Совместный отдых родителей с детьми.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Родительское собрание в старшей группе. В приложении вопросы для беседы с детьми на тему "Моя семья", тест для родителей "Я и мой ребенок. Форма проведения: круглый стол. Консультация для родителей по теме, обсуждение темы "Возможные формы совместного отдыха родителей и детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mart_2012_rod._sobr.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в старшей группе.
Тема: Совместный отдых родителей с детьми.
Форма проведения: круглый стол.
Цель: Выявить необходимость совместного отдыха родителей и их детей.
Задачи:
- Проанализировать возможные формы отдыха родителей и их детей.
- Способствовать формированию осознания необходимости совместного отдыха родителей и их детей.
- Продумать формы совместного отдыха.
Ход мероприятия.
Подготовительный этап
- Опрос детей на тему «Моя семья». Воспитатель записывает ответы детей. (Приложение 1.)
- Рисование детей на тему «Моя семья», «Мы отдыхаем». Рисунками оформить зал.
- Столы поставлены по кругу. На столах разложены карандаши, ручки, жетоны.
- Текст «Я и мой ребенок» на столе педагога.
Вступительная часть
- Тема нашего собрания «Совместный отдых родителей с детьми», которое призвано решить следующие задачи… (перечислить).
- А теперь традиционное приветствие с использованием фразы: «Здравствуйте, я очень рада вас видеть!».
Консультация педагогического всеобуча.
- По мнению Льва Николаевича Толстого, в течение первых трех лет жизни человек приобретает больше, чем за всю последующую жизнь. Огромные изменения происходят и в течение всего дошкольного возраста, но к 6-7 годам он становится совершенно другим человеком.
Шестилетний ребенок может:
- Вынести двухлетнего малыша из загоревшего помещения.
- Отказаться от незаслуженной награды.
- Пожертвовать развлечением, чтобы помочь матери.
За эти годы дошкольного детства в психике детей возникает целый ряд таких черт и особенностей, которые раньше полностью отсутствовали. Эти изменения внешне менее радикальны и выразительны, чем появление ходьбы и речи, но имеют не меньшее значение.
Уже с первых дней своей жизни ребенок начинает активно осваивать окружающий мир с его законами и правилами. Ему необходимо добыть, переработать и запомнить огромное количество познавательной информации, освоить правила взаимодействия людей друг с другом и т.п.
Антон Семенович Макаренко подчеркивал, что зачастую происходит обременение детской памяти всевозможными правилами, которые часто ребенок не запоминает, а поэтому тут же забывает или пытается их очень неудачно соблюдать.
Если родители хотят, чтобы дети выполнили хорошо какое-либо действие, выполненное до этого неверно, нужно ласковыми словами и уговорами постараться заставить переделать это несколько раз, пока действие не будет выполнено в совершенстве. «Если дети будут многократно проделывать одно и то же действие до тех пор, пока оно не станет для них привычным, выполнение уже не будет зависеть от памяти или размышления, а станет чем-то естественным (у ребенка выработается привычка). Если вы, таким образом, излечили вашего ребенка от какого-либо недостатка, вы его излечили навсегда; и таким же способом вы можете искоренять в детях один за другим все недостатки и прививать им какие угодно привычки». (Локк Дж. Педагогические сочинения. М. 1939. с 102.)
Исследования показывают, что на развитие ребенка влияют:
15% - наследственность,
57% - родители,
25% - окружающая среда,
3% - образовательное учреждение.
«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в дошкольном и школьном возрасте вся принадлежит детскому саду и школе. Оказывается, образовательное учреждение (детский сад, школа) имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь» (Константин Дмитриевич Ушинский)
Поэтому основная роль в привитии детям хороших привычек отводится родителям. И именно под руководством и наблюдением родителей должно происходить многократное повторение одного и того же действия до тех пор, пока дети не привыкнут это делать хорошо. Пользуясь этим методом, можно увидеть, соответствуют ли требования, предъявляемые ребенку, его способностям, и подходит ли ваш прием к природным данным ребенка.
Кому, если не родителям известны все тонкости характера ребенка? Только родители могут решить, как лучше использовать то, что дала ребенку природа, а так же и предупредить те недостатки, к которым есть предрасположенность. Надо стремиться создавать все условия для ребенка, чтобы он смог хорошо сделать то. Что может, и то, что хочет. А что может ребенок и что хочет ребенок, можно узнать и понять в обстановке доброжелательности, доверия и взаимопонимания. Такая обстановка в первую очередь создается взрослыми. Такую обстановку лучше создать во время отдыха, когда взрослые и дети могут быть поставлены в равные условия.
«Отдых – перерыв в работе, свободное от работы время для восстановления сил. Отдыхать – восстанавливать силы, проводить свой отдых где-нибудь». (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1993. с. 602).
- Возможен ли совместный отдых родителей и детей?
- Нужен ли такой отдых?
- В чем необходимость такого отдыха?
Каждый из вас может по-разному ответить на эти вопросы. Но наверняка каждый из присутствующих здесь родителей организует совместный отдых со своими детьми.
Тест «Я и мой ребенок». (Приложение 2)
Сделайте соответствующие выводы о характере взаимоотношений между вами и вашими детьми.
Роль родителей в воспитании ребенка невозможно переоценить. Вы – главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания.
Современный ритм жизни не позволяет вам много времени свободно общаться со своим ребенком. Каждая свободная минута заполнена разговорами, заботами и хлопотами. И все-таки необходимо находить время для доступных форм проведения совместного отдыха с
детьми.
Анализ результатов теста «Рисунок семьи».
Выявив наличие умения правильно воспитывать ребенка, попробуем узнать, как ребенок относится к вам – своим родителям.
По результатам этого теста нельзя сделать окончательные выводы. Тем более что дети старшей группы еще недостаточно владеют техническими навыками в рисовании.
В ходе ознакомления с результатами теста может быть выявлено:
- дружна ли семья;
- все ли члены семьи являются обязательными для ребенка;
- к кому из членов семьи ребенок испытывает негативное отношение;
- какое место отводит ребенок каждому члену семьи и себе;
- кто из членов семьи наиболее близок ребенку, а кто находится от него в отдалении;
- заняты ли члены семьи общим делом на рисунке ребенка.
Рисуночные тесты выдаются родителям с краткими характеристиками элементов детского рисунка в соответствии с их реальной обстановкой в семье.
Возможные формы совместного отдыха родителей и детей.
Как отдыхает семья каждого из вас? Чем занимаетесь, собираясь вместе? (ответы родителей.)
Если такие моменты в жизни вашей семьи возникают редко, и поэтому не было возможности обдумать, как организовать совместный отдых, можно использовать следующие формы совместного отдыха родителей и детей:
- Совместная интеллектуальная деятельность: интеллектуальные семейные игры, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок.
- Совместная творческая деятельность: ребенок и родители вместе придумывают и создают какой-либо творческий проект – оформление поздравления родственникам, подготовка квартиры к празднику, выполнение каких-либо творческих работ.
- Совместная трудовая деятельность: уборка в квартире, посадка и уход за комнатными растениями, благоустройство территории вокруг своего дома, выполнение работ на приусадебном участке, уход за домашними животными.
- Совместная спортивная деятельность: посещение тренажерного зала, бассейна, спортивные занятия на стадионе всей семьей, лыжные семейные прогулки.
- Совместные подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Игры – прекрасный источник информации о личности ребенка. В процессе игры нужно внимательно наблюдать за поведением ребенка. В игре можно увидеть, как ребенок от начала до конца игры последовательно идет к цели, боится, или не боится трудностей, может ли справиться с постигшей его неудачей, как справляется с проигрышем в игре.
Совместная деятельность родителей и их детей может осуществляться с помощью игры-труда, подвижных игр-состязаний, игр-театрализаций (разыгрывание литературных сюжетов), которые позволяют увидеть возможности ребенка для развития творчества, найти творческие решения поставленной игровой задачи. Главная задача взрослых в этой игре – поддерживать оригинальность детей, вовремя похвалить за что-то интересное.
Если все же возникает конфликтная ситуация, требующая наказания, то родителям нужно помнить:
- наказание не должно быть постоянной практикой – это незамедлительная реакция на недопустимый поступок;
- наказание должно быть коротким;
- нужно быть последовательным: нельзя в одном случае наказать, а в другом – тот же самый поступок не заметить;
- нельзя в качестве наказания прекращать разговаривать с ребенком;
- ни одно наказание не должно нести своей целью унижение ребенка.
«Ребенок – это цветок, который нуждается в одобрении со стороны своих близких. Без похвал он чахнет и рискует не расцвести никогда». (Преображенская Е.)
Обсуждение темы: «Какие формы совместного отдыха выбирает ваша семья?»
На столе 6 коробочек с надписями:
- интеллектуальная деятельность;
- творческая деятельность;
- трудовая деятельность;
- спортивная деятельность;
- игровая деятельность;
- другие виды совместного отдыха.
Опустите жетоны, лежащие на столе, в ту коробочку, на которой обозначен наиболее приемлемый для семьи вид совместного отдыха.
Жетоны подсчитываются, и выявляется наиболее популярный вид совместного семейного отдыха и наименее популярный.
Итог: Роль родителей в воспитании ребенка невозможно переоценить. Находите время для общения с вашим ребенком, разговаривайте с ним, играйте. С вашей помощью у него все получится.
Приложение 1.
Вопросы для беседы с детьми.
Моя семья.
- Наша семья состоит из……….(человек)
- Она какая? (дружная, веселая, хорошая и т.п.)
- Обычно вечером я…(сижу дома один, читаю вместе с мамой книгу, смотрю с родителями передачи по телевизору…)
- В выходные дни моя семья…(отдыхает за городом, ссорятся и ругаются друг с другом, занимаются каждый своим делом…)
- Моя мама…(старается, чтобы всем было хорошо, уходит по своим делам и долго не возвращается, готовит, стирает, делает уборку в доме…)
- Мой папа…(помогает маме выполнять всякую работу, что-то мастерит, делает, лежит с газетой на диване…)
7. Я хочу, чтобы…(никто в нашей семье не ссорился, все вместе чаще отдыхали, меня брали с собой мама и папа, а не оставляли одного дома…)
Я и мой ребенок. Приложение 2.
Можете ли вы:
- В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
6. Поставить себя на место ребенка?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
7. Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея(прекрасный принц)?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как он хочет?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?
а) могу и всегда так поступаю;
б) могу, но не всегда так поступаю;
в) не могу.
Ключ к тесту.
Ответ «а» оценивается в 3 очка.
Ответ «б» оценивается в 2 очка.
Ответ «в» оценивается в 1 очко.
Посчитайте:
Ключ к тесту.
Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит ребенок – самая большая ценность в вашей жизни, вы стремитесь не только понять, но и узнать его, Относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и поставленной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете рассчитывать на хорошие результаты.
13 – 27 очков. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 13 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а, возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная встреча с родителями "Совместное изготовление родителей с детьми кормушек для птиц".
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов группы. Изготовление кормушек для зимующих птиц....
Консультация для родителей «Совместный труд родителей с детьми» .
Консультация для родителей«Совместный труд родителей с детьми» Нам взрослым, родителям и педагогам, конечно, хочется, чтобы наши дети стали настоящими людьми, любили труд, были ...
консультация для родителей " Совместные игры родителей с детьми"
Материал можно использовать при проведении родительского собрания....
Статья на тему "Летний отдых родителей с детьми"
В статье содержатся рекомендации для родителей находящихся на летнем отдыхе с детьми....
Приобщение родителей к образовательному процессу в форме изобразительно-творческих выставок совместных работ родителей с детьми в 2020-2021 учебном году
График выставок изобразительно-творческих работ родителей с детьми...
консультация для родителей "Совместный труд родителей с детьми"
laquo;Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком» В.А. Сухомлинский...
Консультация для родителей “Совместный летний отдых родителей с детьми”
В консультации говорится о том, что летний отдых - это долгожданный отдых и для родителей, и для детей. Поэтому очень важно, чтобы родители с наибольшей пользой распорядились этим драгоценным временем...