Газета для родителей
материал (старшая группа) на тему

Избранные материалы, предназначенные  родителям, о развитии речи детей, развивающих играх, психологические статьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР д/с№9 «Улыбка» г.Светлый                  

Составила учитель-логопед Мушенок Е.В.

        

В усвоение звуковой стороны входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития фонематического слуха у ребёнка и процесс произнесения звуков речи. Развитие звуковой стороны языка является предпосылкой обучения грамоте, а именно чтению и письму.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их.

Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического слуха, предлагаются  игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Игры:

1. Определи первый звук в слове. Учить детей слышать, различать и определять первый звук в отдельном слове.

2.Поймай последний звук в ладошку. Медленно произносить слово и последний звук, выделяя голосом, произнести в ладошку. "Какой звук поймал в ладошку?"

З. «Горлышко болит». Произнеси губами без звука все слово, только последний звук вслух.
4.Кто это? Я загадала слово. Повторяй за мной звуки:
м...ы...ш...     мь....и....ш...к...а...     ль...и...с..а...

5.Назови слово по звукам. Ш..а..г - ш... а... г..., лес - ль...э...с...

6. «Выдели слово». Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

7.Встречу слово на дороге - разобью его на слоги. Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносит слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом. Или, поймав мяч, говорит сколько слогов в слове, называет их и бросает мяч обратно.
8.3вуковая цепочка. «Свяжем мы из слов цепочку - не дадим поставить точку». Назвать слово, выделяя последний звук: машина. Ребенок на последний звук придумывает свое слово: автобус. Вы продолжаете цепочку: слон – наушники - иголка...
9.Я знаю 5 слов на звук Ш, Ж, Л (и другие звуки): шуба - раз, шарф - два, шутка - три, шея - четыре, шаги - пять. (Можно проводить игру с мячом).
10.Где ты слышишь звук Ж ( Ш, Л) в слове КОЖЖЖА (в начале, в середине или в конце)? Желательно, чтобы ребенок говорил полным предложением: Я слышу звук Ж в середине слова.
11. Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Я произнесу первую часть слова, а ты – вторую: шу - ба, Жа - ба. Я произнесу первую часть слова, а ты все слово: ша - шары.
(используйте слова со звуками [Ш] [Ж] [Ч] [Щ] [Л])
12. ПЯ - Какую букву напишешь после П –А или –Я?
ЛЮ – Какую букву напишешь после Л –У или –Ю?
ЖИ - …? ( правило – звуки ШЖЦ – всегда твердые!!!)
13.«Замок» - ребенок повторяет за взрослым слова на определенный звук, когда звучит слово, например, ЖУК (выбор произвольный) – ребенок должен закрыть ротик на «замочек».



Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР д/с №9 «Улыбка» г.Светлый

                                                                                    Составила учитель-логопед Мушенок Е.В.

                                                                                               

Пальчики и глаза могут знакомиться с буквами и словами дома, во дворе, в лесу.

Дома: пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы из мозаики, счетных палочек, обрезков бумаги и материала, коробочек, горошин, пуговиц.

Во дворе:

- рисуйте буквы палочкой на песке и на снегу;

-придумайте вместе с ребенком загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать»), отгадки пусть он нарисует на песке;

-выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.

В лесу:

- ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев (делайте фотографии): вот хвоинка – это «Л»;

- узнавайте «буквы» в ягодах и грибах («Подосиновик похож на [т], а черника – на [О]»).

Наверняка, у каждого из вас есть свои «семейные игры», в которые вы играете с детьми дома, на отдыхе, по дороге в детский сад. Поделитесь ими с нами и  друг с другом.



Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР д/c №9 «Улыбка»

г. Светлый

Учитель-логопед Мушенок Е.В.

   "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

    "Пальчиковые игры" являются  очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

     Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

      Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соот ветствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук яв ляется важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуля ционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.



Предварительный просмотр:

 Упражнения для пальчиковРезиночка. Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".

 Берем пельменницу (можно использовать решетку для раковины). Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".


Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.


Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Работа с родителями ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С.К.Шевченко воспитатель ГППМДОУ ДС ОВ № 38 «Колобок»г.Туапсе МО Туапсинский район...

Выпуск мини-газеты для родителей, как одна из форм педагогического образования родителей.

формы взаимодествия с родителями: мини-газета "Добрая Дорога Детства"...

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В нашем детском саду одной из форм пропаганды психолого-педагогических знаний стало создание информационного издания для родителей ДОУ в виде газеты. В ней мы не навязываем своё мнение. Специал...

Логопедическая газета для родителей №11 "Добрые советы родителям: учитесь говорить со своими детьми"

10 слов, которые помогут родителям найти общий язык со своим ребенком...

Логопедическая газета для родителей №14 "Взаимосвязь логопеда и родителей по коррекции звукопроизношения в домашних условиях"

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для его вхождения в мир соц...

Газета для родителей "Игралочка" №1. "Шпаргалка" для родителей. Развивающие игры и упражнения.

Каждый родитель хочет, чтобы ребёнок умел и любил играть, и не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. Детям нужны родители. Играйте с ребёнком.А моя рубрика в этом вам п...