Автоматизация звуков Р, Л
методическая разработка по теме
Упражнения для закрепления сонорных (Р,Л) звуков (в слогах, словах, предложениях, фразах, тексте)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhneniya_dlya_zakrepleniya_zvukov_l_r.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизации звука «Л»
В слогах
Ла – ла – ла Ал – ал – ал Сла – кла – шла
Ло – ло – ло Ол – ол – ол Сло – кло – шло
Лу – лу – лу Ул – ул – ул Слу – клу – шлу
Лы – лы – лы Ыл – ыл – ыл Слы – клы – шлы
В словах
В начале слова –
Лапа, лак, лавка, лайка, лама, ладонь, ландыш, ластик, ласточка, ласка, лапша, лавина.
Лоб, лом, лодка, локоть, ложка, лось, лошадь.
Лук, луна, лупа, лужа, Луша, Лука, луковица, лучше, лужок, лужайка, лукошко.
Лыжи, лыко, лыжник.
В середине слова –
Мила, сила, пила, дела, школа, халат, палатка, салат, юла, зола, вела, жила, мала, кулак, калач, скала, булавка, пела, мыла, читала.
Мыло, село, одеяло, весело, сало, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.
Тулуп, колун, голубь, белуга, шалун, желудь, голубцы.
Столы, вилы, малыш, полынь, улыбка, булыжник, алый, белый, голы, пчёлы, бокалы, смелый, каникулы, пеналы, вокзалы.
В конце слова –
Мал, дал, упал, бал, вал, зал, мал, пенал, вокзал, копал, писал, обвал, стучал, металл, выдал, падал, капал, сыпал, топал, щупал, выгнал.
Пол, кол, вол, гол, стол, футбол, укол, чехол, щегол.
Стул, гул, дул, аул, подул, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, махнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, мускул.
Мыл, ныл, был, выл, жил, остыл, забыл, завыл.
Мял, снял, взял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял.
Вел, шёл, осёл, козёл, котёл.
Ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, пепел, узел, дятел, Павел.
Михаил, Нил, поил, бил, возил, косил, купил, носил, гостил, учил.
Со стечением согласных –
Платье, плата, платок, плакат, плакать, пламя, плавать, пластилин, плащ, плот, плотно, плохо, плов, плуг, плыть.
Блок, блокнот, блузка, каблук, облако, обложка, яблоко.
Во фразе
Предложения –
Лампа упала со стола.
Мила надела белый халат.
Луша подняла лампу.
Нина купила ластик.
Лавку у дома покрыли лаком.
Эта белая лайка очень злая.
Володя пил молоко.
Мила мылась мылом.
Володя хочет быть пилотом.
Дети поплыли на лодке ловить плотву.
На небе светила луна.
Лось шёл по лесу, ломая ветки.
Белый голубь прилетел во двор школы.
Витя идет по лыжне на лыжах.
Володя ловкий и смелый малыш.
Мила подмела и вымыла полы.
Около стола стоял стул.
Михаил всё лето гостил у дедушки в деревне.
На ярко голубом небе появилось белое облако.
У Таниных туфель сломался каблук.
Мила купила голубую блузку.
По реке плывет плот.
Сегодня на полдник были спелые яблоки.
Пилот надел пилотку.
Данил приехал на вокзал.
Отец сел за стол и налил два половника супа.
На скакалке завязался узел.
Врач Володе сделал укол.
Голубой плащ висит в углу.
Обложка у толстого блокнота оторвалась.
П о с л о в и ц ы
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Раз солгал, а на век лгуном стал.
От волка ушел – на медведя напал.
С к о р о г о в о р к и
Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.
* * *
Клала Клава лук на полку, позвала к себе Николку.
* * *
Мылом Милу мама мыла, мыло в ванне позабыла.
* * *
Около кола колокола.
Ч и с т о г о в о р к и
Ла – ла – ла – Мила лампу принесла.
Ло – ло – ло – Лола ехала в село.
Лу – лу – лу – точат острую пилу.
Лы – лы – лы – в группе гладкие полы.
Ал – ал – ал – Павел днем не спал.
Ол – ол – ол – Павел видел футбол.
Ул – ул – ул – Павел сел на стул.
Ыл – ыл – ыл – у нас суп остыл.
В самостоятельной речи
В стихах
Про метлу.
Обижается метла:
- Я лентяйкой не была,
Не шалила, не врала,
Чисто-чисто двор мела.
Так за что к исходу дня
В угол ставите меня?
(Юрий Макаров)
Мой пес.
Мой пес простудился
И стал безголосым.
Котенок шмыгнул
У него перед носом,
А бедный больной
Даже тявкнуть не мог.
Вот до чего
Тяжело занемог!
(Агния Барто)
Помощница.
У Танюши дел не мало, Перед сном сказала маме:
У Танюши много дел: - Вы меня разденьте сами.
Утром брату помогала, Я устала, не могу,
Он с утра конфеты ел. Я вам завтра помогу.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
(Агния Барто)
Тексты для пересказа
Ласточка.
Ласточка летела около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец нитки был привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На ее писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали.
Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна.
Вопросы:
- Что случилось с ласточкой?
- Что стала делать ласточка?
- Кто прилетел на ее писк?
- Как ласточки освободили свою подругу?
Умная галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине вода была только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода в кувшине поднялась до краёв, и галка напилась.
(Лев Толстой)
Волк.
Машу взяли в зоопарк. Вот волк. Маша его сразу узнала.
- Ты почему Красную Шапочку съел?
Волк молчит.
- Ты почему трех поросят обижал?
Волк поджал хвост.
- Вот и сиди теперь в клетке, плохой серый волк!
Волк отвернулся. Значит, ему стыдно. Значит он больше не будет.
* * *
У бабки была внучка; прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.
Автоматизация звука «Л`»
В слогах
Ля – ля – ля Сля – кля – шля
Лё – лё – лё Слё – клё – шлё
Лю – лю – лю Слю – клю – шлю
Ли – ли – ли Сли – кли – шли
В словах
- в начале слова:
Ляля, Ляна, лямка.
Лиза, лист, лифт, липа, Лина, ливень, лиса, лицо, лимон, лисёнок, листья.
Лев, лей, лес, лезь, левый, лента, лебедь, леска, лесенка, летать, лесник, ледник.
Лёд, лён, Лёня, Лёва, Лёша, лёгкий, лётчик.
Люба, люк, люди, лютик, любить, Люда, Люся.
- в середине слова:
Гулять, поля, поляна, солянка, гуляш, коляска, Оля, Юля, Валя, Коля, Толя, Галя, пули, неделя.
Домина, налим, калина, улитка, Полина, малина, улица, кролик, спали, сидели, стояли, стучали, ходили, писали, читали, качели, бегали, уехали, топали, великан.
Рулет, билет, олень, налей, налево, колено, полено, жалеть, железо, телега, тюлень, бакалея, улей, колесо.
Полёт, силён, селёдка, зелёный, солёный, уголёк, кошелёк, мотылёк, фитилёк, самолёт.
Колючий, колю, велю, пилю, полюс, солю, челюсть, мелют, колют.
- в конце слова:
Шаль, даль, сталь, деталь, медаль, педаль, фестиваль, удаль.
Боль, моль, соль, фасоль, куль, быль, пыль, ковыль, бутыль, костыль, тюль, вестибюль, утиль, фитиль, ель, мель, цель, щель, хмель, метель, панель, шинель, щавель, учитель, китель, табель, никель, шницель, оттепель, покупатель, писатель, читатель, постель, житель, водитель.
В словах со стечением согласных:
Для, пляж, клякса, шляпа, пляска, глянец, хлястик, глядеть, слякоть, склянка.
Блин, клин, шли, ближе, глина, длина, плита, климат.
Хлеб, Глеб, плен, клей, след, хлев, блеск, плесень, клетка, бледный, аллея.
Клёв, клён, слёт, взлёт, слёт, плёнка, шлёпать, похлёбка.
Блюдо, клюв, ключ, плюс, плющ, злюсь, шлюпка, клюква, клюшка, плюшка, люблю, ловлю, слюда.
Во фразе
Предложения –
Лиза очень любит лимонад.
Лисица с лисятами бежали по лесу.
Коля и Люся катались на качелях.
Тополи и липы после сильного ливня были свежие.
В зоопарке мы видели льва и львицу с львятами.
Люба с мамой полетели на самолёте на юг.
Маленькая Юля лежит в коляске.
На обед сегодня солянка и гуляш.
Улитка сидела на листе малины.
У Люси болит левое колено.
Мы видели, как олень убежал в лес.
У телеги отвалилось колесо.
Ульи с пчелами отвезли на поля.
Я летом в деревне колю и пилю дрова.
Готовь для супа щавель и фасоль.
Корабль сел на мель. Коля стрелял из лука и попал в цель.
Водитель проехал на зелёный свет.
Учитель заполнял табель.
На поляне у реки было очень людно и оживлённо.
Белый хлеб лежал на столе.
Из-за оттепели на дорогах образовалась сильная слякоть.
Глеб гулял с мамой по липовой аллее.
В клетке сидел клёст с большим клювом.
В лесу мы собирали малину, а на болоте – клюкву.
П о с л о в и ц ы –
Маленькое дело лучше большого безделья.
* * *
Апрель богат водою, а май водою.
* * *
Маленький – да удаленький, велик – дик.
* * *
Любишь кататься, люби и саночки возить.
* * *
Летний день – за зимнюю неделю.
* * *
Журавль летит высоко – видит далеко.
* * *
Лежа хлеба не добудешь.
Скороговорки –
От топота копыт пыль по полю летит.
* * *
Мы гуляли в лесу и увидели лису.
* * *
Летели две птички, собой невелички.
* * *
На мели мы лениво налима ловили.
* * *
Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
Чистоговорки –
Аль – аль – аль – смотрю в светлую даль.
Ля – ля – ля – вижу горы и поля.
Лё – лё – лё – вот красивый мотылёк.
Ле – ле – ле – много места на земле.
Лю – лю лю – очень лето я люблю.
В самостоятельной речи
В стихах:
* * *
Прилетели гули,
Гули-голубочки.
Сели на головку,
На головку дочке.
А ты, моя дочка,
Помаши платочком –
Кыш, гули, кыш!
* * *
- Ладушки, ладушки, где были? Бражка сладенька,
- У бабушки. Бабушка добренька.
- Что ели? Попили, поели,
- Кашку. Шу, полетели!
- Что пили? На головку сели!
- Бражку. Сели, посидели,
Кашка масленька, Прочь улетели!
* * *
Люли-люли-люли, Тихо Лиду усыплять:
Прилетели гули. «Спи, малютка, засыпай,
Сели гули на кровать, Глаз своих не открывай».
Стали гули ворковать,
* * *
Я теленочка ласкала; Я теленочка любила;
Был он маленький… Был он нежненький…
Свежей травкой угощала Я водичкою поила
У завалинки. Самой свеженькой.
* * *
Дали туфельки слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре!
Тексты для пересказа
Орел и обезьяна.
Далеко-далеко в густом лесу жили обезьяны. Обезьян было много. Жили они дружно. Обезьяны лазали по деревьям, качались на ветках.
Однажды одна обезьяна влезла на верхушку дерева. Увидел обезьяну орел. Он вцепился когтями в спину обезьяны и хотел унести ее. Обезьяна громко закричала.
Тогда другие обезьяны окружили орла. Они били и кусали его. Обезьяна крепко держалась за ветку. Орел не мог поднять обезьяну.
Он отпустил ее. Так обезьяны спасли свою подругу.
Вопросы:
- Где жили обезьяны?
- Как они жили?
- Что случилось с одной обезьянкой?
- Что хотел с ней сделать орел?
- Как подруги спасли обезьянку?
Лиса (К.Д.Ушинский).
Сказала лиса кролику:
- Зачем ты, кролик, роешь узкие норы?
- Затем, чтобы ты, лисонька, не пришла ко мне в гости, - отвечал кролик.
Весна (Л.Н.Толстой).
Пришла весна. Потекла вода.
Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде.
Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видели и в лужу упали.
Три котенка (В.Сутеев).
Три котенка – черный, серый и белый – увидели мышь … и бросились за ней.
Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котенка.
Три белых котенка увидели на дворе лягушку и бросились за ней. Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята – за ней! Лягушка ускакала… а из трубы вылезли три черных котенка Три черных котенка увидели в пруду рыбу… и бросились за ней. Рыба уплыла… а из воды вылезли три мокрых котенка.
Три мокрых котенка пошли домой.
По дороге они обсохли и стали как были: черный, серый и белый.
Автоматизация звука «Р»
В слогах
Ра – Ра – Ра Ар – ар – ар Дра – дро – дру - дры
Ро – Ро – Ро Ор – ор – ор Тра – тро – тру - тры
Ру – Ру – Ру Ур – ур – ур Бра – бро – бру - бры
Ры – Ры – Ры Ыр – ыр – ыр Гра – гро – гру - гры
В начале слова – рак, радио, радуга, равный, радость, раковина, работа, ракета, раскат, рассказ, расческа, ракушка, ранец, рама, равнина, радист, растение.
Рот, Рома, роза, роща, рожки, родина, робкий, ровный, рослый, розовый, розыск.
Руки, ручка, рубка, русый, рукав, рука, рубить, ручей, рубаха, ручной, ружье, румяный, рубанок, рукавицы, рукопись, русский.
Рысь, рыба, рыжик, рынок, рыхлый, рыть, рыбак.
В середине слова – гора, дыра, жара, нора, пора, детвора, буран, гараж, парад, жираф, карась, баранка, Ира, Юра, Вера, Нюра, Жора, пара, мера, фара, ураган, муравей, барабан, карандаш, пирамида.
Перо, урок, герой, горох, пирог, сырок, сурок, мороз, народ, паром, ворона, дорога, корова, короткий, сорока, коробка, макароны.
Беру, нору, дыру, жару, Маруся, орудие, кукуруза, парус.
Дары, шары, дворы, топоры, комары, корыто, горы, куры, норы, пары, дыры, пожары, актеры, шоферы, мундиры, базары, боксеры, шахтеры, пионеры, помидоры, самовары, пёрышко.
В конце слова – вар, дар, жар, пар, шар, базар, загар, комар, Макар, самовар, пожар, сахар, повар, Захар.
Бор, сор, хор, двор, мотор, помидор, забор, мухомор, топор.
Бур, шнур, сыр, бобёр, актёр, ковер, боксёр, монтёр, шофёр, шахтёр, костёр, пионер, офицер, мир, пир, тир, кефир, мундир, командир, пассажир., веер, ветер, вечер, катер, мастер.
В словах со стечением согласных –
Драп, драка, дранка, драчун, Дронов, дрозд, дрова, дрожать, друг, дружный, другой, дружина, друзья, дрыгать.
Квадрат, ядро, ведро, бедро, подросток, подруга, пудра, выдра, вёдра, эскадра, бодрость, мудрость, кадры, кедры, щедры.
Слова со звукосочетаниями «тр»
Травы, трап, трасса, травка, тетрадь, трос, тройка, тропик, трогать, труд, трубка, трудный, трамвай, трамплин, траншея, Трофим, тростник, труба, Трунов.
Матрац, ситро, метро, матрос, патрон, ватрушка, петрушка, отрывок, осётры, утро, хитрость, отруби, гетры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать.
Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр.
Слова с двумя звуками «р» –
Простор, разгар, размер, разговор, раствор, квартира, мрамор, маршрут, кругозор, проверка, развернуть, разорвать, проворный, сортировать, красноармеец, фарфор, прорубь, оркестр, прорыть, аэродром, дроворуб, литература, шаровары, пробраться, разбирать, раскрывать, разрывать, разворачивать, разгружать, раздразнить, раздробить, распороть.
Во фразе
Предложения (в начале и середине слова) –
Юра ест баранку.
У Иры розовый шар.
Тамара идёт на урок.
Широкая дорога ведёт в лес.
В этом пруду водится рыба.
Сорока-ворона на порог скакала, гостей созывала.
Маруся пасёт корову.
После дождя выросли рыжики.
В небе появилась радуга.
Огурцы и помидоры растут в огороде.
На ужин были макароны с сыром.
У старухи разбитое корыто.
У офицеров красивые мундиры.
Рубашка расшита узорами.
Предложения (в конце слова) –
Макар идёт в бор.
Фёдор потушил пожар.
Захар, вымети сор.
На опушке леса растёт мухомор.
У мамы яркий фартук.
На парте лежат альбомы и карандаши.
У Егора теплая куртка.
Папа улетел на Таймыр.
Летом на юге вкусные персики и арбузы.
Молоко, кефир и сыр – молочные продукты.
У Ярослава папа – офицер.
На полу в комнате шерстяной ковёр.
Пир на весь мир.
Монтёр починил проводку.
Дядя Фёдор починил у машины мотор.
За синим забором наш двор.
Предложения (со стечением согласных) –
Пётр – мой близкий друг.
Дронов ужасный драчун.
Педиатр – это детский врач.
К самолету подали трап.
Дядя Трофим купил трубку.
На завтрак Иван Петрович съел ватрушку.
Вдруг, на улице, я увидела свою подругу.
Подростки носили дрова и зажигали костры.
В ведро текла струя воды.
Когда стругали доски, кругом летели стружки.
Выдра – это водяная крыса.
Площадь моей комнаты – двадцать метров квадратных.
П о с л о в и ц ы –
С родной стороны и ворона мила.
* * *
За добро добром и платят.
* * *
Подарок – свечки огарок.
* * *
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
* * *
За одного грамотного, двух неграмотных дают.
Скороговорки –
По тропе тропка протоптана.
* * *
У Кондрата куртка коротковата.
* * *
На дворе дрова топорами рубят
* * *
Сыворотка из-под простокваши
* * *
Свинья тупорыла – весь двор перерыла,
Вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Чистоговорки –
Ра – Ра - Ра - на улице жара.
Ра - Ра - Ра - высокая гора.
Ра - Ра - Ра - глубокая нора.
Ро - Ро - Ро - новое перо.
Ро - Ро - Ро - яблочный пирог.
Ро - Ро - Ро - молодой горох.
Ру - Ру - Ру - ручку я беру.
Ру - Ру - Ру - вижу я нору.
Ру - Ру - Ру - купаюсь я в жару.
Ру - Ру - Ру - рано поутру.
Ры - Ры - Ры - красные шары.
Ры - Ры - Ры – злые комары.
В самостоятельной речи
В стихах:
Я протру стекло и раму,
Потому что в раме мама.
Дочиста протру я раму:
Очень уж люблю я маму.
* * *
Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый
ТА – РА – КАН!
* * *
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во все горло разорались:
Кар – кар – кар!
Вдруг собаки выбегают,
Ворон крикливых разгоняют.
* * *
Все галчата черные Поднимают ссору,
Быстрые, проворные, Распушили спинки,
С черными носами, Скачут по забору,
С острыми глазами. Точно на пружинке
* * *
Рано, рано мы встаем, Вышел сторож из сторожки.
Громко сторожа зовем. Подметает он дорожки.
Сторож, сторож, поскорей Курит трубку у ворот,
Выходи кормить зверей. Нам обедать не дает.
* * *
Друзья.
Друг на друга Свищет ветер
Так похожи Возле рубки,
Пароход и капитан: Волны встали на дыбы…
Для друзей всего дороже У капитана
Синий-синий океан Дым из трубки,
У парохода – из трубы.
Тексты для пересказа
Журка.
Ваня нашел за садом журавля. У журавля было ранено крыло. Он не мог летать. Рома взял журавля домой и стал за ним ухаживать. Рома звал его Журкой. Журка скоро поправился. Он привык к Роме и стал ходить за ним по двору.
Вопросы к тексту:
1. Кого нашел Рома?
2. Что было с журавлем?
3. Что сделал Рома?
Волк и бобер.
Построил бобер хатку у запруды, а выход сделал под воду. Пришел к запруде волк, осмотрел снаружи хатку, покачал головой, да и говорит: - Эх, бобёр! Говорят, что ты хороший плотник, а дом себе выстроил плохой: разве можно дверь под водой делать? Как же к тебе гости ходить будут?
Засмеялся бобр и отвечает: - Для того я и устроил дверь под водой, чтоб гости, вроде тебя, не могли забраться ко мне в гости.
(Л. Толстой)
Как петух утащил Васин хлеб.
Мама дала Кате и Васе хлеба и сказала: - Идите покормите кур.
Они вышли во двор и стали звать: - Цып –цып-цып!
Прибежали куры белые, прибежали серые, и большой рыжий петух прибежал. Всем хлеба хочется.
Катя отломила корочку, бросила курам, а Вася свой кусок за спину спрятал, говорит: - Никому не дам, сам съем!
А петух подскочил сзади, схватил Васин хлеб и убежал. Бросил его на землю, клювом крошит, кур завтракать приглашает. Заревел Вася, а Катя разломила свой кусок пополам, говорит:
- Не плачь. На тебе хлеба, ешь!
Стало всем весело: Вася хлеб ест, Катя ест, и куры с петухом едят. Все вместе завтракают.
(Н. Калинина).
Почему кот моется после еды.
Однажды залетел воробей на крестьянский двор и стал клевать зерно. Прыгает воробей на траве, зернышко за зернышком подбирает, а хозяйский кот на него из-за угла посматривает. Смотрел кот, смотрел, да как прыгнет на воробья! Схватил его за крыло и говорит:
- Неплохо сейчас позавтракаю!
-Что вы, что вы, пан кот! – зачирикал воробей. – Неужели вы собираетесь меня съесть?
- А что мне, любоваться тобой, что ли? – фыркнул кот и приготовился свернуть воробью голову.
- Да постыдитесь же, пан кот! – опять зачирикал воробей. – Ведь вы забыли умыться! А разве вы не знаете, что и хозяин ваш, и хозяйка, и все люди на свете сначала моются, а потом завтракают?
- И то правда! – сказал кот и поднял лапу, чтобы хорошенько потереть себе мордочку.
А воробей, недолго думая, прыг в сторону! Взмахнул крыльями и улетел.
Очень рассердился кот.
- Ну нет, теперь уж меня не обманешь! – сказал он. – Пусть люди делают, как знают, а я сначала буду завтракать, потом умываться.
С тех пор все коты на свете моются после еды.
Дорогая чашка.
Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил: «Кто разбил?» Мальчик испугался, затрясся от страха и сказал: «Я!»
Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».
(Л.Толстой)
Автоматизация звука «Р`».
В слогах
Ря – ря – ря арь – арь – арь кря – кре – крю – кри
Ре – ре – ре орь – орь – орь пря – пре – прю – при
Рю – рю – рю урь – урь – урь тря – тре – трю – три
Ри – ри – ри ырь – ырь – ырь вря – вре – врю – ври
В словах
В начале слова:
Рябина, ряд, рябь, рядовой, рядом, рябчик.
Рис, Рита, Римма, рисунок.
Репа, речь, речка, ребус, ребус, редкий, резать, резвый, редиска, ресницы, решето, рюмка, рюкзак.
В середине слова:
Зарядка, заря, моряк, наряд, порядок, нырять, терять, говорят, коряга, дырявый, рядом, рябчик, Боря, Валя, буря, гиря, варят, парят.
Звери, старик ирис, Борис, Ирина, Марина, горит, варить, дарить, сорить, говорить, перина, турист, пузыри, сухари, буквари, фонари, снегири, шарик, варит, курица, пекари, коридор, верить, мерить, жарить, комарик, топорик, фонарик.
Орех, борец, огурец, сирень, варенье, деревня, черешня.
Хорёк, берёза, орёл, ларёк, зверёк, вперёд, поперёк, Серёжа, Бурёнка, верёвка, Серёжки, черёмуха.
Урюк, говорю, борюсь, варю, снегирю, жарю.
В конце слова:
Фонарь, букварь, сухарь, январь, пекарь, токарь, пескарь, аптекарь, пахарь, егерь, дверь, угорь, угорь, якорь, снегирь, панцирь,
В словах со стечением согласных
Треск, треска, трибуна, трюм, тряпка, кудри, ноздри, привычка, причёска, прятки, пряник, прямо, зря, пряжа, грязный, пряжка, прялка, хрящик, прятать, крякать, крик, грива, гриб, Гриша, зрители, пристань, привет, природа, приманка, примерить, крем, время, грелка, гречка, кресло, стремя, крепкий, гребень, крючок, трюк, грядка, грязь, Андрюша, брюки.
Во фразе:
Предложения –
Дети повесили скворечники на деревья.
Рита нарисовала деревья: березу и рябину.
У Бори тяжелый рюкзак.
Моряк сходил на берег.
Ребята решают интересный ребус.
Римма, не бери нож, порежешься!
Ремонт в квартире закончили в конце января.
Ребята идут на зарядку.
Саша играл в прятки во дворе дома.
Рядом со школой растет душистая сирень и черёмуха.
Пекарь испек торт с орехами.
Игорь любит есть сухари с грецкими орехами.
В этой реке водятся пескарь и карась.
Пряник мятный, ароматный, удивительно приятный!
П о с л о в и ц ы –
Мы припасали,
А они пришли,
Да и взяли.
* * *
Ерема, Ерема!
Сидел бы ты дома
Да точил веретена.
* * *
«Одинокому» - хоть утопиться,
Женатому – хоть удавиться.
* * *
Береги платье снову,
А честь смолоду.
На воре и шапка горит.
* * *
Горе – что море:
Ни переплыть,
Ни выпить.
* * *
Дружно – не грузно,
а врозь – хоть брось.
Скороговорки –
По двору, подворью, в добром здоровье.
* * *
Арина грибы мариновала, а Ирина малину перебирала.
* * *
Под деревом тетерев тетерева встретил,
Тетерев, тетерев, как твои тетеревята?
Тетерев тетереву в ответ:
Мои тетеревята – здоровые ребята,
Твоим тетеревятам от них привет.
* * *
На горе, на пригорке
Жили тридцать три Егорки.
* * *
Съел молодец тридцать три пирога
С пирогом, да все с творогом.
Чистоговорки –
Арь – арь – арь – очень красочный букварь.
Ря – ря – ря – занимается заря.
Рё – рё – рё – кошка – ласковый зверек.
Ре – ре – ре – много снега в январе.
Рю – рю – рю – я цветы тебе дарю.
Ря – ря – ря – вижу реки и моря.
Рё – рё – рё – ты иди вперед.
Рю – рю – рю – каши наварю.
Ре – ре – ре – дождик на дворе.
Ри – ри – ри – светят фонари.
В самостоятельной речи
В стихах:
Декабрь.
В декабре, в декабре,
Все деревья в серебре.
* * *
Январь.
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
* * *
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Крепче, Верочка, держись!
* * *
Лето.
Солнце греет,
Щедро греет.
На пригорках
Рожь буреет.
Рожь буреет
Рядом с гречкой,
Гнутся удочки над речкой.
По пригоркам, по низинкам
В ближний лес
Бегут корзинки.
* * *
Раз, два, три –
дождь считает пузыри.
Четыре, пять, шесть –
на дороге луж не счесть.
* * *
Апрель.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель!
* * *
Мороз.
Такой мороз! Такой мороз!
Берет за нос, дерет до слез.
Пристал, пристал, прискучил.
Такой мороз! Такой мороз!
Укроешь нос – к бровям прирос.
Такой мороз! Здоровый,
Идет – хрустит дорогой.
* * *
Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нем сирень;
От черемухи душистой
И от лип кудрявых тень.
Тексты для пересказа
* * *
Ребята сделали себе веселье. Они сошлись у ручья, принесли каменья и склали их в ручье. Смазали каменья глиной, и стал прудок. Из прудка пошла вода струйкой. Под струйку ребята подвели колесо. Вода вертела колесо.
(Л.Толстой)
Пузырь, соломинка и лапоть.
Жили-были пузырь соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Лапоть говорит пузырю:
– Пузырь, давай на тебе переплывем!
– Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.
Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.
(русская народная сказка)
Храбрый утенок.
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.
Как только утята подбегали к тарелке, из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.
Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.
А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала.
После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять.
Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: «Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят».
Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.
Однажды к утятам пришел в гости их сосед, маленький утенок Алеша.
Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.
- Ну и храбрецы! – сказал он. – Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.
- Ты хвастаешь, - сказали утята. – Завтра ты первый испугаешься и побежишь.
На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.
- Ну, смотрите, - сказал смелый Алеша, - сейчас я буду драться с вашей стрекозой.
Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.
Утята хотели убежать, но Алеша не испугался.
Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алеша схватил ее клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.
С тех пор она никогда не прилетала в сад и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алешу за то, что он спас их от стрекозы.
(Б. Житков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....