Памятки для родителей по адаптации детей к условиям ДОУ
материал по теме
Родителям, отдавшим своих детишек в детский сад, пригодятся полезные советы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_dlya_roditeley.doc | 145.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ?
Термин "АДАПТАЦИЯ" означает приспособление, т.е. способность человека менять свое' поведение в зависимости от условий. Пример поведения ребенка в детском учреждении: начало адаптации - это мобилизация энергетических сил организма. Время адаптации для каждого ребенка может быть разным - от 20-30 дней до 2-6 месяцев, сопровождается привыкание психологическими трудностями, которые возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой, обычной (семейной) среды в среду детского учреждения. В этот привычный понятный мир вторгаются чужие люди, новые предметы, все меняется и ребенку нужно время, чтобы приспособиться к этому новому миру. Это сродни шоку, стрессу и это все накладывает на ребенка определенный отпечаток. Малыш становится другим, он становится лучше, общительнее; умнее. Определенно, ясли нужны как способ социализации, чтобы потом в детском саду, школе ребенку легче было ориентироваться в окружающем мире, лучше понимать его, доверять ему.
МЕДИКИ СОВЕТУЮТ:
Родители должны еще до поступления ребенка в ясли привести в соответствие режим дня, приведя его к режиму в детском учреждении.
Заранее ознакомиться с меню и блюдами детского учреждения и постараться ввести постепенно эти блюда в рацион питания ребенка дома.
Постараться проводить дома все гигиенические процедуры, которые проводятся в детском саду с соблюдением всех норм и правил.
Зная негативные привычки своего ребенка, мягче, но последователь не и настойчиво избавляться от них.
Обязательно в доверительной беседе с медсестрой, рассказать все о физическом развитии ребенка (даже то, что не записано в карте), т.к. эти сведения могут правильно организовать и построить весь воспитательно-образовательный процесс.
НАЧАЛО ЖИЗНИ В ДЕТСКОМ САДУ
И вот малыш переступает порог детского сада. Привыкать к новому легче постепенно. Первые 5-8 дней рекомендуется приводить малыша в группу на несколько часов в день, постепенно увеличивая это время. Если ребенок сразу побежит к игрушкам - очень хорошо! Если не отпускает руку мамы - ничего страшного! Они пройдут в игровой уголок вместе. Старайтесь бережно относиться к малышу, заинтересовать его предстоящим зна комством с детьми и воспитателями.
Предупреждайте отрицательные эмоции (плач, неудовольствие), переключая внимание на что-то новое, интересное.
На период привыкания ребенка в детских яслях ре комендуем ограничить развлечения. Постарайтесь нее принимать гостей.
Если у Вашего ребенка к моменту поступления в детских яслях сложились вредные привычки, то оту чать в период привыкания не следует (пользоваться соской и др.).
Забирая ребенка из группы, обязательно поинте ресуйтесь у воспитателя, как он ел, спал, какое у него было настроение.
Всем своим настроением, отношением к со трудникам группы показывайте, что в д/у для ребенка хорошо, интересно.
Прислушивайтесь к советам воспитателей.
К А К Н А Д О ГОТОВИТЬ РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА
К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД.
Тренировать, буквально с самого рождения, систему адапта ционных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к та ким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведе ния.
Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.
Устранить устраняемые анамнестические факторы риска,
связанные с условиями социальной среды.
Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса 3 лет.
Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня для ребенка дома.
Повысить роль закаливающих мероприятий.
Оформить в детский сад по месту жительства.
Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению
в детский сад.
"Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслужи вания.
Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь потому, что он уже большой.
Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у Вас была возможность оставлять его там не на целый день.
Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С РЕБЕНКОМ, КОГДА ОН НАЧАЛ ПОСЕЩАТЬ ВПЕРВЫЕ ДЕТСКИЙ САД.
Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что ЭТО очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
Щадить его ослабленную нервную систему.
Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
На время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
Создать в воскресные дни для него режим такой же, как и в детском учреждении.
Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.
При выраженных невротических реакциях оставить малыша на
несколько дней дома и выполнять все предписания врача.
КАК НЕ НАДО
ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С РЕБЕНКОМ, КОГДА ОН НАЧАЛ ПОСЕЩАТЬ ВПЕРВЫЕ ДЕТСКИЙ САД.
В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.
"Наказывать" ребенка детским садом и поздно забирать домой.
Мешать его контактам с детьми в группе.
Увеличивать нагрузку на нервную систему, водить ребенка в многолюдные и шумные места.
Все время кутать, одевать не по сезону.
Конфликтовать с ним дома.
Наказывать за детские капризы.
В воскресные дни резко менять режим жизни ребенка.
Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
Не обращать внимание на отклонения в обычном поведении ребенка.
Не выполнять все предписания врача.
АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ:
1. ДО РОДОВ /антенатальные факторы /.
Токсикозы 1 и 2 половины беременности.
Острая инфекционная заболеваемость матери в период беременности.
Обострение хронических заболеваний матери в период беременности.
Прием лекарственных препаратов матерью во время беременности.
Стрессовые ситуации у матери в период беременности / конфликты
на работе, в семье, горестные переживания/
Профессиональные вредности матери в период беременности.
Употребление матерью алкоголя во время беременности.
Частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери.
Курение матери в период беременности.
2. ВО ВРЕМЯ РОДОВ / инратальные факторы/
Осложнения в родах.
Наличие асфиксии разной степени тяжести.
Родовая травма.
Хирургические вмешательства во время родов.
Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка»
3. ПОСЛЕ РОДОВ / постнатальные факторы /
Недоношенность или переношенность ребенка. Крупная масса тела / вес больше 4 кг. / Заболеваемость на первом месяце жизни.
Употребление алкоголя матерью во время вскармливания грудью.
Пассивное курение /курение членами семьи в присутствии ребенка/ Искусственное вскармливание ребенка.
Фоновые заболевания ребенка /рахит, диатез, гипотрофия, паратрофия, анемия/.
Частые ОРЗИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до 3 лет.
Наличие хронический соматических и врожденных заболеваний / пиелонефрит, врожденный порок сердца и т.д./.
Задержка нервно-психического развития.
Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни.
Отсутствие закаливающих мероприятий.
Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении.
Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.
Конфликтные отношения в семье.
Отсутствие отца или матери в семье ребенка.
Первый или единственный ребенок в семье.
Неправильное воспитание ребенка: "кумир семьи", "кронпринц",
"Золушка", "ежовые рукавицы", гиперопека, гипоопека и т.д.
АНКЕТА.
1. Знаете ли Вы, как проходит процесс привыкания детей к детскому учреждению?
ДА НЕТ
a) Из каких источников:
- От работников поликлиники;
- От работников детского учреждения;
- Родных;
- Другие источники...
- b) Когда узнали.
- До поступления в детское учреждение;
- В период поступления.
- 2. Ознакомлены ли Вы с условиями воспитания в детском учреждении?
- ДА НЕТ
- a) Где:
- В поликлинике;
- в детском учреждении;
- b) Когда узнали:
- До поступления в детское учреждение;
- В период поступления.
- c) Кто познакомил:
- - Заведующая, воспитатель, медики детского учреждения;
- - Участковый врач;
- d) Кто познакомил:
- - Заведующая, воспитатель, медики детского учреждения;
- - Участковый врач;
- 3. Готовили Вы ребенка в детское учреждение?
- ДА НЕТ
- а) В какой форме:
- Знакомство с воспитателями;
- Показывали дошкольное учреждение;
- Беседа с ребенком;
- Знакомство с обстановкой в группе;
- 4. Как проходит привыкание ребенка к детскому учреждению?
- Длительно;
- Много плачет;
- Отказ от еды;
- Не спит;
- Быстро, легко, без особых осложнений;
- - Есть случаи заболевания;
- 5. Что беспокоит Вас в связи с поступлением ребенка в детское учреждение?
- Контакт с детьми;
- Взаимосвязь с сотрудниками;
- Режимные моменты;
- Приобщение к новой обстановке, новым условиям жизнедеятельности
- 6. Изменилось ли поведение ребенка дома?
- ДА НЕТ
- В лучшую сторону;
- 3 худшую сторону;
- 7. Как часто беседуют в детском учреждении о Вашем ребенке?
- Ежедневно;
- Два раза в неделю;
- Один раз в неделю;
- Не беседуют;
8. Ваши пожелания, предложения по организации приема детей в детское учреждение.
Памятка для родителей
"Как подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение"
- Купите с малышом все необходимые вещи, делайте акцент на том, что вот эта рубашку или платьице малыш оденет в ясельки. Купите маленький рюкзачок, куда малыш будет складывать любимые игрушки, книжки, можно положить туда мамину фотографию. С этим рюкзачком ребенок будет ходить в ясельки. Мы поощряем, когда малыш берет с собой в ясли любимую игрушку, с которой может играть, может спать с ней в тихий час.
- Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, что он скоро сможет ходить сюда, познакомится с ребятками и у него будет настоящий друг.
- Гуляя во дворе на детской площадке поучите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, поучите просить игрушки, а не отнимать, предлагать свои игрушки другим детям. Приучайте общаться со взрослыми - мамами детей. Спрашивайте дома о детях, с которыми гуляли во дворе, играли в песочнице. Поощряйте ребенка, если он обратился с вопросом или за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем с большим количеством детей и взрослых малыш сможет построить отношения, тем быстрее и легче привыкнет к яселькам.
- Расскажите о режиме детского сада: что и в какой последовательности малыш будет делать в садике. Делайте это как можно чаще, тогда ребенок спокойнее и увереннее будет чувствовать себя
- Разработайте с ребенком несложную систему прощальных знаков, чтобы ему было легче отпустить вас. Рекомендуем нежно и спокойно попрощаться с ребенком, передать его воспитателю и немедленно уходить, т.к. "долгие проводы - лишние слезы". Если вы по часу будете сидеть в раздевалке, слушая как плачет ваш ребенок, то ситуация может стать еще более тяжелой для вас и прежде всего для малыша. Если вы не станете бояться разлуки с ребенком, то скорее всего и он легче перенесет ее. Важно, чтобы процесс расставания с ребенком был абсолютно естественен и так же естественно воспринимался ребенком.
Помните, что адаптация у ребенка может быть не только легкой, но и средней и тяжелой, может вашему ребенку на привыкание понадобиться до полугода. Будьте снисходительны и терпимы. Если вас что-то будет тревожить, лучше в мягкой форме проясните ситуацию у воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей по адаптации детей к ДОУ
В данном материале собраны и обобщены советы для родителей, облегчающие адаптацию дошкольников в образовательном учреждении....
Советы родителям по адаптации детей к условиям детского сада.
Семья в период адаптации ребенка к детскому саду переживает один из закономерных семейных кризисов, задачей которого является оказание помощи ребенку в адаптации к новым социальным условиям, для чего ...
Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Кудряшова Татьяна Александровна, старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад «Солнышко»,с.Линда, городской округ город Бор Нижегородской областиСемья и детский сад имеют с...
Памятка родителям по адаптации детей к условиям ДОУ
[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"9086696","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"width: 180px; height: 180px;","width":"180"}}]]Как ...
Памятка родителям по адаптации детей к условиям детского сада
Шпаргалка для родителей юных дошкольников...
Памятка для родителей "Успешная Адаптация ребенка к условиям детского сада"
УспешнаяАдаптация ребенка к условиямДетского сада...
Памятка для родителей по адаптации детей к условиям детского сада
Краткая информация о видах адаптации; частых ошибках родителей, т.е чего не следует делать; способы, позволяющие уменьшить стресс ребенка при поступлении в д/с...