Консультация "Родителям о школе"
материал (подготовительная группа) на тему
Этот материал познакомит родителей с физической и психологической готовностью к школе. Так же предоставлены тесты для родиелей и детей, которые помогут определить готовность семьи к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_o_shkole.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ ВЫПУСКНИКОВ!
С каждым днем Вы все ближе к новому витку в Вашей жизни и жизни Вашего ребенка. Сейчас очень быстро пройдет время, прощание с детским садом, затем стремительно пролетит лето и… наступит ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ. Представьте себе, как Вы с ребенком, красивые, нарядные, немного волнуясь, подходите к школе. «Что ждет там?» - думаете Вы. «Как там будет, в школе?» - думает Ваш первоклассник. Но это во многом зависит от того, насколько Вы и Ваш ребенок ГОТОВЫ к этой самой школе. Давайте поговорим о том, что же такое ШКОЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ.
При переходе из детского сада в школу жизнь ребенка (а, следовательно, и Ваша) меняется кардинально.
Во-первых, до этого он был просто ребенком, обычным дошкольником. Многое в его поведении списывалось на то, что он еще маленький, наши требования были очень относительны и т.д. Теперь малыш-дошкольник будет УЧЕНИКОМ. То есть меняется его статус, а значит и отношение к нему со стороны окружающих.
Во-вторых, у ребенка полностью изменится окружающая обстановка: свободное групповое помещение детского сада теперь сменит класс с партами, учительским столом, доской. И уже нельзя будет пропускать занятия, нельзя будет вставать во время урока и т.д.
Меняется еще очень многое…
В связи с этим, уважаемые родители, хочется обратить Ваше внимание на всестороннюю подготовку ребенка к школе.
Итак, под готовностью к школе понимается тот уровень физического и психического развития, при котором требования систематического обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка. Таким образом, готовность к школе может быть рассмотрена по двум сложным параметрам: физическая готовность и психологическая готовность. Данные параметры всегда взаимодействуют.
В данном случае мы с Вами рассмотрим психологическую школьную готовность. Из чего же она состоит?
1. Интеллектуальная готовность – это соответствующая возрастному уровню зрелость всех познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, представление, внимание, память, мышления). Многие родители ошибочно полагают, что чем больше они в своего ребенка «впихнут» знаний, тем более он будет готов к школе. Уважаемые родители, умножать, делить, понимать Булгакова и Ахматову Вашего ребенка научат в школе, а пока лучше все по возрасту.
2. Личностная готовность – это зрелость системы отношений дошкольника. Среди важнейших отношений, определяющих успешность дальнейшей адаптации в школе:
- отношение к самому себе («Какое?», - спросите Вы. Не заниженное и не слишком завышенное – адекватное, ответим мы);
- отношение ко взрослым (подразумевается вежливое отношение, умение обращаться на «Вы», понимание разницы между взрослым и своими сверстниками и пр.);
- отношение к сверстникам (всегда замечательно, если у ребенка есть друзья его возраста; в этом случае, вероятно, ему не составит больших трудностей влиться в новый коллектив и обзавестись друзьями там. Если среди друзей ребенка только маленький годовалый братик или взрослые тети и дяди, то это повод задуматься);
- отношение к учению в школе.
3. Эмоциональная готовность – это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственные эмоции.
4. Субъектная готовность – это зрелость дошкольника как будущего субъекта учебной деятельности. Что это и какие важнейшие предпосылки учебной деятельности мы выделяем:
- предпосылки к овладению письмом (хочется подчеркнуть: не УМЕНИЕ писать, а именно ПРЕДПОСЫЛКИ к овладению письмом, важнейшие из них: фонематический слух и тонкая моторика руки);
- предпосылки к овладению счетом (представление о количестве);
- предпосылки к овладению чтением;
- освоение языка как системы принятия и передачи информации.
5. Мотивационная готовность. Это есть зрелость мотивационных сфер, важных для дальнейшей учебной деятельности. Особое значение придается развитию познавательной мотивации и мотивации достижения. Т.Е. в основе деятельности ребенка уже лежит не желание поиграть, а желание узнать что-то новое, достичь определенного результата.
6. Волевая готовность – это способность принять задачу, действовать по ее осуществлению, анализировать полученный результат.
7. Коммуникативная готовность – это способность дошкольника адекватно устанавливать контакты со сверстниками, малышами и взрослыми.
Теперь, уважаемые родители, я думаю, Вы понимаете, что не все так просто, и как многие из Вас ошибались, будучи уверены в том, что если ребенок умеет писать и читать – он готов к школе… Высокий интеллект – это еще не показатель того, что в школе все будет хорошо. Сможет ли ребенок влиться в новую среду, найти друзей, не бояться отвечать на уроках и т.д. Наверное, это то, о чем стоит задуматься в первую очередь.
Сейчас у нас с Вами появилась еще одна сложность – реформа образования. И никто толком не понимает, когда отдавать ребенка в школу: в 7 лет, в 6 лет, в шесть с половиной…? Некоторые родители стараются специально отдать ребенка в школу пораньше (кто-то мотивирует это тем, что у мальчика будет время после школы куда-то поступить и не пойти в армию; кто-то, зная, что в этом году набирает класс замечательный учитель, не смотря ни на что хотят отдать свое чадо именно туда и т.д.). В любом случае редко кто задумывается, а готов ли ребенок?
И что же потом? А потом сценарии всегда схожие: у ребенка появляются трудности в учебе, мама с тапком стоит над ребенком, делающим домашнее задание, упрекает его в невнимательности, де еще и добавляет: «Не понимаю, в кого ты у нас такой, мы с папой очень хорошо учились в школе» (и в этот момент ребенок окончательно понимает, что человек он конченный, тупой и что ничего ему не светит…, а если не светит, то и учиться не за чем). Это самый элементарный механизм появления двоечников и неудачников. А главное, это «замечательный» задел на всю жизнь.
Какие трудности могут возникнуть у ребенка, пришедшего в школу:
у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит адаптация к школе, у них гораздо чаще появляются различные трудности обучения, среди них гораздо больше неуспевающих;
именно у таких детей в большинстве случаев отмечаются нарушения состояния здоровья, прежде всего эмоциональной сферы;
с началом обучения в школе у значительной части неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, заторможенность, истерические реакции. Трудности в обучении, неуспехи ослабляют интерес к учебе.
Итак, прежде чем записывать ребенка в школу, попробуйте определить готовность семьи к школе
Хочет ли ребенок идти в школу?
Прежде всего, узнайте, хочет ли Ваш ребенок идти в школу. Обратитесь к нему со словами: "Если бы кто-нибудь стал за тебя говорить, согласился бы ты или нет с этими словами?"
1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
2. Мне интересно, какие у нас будут уроки.
3. Думаю, что буду приглашать на свой день рождения весь класс.
4. Мне хотелось бы, чтобы урок длился дольше, чем перемена.
5. Интересно, что в школе предлагают на завтрак?
6. Когда я пойду в школу, то буду хорошо учиться.
7. Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.
8. Мне кажется, в школе больше интересного, чем в детском саду.
9. Мне хочется в школу, потому что ребята из моего дома уже учатся.
10. Если бы мне разрешили, я бы пошел учиться уже в прошлом году.
Обведите номер высказывания, с которым Ваш ребенок согласился, а потом посчитайте количество положительных ответов.
При сумме 1-3 балла: Ваш ребенок полагает, что неплохо живет и без школы. В этом случае Вам следует задуматься о причинах такого мнения.
При сумме 4-8 баллов: да, в школу хочется, но в основном он мечтает пока о новых играх и друзьях.
При сумме 9-10 баллов: Вам не стоит беспокоиться. Хорошо, если Ваш ребенок сохранит такое отношение к школе на ближайшие десять-одиннадцать лет.
Что он знает о школе?
Теперь определите, что знает о школе Ваш малыш. Ведь уже первого сентября у него возникнет много вопросов и сложных ситуаций. Для Вас эти детские тревоги покажутся пустяками, а для него - труднейшими задачами. Будьте предусмотрительны и помогите ребенку заранее, уже сейчас найти выход из будущих затруднительных положений.
Спросите его:
1. Как обращаются к учительнице?
2. Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
3. Что сказать, если нужно выйти в туалет?
4. Что такое урок?
5. Как узнают, что время начинать урок?
6. Что такое перемена?
7. Для чего нужна перемена?
8. Как называется стол, за которым дети пишут?
9. На чем пишет учитель, когда объясняет задание?
10. Что такое отметка?
11. Какие отметки хорошие, а какие плохие?
12. Что такое школьный дневник?
13. В классе учатся дети одного возраста или разного?
14. Что такое каникулы?
Важно, чтобы ребенок ответил принципиально верно, можно и без уточнений.
Сравните его ответы с правильными:
1. По имени-отчеству и на "вы".
2. Молча поднять руку так, чтобы ее было видно.
3. Поднять руку и сказать: "Извините, можно выйти?"
4. Это то время, в течение которого дети учатся чему-либо новому: слушают объяснения учителя и ответы учеников, делают упражнения и не выходят из класса.
5. Звенит звонок-колокольчик, коридоры пустеют, дети бегут в классы.
6. Перемена - это перерыв между уроками.
7. Перемена нужна для того, чтобы дети могли выйти из класса, отдохнуть, поиграть, позавтракать.
8. Дети за партой.
9. Учитель пишет на доске.
10. Отметка - это цифра, которой оценивают успехи: правильно или неправильно, хорошо или плохо ученик выполнил задание.
11. 1 (единица) - хуже не бывает; 2 (двойка) - плохо; 3 (тройка) - посредственно, удовлетворительно, не очень хорошо; 4 (четверка) - хорошо; 5 (пятерка) - отлично. В других странах бывают иные оценки: от 1 до 20 во Франции; в России в XIX веке, наоборот, единица была самой хорошей оценкой, а пятерка - самой плохой, так же и в современной Германии.
12. Дневник - это такая тетрадка, куда вписывается расписание уроков, дети записывают домашнее задание, а учитель выставляет отметки.
13. В одном классе учатся обычно дети одного возраста, одного года рождения.
14. Каникулы - это перерыв в учении на несколько дней, а также на все лето; после летних каникул дети идут в следующий класс.
Если ребенок ответил правильно:
на 13-14 вопросов - в школьных правилах для него не будет неожиданностей;
на 7-10 вопросов - неплохо, но можно поговорить или почитать о школе;
на 4-6 вопросов - необходимо подробнее поговорить о школьных правилах и вернуться к игре;
на 1-3 вопроса - а ходили ли Вы сами в школу?
Поиграйте в ту же игру, придумав новые вопросы, и попросите быть учителем кого-либо из знакомых.
Готов ли я быть родителем первоклассника?
А теперь тест для Вас, дорогие родители.
При обработке его результатов воспользуйтесь таблицей. Для этого зачеркните номера тех вопросов, на которые вы ответили положительно, а затем сосчитайте количество зачеркнутых номеров по каждому столбику отдельно. Полученную сумму запишите в нижней пустой клеточке каждого столбика. В графе "Всего" поставьте общее количество зачеркнутых цифр.
Итак, выбирайте близкий вариант ответа:
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока - непосильная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным в том, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, считать и читать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, что ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок путается, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, мало способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: "Мама, мы пойдем в школу вместе?"
Что означают полученные цифры?
Сумма положительных ответов 4 или менее баллов: у Вас есть все основания встретить с оптимизмом первое сентября - Вы сами готовы признать новую социальную роль вашего ребенка.
Сумма положительных ответов 5-10 баллов: Вам желательно лучше подготовиться к возможным трудностям.
Сумма положительных ответов 10 и более баллов: подумайте над своими ответами еще раз, возможно, Вам следует посоветоваться с психологом.
Что же означают суммы в столбиках таблицы?
В первую очередь обратите внимание на те, где сумма 2-3 балла.
1-й столбик - необходимо заняться играми и заданиями, развивающими внимание, память, мышление, тонкую моторику рук.
2-й столбик - обратите внимание на то, умеет ли Ваш ребенок взаимодействовать с другими детьми.
3-й столбик - видимо, есть некоторые сложности, связанные со здоровьем вашего ребенка, но есть еще время заняться закаливающими и общеукрепляющими упражнениями.
4-й столбик - не исключена возможность того, что у ребенка возникнут трудности во взаимопонимании с учителем.
5-й столбик - Ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери.
Подумайте, может быть, стоит отложить школу на год?
Возможно, будет полезно поиграть в школу летом. Размышляйте, анализируйте, советуйтесь.
Удачи Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
Воспитание положительного отношения к школе, у детей подготовительной к школе группы, в рамках проекта "Я хочу в школу" (из опыта работы воспитателя Карелиной Т.Н.)
Из опыта работы над проектом "Я хочу в школу"...
"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/
Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...
Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)
Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...