды ученых - педагогов в вопросе развития ориентировки в пространстве, структура реализации программы, практический материал....
Роль коррекционно-развивающих музыкальных игр в формировании навыков пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зр...
Дидактическая игра как средство развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в старшей группе.
В статье кратко раскрыта необходимость и особенности использования дидактических игр в формировании пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения , перечислен...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
В работе представлены коррекционно-развивающих игры, направленные на формирование пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....
консультация "Музыкальные игры для развития навыков пространственной ориентировки"
Игра - оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до ...
Конспект коррекционно – развивающего занятия по развитию пространственной ориентировки в средней группе Тема: «В гостях у трех поросят».
Коррекционно – развивающее занятие по развитию пространственной ориентировки в средней группе. ...
Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры: «Весёлые фишки»
Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры: «Весёлые фишки»...
Комментарии
Игры с ленточками, развивающие пространственную ориентировку
Не за что.