Советы родителям по адаптации детей к условиям детского сада.
консультация (младшая группа) на тему
Семья в период адаптации ребенка к детскому саду переживает один из закономерных семейных кризисов, задачей которого является оказание помощи ребенку в адаптации к новым социальным условиям, для чего им самим требуется изменить свое поведение в отношении ребенка и друг друга, поэтому родителям необходимо начать подготовку к детскому саду заранее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_roditelyam_po_adaptatsii_detey_k_dou.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Период адаптации ребенка к детскому саду с психологической точки зрения является своеобразным испытанием и для ребенка и для его родителей. Для ребенка изменение привычных условий жизни, отрыв от матери. Необходимость пребывать в группе детей – это стресс, на борьбу с которым он тратит свой потенциал. Самим родителям также необходимо приспособиться к новой обстановке, освоить новые социальные отношения, связанные с переходом ребенка в детское образовательное учреждение.
Семья в период адаптации ребенка к детскому саду переживает один из закономерных семейных кризисов, задачей которого является оказание помощи ребенку в адаптации к новым социальным условиям, для чего им самим требуется изменить свое поведение в отношении ребенка и друг друга, поэтому родителям необходимо начать подготовку к детскому саду заранее:
1. Решение о посещении детского сада принимается семьей примерно за год до момента приема ребенка в детский сад. Именно столько времени необходимо, чтобы родители узнали о детском саде, куда планируют отдать ребенка и у ребенка сформировать важные навыки необходимые для того, чтобы влиться в детский коллектив.
2. Создать благоприятную среду, в которой бы ребенок привыкал, свыкался с мыслью, что он скоро пойдет в детский сад. Для этого надо:
- Систематически рассказывать, беседовать о детском садике.
- Подчеркивать всякий раз, что он стал большим и помогать ребенку стать большим (большие дети ходят в детский сад, где много детей и игрушек).
- Беседовать с ребенком – чем отличается большой ребенок от маленького: большой ребенок должен держать ложку, самостоятельно или с минимальной помощью взрослого кушать, пить из чашки, проситься и садится на горшок, узнавать и приносить одежду, выполнять самые простые действия с предметами и игрушками, произносить или показывать то, что ему необходимо.
- Учить дома ребенка играть одному или в небольшой группе детей.
3. Больше всех в семье тревожится и переживает отрыв ребенка от семьи мама, Ребенок, имея с матерью тесную генетическую связь, тонко чувствует состояние мамы, поэтому маме необходимо настроиться на кратковременное расставание с малышом и представлять себе не «страшные картинки», а самые «радужные» картинки адаптации своего малыша, если она систематически приучает ребенка выполнять элементарные самостоятельные навыки.
Привыкание детей к новым условиям приводит к таким негативным последствиям как, частые простудные заболевания, тяжелые прощания с родителями, долгие страдания ребенка, после того как родители ушли, слезы, капризы, агрессия, страхи. Это связано с тем, что жизнь ребенка в семье проходит в иной пространственно-временной реальности, нежели в детском саду, кроме того, организм малыша характеризуется функциональной незрелостью, приспособляемость к изменяющимся условиям среды несовершенна, а выносливость нервной системы слаба, и у каждого ребенка свой врожденный иммунитет. Иммунитет ребенка – это основа его здоровья. Здоровье включает в себя три компонента – физическое, психическое и социальное начало, если в каком-то из трех компонентов есть проблемы – полного благополучия в детском саду у ребенка не будет. Ребенок тратит много сил на защиту от новой травмирующей ситуации, его иммунитет ослабевает и включается психологические факторы заболеваний в период адаптации:
1. Ребенок заболевает, чтобы остаться дома и не ходить в детский сад.
2. Если родители чувствуют себя виноватыми в том, что отдали кроху в детский сад, то непроизвольно провоцируют ребенка заболеть и перенести вину с себя на работников детского сада.
Есть дети, их около 30% от количества детей в группе, которые стабильно и систематически посещают детский сад и в период адаптации и впоследствии – это дети из разных категорий семей.
- Категория – это дети из многодетных семей и семей, где сами родители по своему характеру и складу жизни – люди компанейские, дружелюбные, общительные, поэтому ребенок с первых дней легко адаптируется к новым малознакомым людям, не видит в чужих взрослых угрозы для своей безопасности, знает, как общаться с взрослыми и очень спокойно идет на контакт с ними. Эти же дети легко входят в контакт с другими детьми и владеют навыками ситуативно – делового общения.
- Категория – это дети, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть и с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь обращаться за помощью к взрослому, любят вместе с ним играть, например, собирать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, который умеет играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым.
- Категория – это девочки. От природы они более общительные, чем мальчики. Чуть раньше психологически и физически развиваются, имеют, как правило, более развитый словарный запас и более развитые навыки самообслуживания, поэтому девочки чувствуют себя более уверенными и самостоятельными.
- Категория детей это могут быть, как девочки, так и мальчики, у которых нарушена или очень слабая эмоциональная связь с мамой. Поэтому они как бы равнодушно, на одной ноте проходят этот период, чаще всего без осложнений.
- Категория детей – чаще по темпераменту сангвиники или холерики. В силу своей природной активности и любознательности с удовольствием идут на контакт и легко адаптируются к условиям детского сада.
- Категория – самая малочисленная – это «морозоустойчивые» от рождения дети, ребенок спокойно реагирует на все новое.
- Категория, мамы этих детей занимаются профилактикой, и время от времени дают ребенку отдохнуть от детского сада.
- Категория детей – это копия своих родителей, у эмоционально спокойной мамы, ребенок чувствует себя комфортно и спокойно в любой ситуации.
Причины дезадаптации ребенка в детском саду
Самая распространенная причина – это неспособность семьи выстроить адекватные детско-родительские отношения. В последнее время все больше семей имеют только одного ребенка, причем очень опекаемого. Ребенок привыкает к излишнему вниманию и поэтому ситуация посещения детского сада становится для него достаточно травматичной, так как для него нет запретов, он не понимает границ своих возможностей, не сопоставляет их с реальной жизнью, поэтому у него возникает дискомфорт, он становится агрессивным, эмоционально нестабильным. Другой проблемой современных молодых семей является низкий педагогический потенциал – у детей приходящих в детский сад плохо сформированы коммуникативные навыки, дети не могут играть самостоятельно и в паре со сверстником, так как отсутствует опыт общения с детьми. Несогласованность воспитательных воздействий различными членами семьи, их непоследовательность в требованиях также является проявлением низкого педагогического потенциала. Результатом такой позиции будет:
- эмоциональное напряжение ребенка;
- низкая самооценка;
- агрессивное поведение;
- непослушание и другие поведенческие нарушения.
Причиной дезадаптации ребенка может явиться ситуация, когда сами родители не могут адаптироваться к миру детского дошкольного учреждения:
- не идут на контакт с воспитателями;
- не участвуют в жизни группы и детского сада;
- не предоставляют информацию о своей семье.
Такие родители перекладывают ответственность за воспитание и поведение ребенка на детский сад, в результате чего растет их недовольство, возникают конфликты, что вызывает напряженность и тревогу у ребенка.
Очень сильно влияет на психологическое состояние ребенка отношение родителей друг с другом, разногласия, конфликты, отрицательные эмоции, недовольство друг другом, часто заканчиваются ссорой на повышенных тонах – ребенок не знает как вести себя в этой ситуации, чаще всего замыкается в себе, испытывает страх, тревогу и винит себя в том, что родители ссорятся. Таким образом, у ребенка формируется понятие – «я плохой», со всеми вытекающими последствиями:
- замкнутость;
- низкая самооценка;
- страх;
- тревожность.
Проверьте готовность ребенка к посещению детского сада можно самостоятельно, для этого следует ответить на ряд вопросов.
- Какое общение у ребенка – эмоциональное или предметное?
- Как ведет себя ребенок при расставании и при встрече с мамой и другими близкими родственниками?
- Какой уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка? (простые манипуляции или игровые умения)
- Нужна ли ребенку ваша помощь в игре?
- Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?
- Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения? (убрать, принести. помочь)
- Как реагирует малыш на появление незнакомого взрослого: подходит ли, если взрослый его подзывает, есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?
- Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми
- Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость, активен ли в игре, как реагирует на инициативу других?
- Владеет ли навыками самообслуживания?
Если ваш малыш:
- Любит играть один и вместе с вами.
- Спокойно переносит разлуку.
- Может занять себя каким либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости.
- Охотно выполняет ваши просьбы, и умеет совершать простые действия по самообслуживанию.
- Охотно идет на контакт с незнакомыми людьми.
- Активный и доброжелательный по отношению к сверстникам.
То ваш ребенок готов к изменениям в своей жизни – его смело можно отдавать в детский сад.
Рекомендации родителям при подготовке ребенка к детскому саду.
1. Отрабатывать в семье гигиенические навыки, приучать ребенка:
- мыть руки, лицо;
- полоскать полость рта;
- самостоятельно или с минимальной помощью кушать;
- надевать носки, трусы, колготки, кофты;
- аккуратно складывать одежду;
- проситься на горшок и т.д.
2. Перейти от эмоциональной формы общения к сотрудничеству. Вместе играть в разные игры: учить возить машинки, строить из конструктора, собирать матрешки, мозаики, играть с игрушками – вкладышами, обучать ребенка игре с игрушками, например: угости мишку чаем, угости волка печеньем, брать сюжеты из вашей реальной жизни: купание, одевание, прогулка, магазин и т.д. Ваша задача научить ребенка конкретным навыкам игры, если у него будут конкретные игровые навыки, то появится желание и возможность сначала взаимодействовать со взрослыми, а потом с детьми.
3. Постоянно закрепляйте сформированный навык. То есть играйте в системе, а затем предлагайте ребенку поиграть без вас, а вы можете комментировать действия ребенка, периодически кратковременно принимать участие в этих играх, и поощрять умение и желание ребенка играть самостоятельно.
4. Приглашайте к себе в гости детей и играйте вместе с ними, ходите в гости с ребенком в семьи, где есть дети. Оставляйте ребенка у родственников сначала на часок – другой, потом на более длительное время.
Период адаптации ребенка к условиям детского сада тесно связан с решением семьей ряда задач, и если семья не способна самостоятельно решить возможные трудности, то это негативно отражается на психологическом состоянии ребенка. Помните об этом.
Советы
«Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад»
- Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
- Как можно раньше провести оздоровительные мероприятия, которые назначил врач.
- Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим ребенка дома.
- Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад.
- Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
- Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
- Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
- Все время объяснять ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.
- Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей к условиям детского сада. Советы родителям.
Статья предназначена педагогам и родителям для создания условий, облегчаюшим процесс адаптации детей к условиям детского сада....
Памятка родителям по адаптации детей к условиям детского сада
Шпаргалка для родителей юных дошкольников...
Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада
Адаптация ребенка к условиям детского сада....
Рекомендации для родителей по адаптации детей к условиям детского сада.
Что такое адаптационный период:Рекомендации для родителей по адаптации детей к условиям десткого сада;Чтоделать, если ребенок плачет при расставании с родителями;Типичные ошибки родителей во время ада...
Памятка для родителей по адаптации детей к условиям детского сада
Краткая информация о видах адаптации; частых ошибках родителей, т.е чего не следует делать; способы, позволяющие уменьшить стресс ребенка при поступлении в д/с...
Методическая разработка для воспитателей детского сада "Советы воспитателям и родителям по адаптации ребенка к условиям детского сада "
Адаптация ребенка к условиям детского сада. Почти в каждой семь, где родился маленький человечек, рано или поздно возникает вопрос о поступлении малыша в детский сад. И тут же у родителей возникает др...
Рекомендации для родителей по адаптации детей к условиям детского сада.
Рекомендации помогут родителям луше справиться с тревогами и опасениями по поводу вопросов адаптации ребёнка к условиям ДОУ...