проект психологическая готовность к школе
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Кравченко Галина Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

Проект

«Психологическая готовность к школе»

 

 

 

 

 

Автор проекта : педагог-психолог Кравченко Г.Г.

 

 

Психологическая готовность к школе.

Проблема психологической готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасек, 1970 и др.)И в  настоящее время родители и педагоги отмечают, что многие дошкольники испытывают трудности в психологической готовности к школе. Поэтому тему проекта мы выбрали психологическая готовность к школе.

Цельпроекта: развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований(так называемой внутреннейпозициишкольника) и личностного роста ребенка, развитие познавательных возможностей. В соответствии с этой целью формируются задачи:

  • развитие навыков произвольной регуляции поведения (стремление управлять собой исвоими поступками, умение подчиняться правилам и нормам);
  • развитие навыков общения со сверстниками;
  • развитие познавательных процессов (внимание, восприятие, память, мышление и т.д.)
  • развитие общей и мелкой моторики.

Готовность к школе психологическая(синоним: школьная зрелость) - комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

По данным Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Холмовского, Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко и др.психологическая готовность к школевключает следующие составляющие:

1.интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);
2. эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями);
3. социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Личностная и социально-психологическая готовность к школевключает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, умений. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Готовность ребенка к школьному обучению предполагает наличие у него следующих качеств:

  • организованность, аккуратность;
  • волевые качества;
  • внимание, способность к длительному сосредоточению(15-20мин.);
  • сообразительность, любознательность;
  • развитая речь и хорошее воображение;
  • хорошая память;
  • моторная ловкость;
  • дружелюбие, умение общаться с детьми и с взрослыми;
  • начальные навыки счета.

Для определения их психологической готовности к обучению в школе я использую следующие методики:

Методика игровая комната-направлена выявление особенностей детей в процессе игровой деятельности, а так же получить информацию о его эмоционально-личностных предпочтениях(представь, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в замок,в этом замке есть волшебная комната в кот. собраны все игры и игрушки ,ты можешь делать в ней что хочешь, но есть 2 условия взять с собой двоих кого ты захочешь и все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам, после этого задаются вопросы: кого с собой возьмешь, что тыпредложишь). Рассматриваются след. параметры: инициатива и позиция в общении , развитие игровых навыков , способы разрешения конфликтных ситуаций.

Методика лесенка  - направлена на изучение самооценки и уровня притязания  детей.

 Оценка уровня социально личностного развития детей дошкольного возраста.

(используется опросник ).

Диагностика готовности к школе- используется ряд субтестов:

  • -тест школьной зрелости Керна-Йерасика (рисование человека по памяти; срисовывание письменных букв (он ел суп); срисовывание группы точек);
  • - методики Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера: «Графический диктант»(на листе в клетку по поставленным заранее точкам вычерчивается орнамент согласно указаниям взрослого ;
  • -тест школьной зрелости Н.И. Гуткиной «Домик»(срисовать картинку, изображающую домик, составленную из элементов прописных букв);
  • - методика «Разрезные картинки»(ребенку даю части рисунка, которые нужно сложить так, чтобы получилось целое изображение );
  • - методикина определение уровня понятийного или словесно-логического мышления: - серия сюжетных картинок «Последовательность событий» (ребенок должен выстроить из них правильный ряд и рассказать, как развивались события); - методика исключения предметов «Третий (четвертый) лишний»;
  • - методика А.Р. Лурия «10 слов» на определение уровня развития слуховой памяти(ребенку предлагаю прослушать 10 слов и повторить те слова ,которые запомнил).

Методика « Джин 5+» шкала оценки социальных навыков (мы взяли навыки общения со сверстниками)

Кроме того, воспитатели целенаправленнонаблюдали за поведением детей во время выполнения режимных моментов,  во время свободной и образовательной   деятельности.

Также проводились индивидуальныебеседы сродителями.

По результатам диагностики  был сделан вывод о психологической готовности детей к школе  , с которым были ознакомлены администрация ДОУ, воспитатели и родители. Была выявлена группа  детей с низким уровнем психологической  готовности .

Составлен план мероприятий по данной теме:

  1. Индивидуальные консультации с родителями.

Цель:что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу.

  1. Даны рекомендации родителям.
  2. Круглый стол с  родителями  по теме психологическая готовность к школе
  3. Круглый стол по теме «психологическая готовность детей к школе» с воспитателями ДОУ (совместная работа воспитателей и психолога)

 Цель: совместное обсуждение результатов диагностики и разработка плана мероприятий по оказанию психологической  и педагогической поддержки детям с низким уровнем психического  развития.

  1. Индивидуальная работа воспитателей с детьми
  2. Тренинг по социально-психологической  подготовке детей к школе.

На тренинге я использую следующие развивающие методики и упражнения:

Методика «Карусель»-игра способствует развитию  благоприятной атмосфере, коммуникативным качествам  ребенка. Дети получают психологическую поддержку. Дети стоят парами по кругу, глаза в глаза надо сказать несколько добрых, приятных слов, за что-то похвалить. Принимающий говорит : «Спасибо, мне очень приятно, а еще я…» Затем меняются парами. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь, сказать доброе слово самим.

Методика «Волшебная труба»- воспитывается доброжелательное отношение клюдям, формирует способность находить достоинства в каждом члене группы, развивается наблюдательность. Дети смотрят в волшебную трубу по желанию,  сначала на того на кого хочет сам ребенок, затем можно усложнить самим предложить объект. Заранее говорится, что « через волшебную трубу можно увидеть только хорошее качества, плохие она не видит».

Упражнение «Найди мою ошибку» цель: нахождение детьми ошибок сознательно допущенных взрослым. Это взаимодействие должно предоставить ребенку возможность  продемонстрировать свои учебные достижения. Успешное игровое взаимодействие со взрослым  придает этой умственной работе привлекательность. Я использовала  познавательный материал, верные утверждения перемешивала с неверными (март, май-весенние месяца; корова, свинья, утка- дом. птицы, и т. д.)

Упражнение на установление смысловых связей, цель игра: установление  смысловых связей между знакомыми  предметами. В начале мы  устанавливали связь между предметами, изображенных на картинке, затем работа усложнялась, находили связь между словом и картинкой(взрослый называет слово а дети подбирают подходящую картинку и называют предложение, отражающее их связь.)

Использовались и другие игры и упражнения:

 - игры и упражнения на развитие внимания: «Что слышно?», «Слушай звуки!», «Зеваки», «Четыре стихии», , «Найди пару», «Найди отличия», «Пожалуйста!», «Хлопни в ладоши, когда услышишь, например, животное», «Недостающие детали» и многие другие.

- игры и упражнения на развитие памяти: «Повтори за мной», «Слушай и исполняй», «Нарисуй по памяти», «Я положил в мешок», и др.

 - игры и упражнения на развитие мыслительных операций и сообразительности: «Сравнение предметов», «Кто это может использовать», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», «Поиск аналогий», и др.

- игры и упражнения на развитие восприятия: «Определи звуки», «Дорисуй фигуры», «Когда это бывает?», «Пространственные представления», «Точки», «Пришей заплатку», «Дорисуй», и др.

 - игры и упражнения на развитие воображения: «Пантомима», «Нелепицы», «На что похожи кляксы?», «Что было бы, если…?» и др.

 - игровые упражнения по подготовке руки детей к письму: «Продолжи узор», «Графический диктант», «Нарисуй фигуры», «Штриховка», «Рисуем по клеточкам», и др.

 

Большинство детей имеют сформированные интеллектуальные умения. Практически все дети удерживают цель деятельности, намечают ее план, выбирают адекватные средства, проверяют результат, преодолевают трудности в работе, доводят дело до конца. По результатам диагностики видно, дети детского сада показали средний и высокий уровень развития психических процессов ,у них достаточно развит кругозор, выпускники умеют общаться, адекватно вести себя, проявляют любознательность, положительно относятся к учебной деятельности, к школе. Они имеют хорошо развитую руку, хорошее умение владеть карандашом, ножницами. Можно сказать, что цель проекта достигнута.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»

Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Психолого-педагогический проект по формированию психологической готовности к школе детей 6-7 лет "На пороге школы"

Разработанный психолого - педагогический прект направлен на формирование психологической готовности к школе детей 6-7 лет. В данном проекте представлен план работы, диагностические материалы, консульт...

Проект «Психологическая готовность детей к школе»

Название проекта«Психологическая готовность детей к школе»Автор проектаПедагог-психолог Кожина И.П.Участники проектаПедагог-психолог, воспитатели, родители  и воспитанники  подго...

проект Психологическая готовность к школе

как подготовить ребенка к школе...