Консультация для родителей
план-конспект на тему

Эффективная помощь в вопросах воспитания и развития детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_igra.docx137.04 КБ

Предварительный просмотр:

« Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда

вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде

всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и как

работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном

переходе ее в работу...» Л. С. Макаренко

«Информация к размышлению» 
Где-то на свете есть садик такой.
Бегают дети весёлой гурьбой.
А милые куклы на стульях сидят,
Лишь Покемоны в руках у ребят.
Кены и Барби на вилах и в саунах
И телепузики с лицами даунов.
Что будет на этой планете,
Если играть не научатся дети:
В добрую маму, трудягу-отца,
В доктора, плотника или певца?
Ведь от того, во что дети играют,
Всё же зависит, кем они вырастают...

Известно, что в образовательном процессе детского сада игра должна занимать ведущее место. А чтобы так и было, ребёнок должен уметь играть.

Правила игровой деятельности

Правило первое. Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Правил второе. Игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми в ущерб учебе. Игра не должна быть слишком азартной унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

Правило третье. Не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры - введение туда новых правил, развивающих и обучающих элементов -должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, а у вас появилось вдруг свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!». Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно краски или пластилин. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность - основа игры.

Правило четвертое. Не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное - это те счастливые минуты и часы, которые вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам - разве не ради этого придумываем мы игры и затеи.

Правило пятое. Поддерживайте активный творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра дело серьезное, и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».

Творческая игра так захватывает ребенка, что он испытывает наслаждение от проявления новой фантазии. Ребенок играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, в каждую минуту своей жизни, иной раз и в самую неподходящую (с нашей точки зрения).

Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно - победа, поражение, ничья.

Помните, что состязание в игре - это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

«Давай поиграем!» - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву, просьбу, а иногда голосу несбывшейся мечты, доносящемуся из нашего далёкого детства и звучащему сегодня из уст ребёнка.
«Давай поиграем, ну давай!». И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.
«Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» - говорим мы своему ребёнку. «Идите, играйте» - говорим мы детям в детском саду.
И дети идут и играют: одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие в какие – то любовные романы… В детских играх редко кто воспитывает детей, готовит старые, добрые обеды, занимается стиркой, уборкой. Свадьбы, торговля, договоры…
То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который мы им дарим. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем детей спать, это мы создаём и смотрим такие телепередачи и видеофильмы, это мы покупаем детям такие игрушки.

1. Разминка для педагогов «Я в своей группе детского сада»

(О.Б. Отвечалина; модификация опросника М.Мишель «Я в своем классе»)

Цель - особенности проявления педагогом гендерных представлений в воспитания и обучения мальчиков и девочек.

Инструкция.  Нам интересно, что вы думаете по поводу следующих вопросов утверждений. Пожалуйста, укажите собственное мнение по отношению к каждому  вопросу-утверждению, обоснуйте свое мнение. Здесь нет правильных и неправильных ответов.

-Считаете ли вы, что надо воспитывать мальчиков и девочек по разному? Обоснуйте свое мнение.

-Как вы обычно распределяете между девочками и мальчиками обязанности при уборке игрушек в группе; по поливу растений; в помощь няни при сервировке стола; по выносу на прогулку корзины с игрушками и т.п.

-В какие сюжетно-ролевые игры вы обычно играете с детьми? Какие роли в сюжетно-ролевых играх вы отдаете девочкам, а какие мальчикам?

Прокомментируйте существующее мнение о том, что девочки предпочитают играть в содержательные сюжетные игры («дочки – матери», «магазин» и т.п.), а мальчики – в подвижные игры (футбол, догонялки и т.п.).

Как вы относитесь к девочкам, которые не способны быть аккуратными, опрятными или не хотят этого?

Прокомментируйте ваше отношение к мальчикам, которые носят длинные волосы, медальоны, браслеты, и к девочкам, которые носят брюки.

Прокомментируйте существующее мнение о том, что мальчики обычно говорят громче и не так хорошо, как девочки.

Прокомментируйте существующее мнение о том, что девочки обычно лучше изъясняются, чем мальчики?

С какими заданиями, на ваш взгляд, лучше справляются девочки, а с какими – мальчики?

Как вы отнесетесь к ситуации, когда мальчик толкнет девочку?

Как вы отнесетесь к ситуации, когда девочка толкнет мальчика?

Как вы относитесь к существующему мнению, что мальчики чаще, чем девочки, создают ситуации, за которые их следует наказывать?

Прокомментируйте существующее мнение о том, что мальчики более подвижны, чем девочки.

На какие зоны можно разделить вашу группу, участок для прогулки?

Какие роли при проведении музыкальных праздников, театральных постановок вы обычно отдаете девочкам, а какие мальчикам?

Из предложенных ниже качеств выберите 5 качеств, наиболее характерных для девочки, и 5 качеств, наиболее характерных для мальчика:

- настойчивость;

- нежность;

- агрессивность;

- зависимый характер;

- смелость;

- небрежность в работе;

- уступчивость;

- независимость;

- привычка ябедничать;

- эмоциональность;

- доброта;

- честность;

- вежливость;

- ленивость.

Прокомментируйте существующее мнение о том, что в будущем для девочек главное – семья, а для мальчиков – профессия.

2. Практическое задание «Составить портрет игровых интересов мальчика и девочки на основе опросов педагогов»

Методика «Незаконченные предложения» для педагогов (О.Б. Отвечалина)

Цель-выявление гендерных представлений у педагогов.

Инструкция. Вам предлагаются незаконченные предложения. Необходимо дополнить каждое из них так, как вы считаете нужным. Нам важно ваше собственное мнение. Здесь нет правильных и неправильных ответов.

Воспитательница детского сада – это…

Я бы в поведении девочки поощряла…

Я бы в поведении мальчика поощряла…

Следует ругать девочку за…

Следует ругать мальчика  за…

Мне приходиться говорить родителям девочки о ее…

Мне приходиться говорить родителям мальчика о его…

Мне приятно видеть девочку, одетую в…

Мне приятно видеть мальчика, одетого  в…

Для меня девочка, играющая в паровозики, -это…

Для меня мальчик, играющий в куклы, -это…

Я обычно на занятиях уделяю больше внимания мальчикам, потому, что…

Я обычно на занятиях уделяю больше внимания девочкам, потому, что…

Предпочтительнее видеть девочку, играющую с …

Предпочтительнее видеть мальчика, играющего с …

Ваши фамилия, имя , отчество…

Ваш возраст (полное число лет)…

Дата заполнения…

Ваш стаж работы в детском саду…

3. Игровой практикум. 
Я приглашаю вас включиться в игровые ситуации. (В роли детей выступа ют ширмовые куклы. Желающий поучаствовать в игре педагог подходит к ширме. Воспитатель включается в ситуацию и обосновывает свой выбор. Потом выслушиваются мнения остальных педагогов).
Ситуация 1.
Два мальчика сидят на стульях и разговаривают: «Мы сейчас летим над вы сокими горами, осторожно! В скалу врежешься!» – говорит «штурман» «лётчи ку». Тот отвечает: «Ну, я же из-за облаков и туч ничего не вижу!»

Ситуация 2.
Ваня принёс из дома красивую импортную игрушку-планетоход и никого к ней не подпускает, играет один. Мише очень хочется поиграть, и он просит: «Ваня, дай, пожалуйста, поиграть!»
– Не дам, ещё сломаешь, а она дорогая! – возражает владелец. Тогда Миша пускает в ход кулаки.

Ситуация 3.
Мальчики собрались играть в пожарников и принялись распределять роли.
– Чур, я командир, – сказал Миша.
– Ты вчера командовал! Ты и так всегда командир, – недовольны ребята.

Ситуация 4.
Два трехлетних малыша, устав сидеть на стульчиках, принялись бегать по группе. На глаза им попались брошенные кем-то круглые часы. Стасик хватает их и бросает под стул, после чего, гудя и фырча, мальчики убегают. Так повторяется несколько раз. Воспитатель подходит к детям:
– Во что это вы играете, я никак не пойму?!
– В автобус! - ответили запыхавшиеся мальчики.
– А почему это вы часы под стул бросаете?
– А это бомба! Она скоро взорвётся, и мы убегаем! – объясняют мальчики.

Ситуация 5.
Две девочки – рослая Алёна и маленькая Катюша – ходят вместе по группе. Уловив взгляд взрослого, Катюша сообщает: «Мы играем! Я дочка!» Алёна – «мама» долго накрывает на стол, «дочка» терпеливо стоит рядом и смотрит. Вдруг, чего-то испугавшись, с выражением страха на лице Алёна начинает бегать по группе, прятаться за шкаф. Катя, словно хвостик, но без выражения страха следует за ней. Навстречу попадается мальчик с деталью конструктора в руках и «стреляет» из неё в девочек. Это полицейский!» – визжит Алена и убегает за шкаф. «Я вас не убил, выходите! Не бойтесь!» – говорит Слава.

Ситуация 6.
К играющим детям подошёл Андрей: «Возьмите и меня играть в поезд!?»
– Нет, поезд уже отходит от станции, и мы никого не принимаем, – ответили пассажиры.
Мальчик поспешил к другой группе:
– Можно и мне с вами?
– Нет, нас и так много, – ответили дети.
Андрею одному было скучно, и он подошёл к группе детей, играющих с мозаикой.
– А можно и мне поиграть?
– Нет, – ответили ему мальчики, – мы сами хотим играть.
Мальчик, опустив голову, медленно отходит от детей, останавливается у окна и ждёт, когда за ним придут родители.

Вывод: Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им

Реклама «первого» оригинального, лёгкого и экономного конструктора, из упаковок губок разных размеров и цветов. Демонстрация достоинств.
Главное вспомнить о том, что те обыкновенные вещи, которые нам, взрослым, кажутся привычными и незаметными, для ребенка могут оказаться целым открытием, а это ли не познание окружающего мира во всем его многообразии?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...