| Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев.
В.А. Сухомлинский
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но для того, чтобы малышу не было скучно просто выполнять упражнения, их можно разнообразить интересными и забавными играми. Многие родители, слышали понятие «развитие мелкой моторики», но как её развивать и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.
Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.
Известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается Ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие (речи, внимания, мышления, воображения, зрительной и двигательной памяти).
Таким образом, ловкие, умелые пальчики – залог полноценного интеллектуального развития. А для того, чтобы процесс проходил весело и интересно, придумано множество специальных игр , которые я Вам предлагаю посмотреть, и выбрать что-нибудь интересное именно для Вашего малыша! Но сначала ознакомьтесь с.... Рекомендации для родителей:
✿игры и упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе с первых месяцев жизни ребенка.
✿в комплекс включайте игры и упражнения на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.
✿начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
✿сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает выполнять самостоятельно.
✿внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно. Если ребёнок затрудняется с выполнения какого-либо задания, помогите ему!
✿чередуйте старые и новые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков, можно переходить к освоению более сложных.
✿выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием , а затем и с проговариванием стихотворения.
✿проводите занятия эмоционально, активно, хвалите за успехи своего малыша! | |
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image002.jpg) Массаж ладоней и пальчиков рук
✔ Возьмите ладошку ребёнка в свою руку и выполните поглаживание по направлению от кончиков пальчиков к запястью и обратно
✔ Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца.Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image004.jpg)
✔ Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя легкие нажатия на них.
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image006.jpg)
✔ Помассируйте ладони малыша круговыми движениями вашего указательного пальца.
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image008.jpg)
✔ Возьмите ладонь ребенка в свою руку и легким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image010.jpg)
✔ Возьмите две массажные щетки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image012.jpg)
Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком ![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image013.jpg) 1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
2.Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
3.Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
4.Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
5.Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
6.Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
7.Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
8.Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image015.jpg) Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами
Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука. "Покрути шишку"
Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image017.jpg) "Покатай шишку"
Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image019.jpg) "Поймай шишку"
Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image021.jpg) "Грецкий орех"
Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image023.jpg) "Пересыпь орешки"
Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image025.jpg) "Орехи на подносе"
Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image027.jpg) "Зёрнышки"
Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image029.jpg) "Ласковое пёрышко"
Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image031.jpg) Самомассаж ладоней щёткой для волос, ипликатором Кузнецова или пластмассовым ковриком "Травка"
На каждый ударный слог осущетсвляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности "иголочек" касаются не только пальцы, но и ладони. Направление движения- к себе.
Гладила мама-ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!»
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image032.jpg) Самомассаж подушечек пальцев
Большой палец ставится на ноготь
массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают его подушечку снизу, разминая её. На каждую строку осуществляется разминание одного паль¬
ца. После 5-й строчки — смена рук.
Дети любят всех зверей: {большой)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный)
Пеликанов, журавлей, (средний)
Бегемотов, соболей, (безымянный)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей; (большой)
Любят горного козла, (указательный)
Обезьянку и осла, (средний)
Дикобраза и ежа, (безымянный)
Черепаху и ужа.
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image033.jpg) Самомассаж фаланг пальцев
На каждый ударный слог осуществляется
разминание фаланги одного пальца (на каждую строку — разминание одного пальца). Направление движений — от ногтевой фаланги к основанию пальца.
После 4-й строчки — смена рук.
Вырос у нас чесночок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка, (безымянный)
Лук и немножко горошка. (мизинец)
Овощи мы собирали, (мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный)
Квасили, ели, солили, (средний)
С дачи домой увозили. (указательный)
Прощай же на год, (большой палец левой руки)
Наш друг — огород! (большой палец правой руки)
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image034.jpg) Массаж (самомассаж) подушечек пальцев Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем поочереди прижимает каждый ноготь, «катая» его на подушечке вправо-влево. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5-й строчки —
смена рук.
Шёл медведь к своей берлоге (мизинец)
Да споткнулся на пороге. (безымянный)
«Видно, очень мало сил (средний)
Я на зиму накопил», — (указательный)
Так подумал и пошёл (большой)
Он на поиск диких пчёл. (большой)
Все медведи — сладкоежки, (указательный)
Любят есть медок без спешки, (средний)
А наевшись, без тревоги (безымянный)
До весны сопят в берлоге. (мизинец)
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image035.jpg) Массаж (самомассаж) «Щелчки»
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъёму). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5-й строчки — смена рук.
Поднял ушки бурундук. (мизинец)
Он в лесу услышал звук: (безымянный)
—Это что за громкий стук,(средний)
Тук да тук, тук да тук? (указательный)
—А пойдём, — сказал барсук, — (большой)
Сам увидишь этот трюк: (большой)
Это дятел сел на сук, (указательный)
И без крыльев, и без рук(средний)
Ищет он, где спрятан жук, —(безымянный)
Вот и слышен перестук! (мизинец)
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image037.jpg) Упражнение «Китайские шары»
Ребёнку даётся по паре каучуковых мячиков (или грецких орехов). Он кладёт их в ладошку и старается обвести один мяч вокруг другого. После 2-й строчки — смена рук.
Вы видали циркача?
Мяч идёт вокруг мяча!
Кружит с видом знатока,
Будто шмель вокруг цветка. Упражнение с эспандерами
Даём каждому ребёнку кистевой эспандер
в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог. После каждой строчки — смена рук.
Сжать кольцо поможет нам
Сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее,
А головушка — умнее!
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image038.jpg)
Соединение одноимённых пальцев. На каждую строку стихотворения дети соединяют подушечки одноимённых пальцев и не разъединяют их до слов
«арбуз».
На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянные)
Есть лимоны, апельсины, (средние)
Дыни, сливы, мандарины. (указательные)
Но купили мы арбуз — (большие)
Это самый лучший груз! (пальцы сжаты в кулак,
а большие — подняты вверх) Упражнение «Пальчики кивают»
Руки на уровне груди, пальцы подняты
вверх, ладони обращены друг к другу. На каждую строку осуществляется «кивание» одного пальца по 2—4 раза.
Вот и встретилась семья. (большой)
Рад тебя увидеть я. (указательный)
Всех мы в гости пригласили, (средний)
Всех здороваться учили. (безымянный)
В знак приветствия кивать (мизинец)
Может пальчик номер пять, (мизинец)
Безымянный — может ниже, (безымянный)
Средний — силой не обижен, (средний)
Этот — знает всё на свете, (указательный)
А вот этот любят дети!
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image039.jpg) Упражнение «Колечки»
Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки: от большого до мизинца. Затем — смена рук. На каждую строку осуществляется надевание «колечка» на один палец.
Птичек мы окольцевали,
Наблюдали, узнавали,
Улетев в какие дали,
Холода пережидали.
— Что, пернатые, клевали?
Гнёзда где свои свивали?
Где вы яйца отложили?
Как вы бури пережили?
Сколько вы в конце концов
В гнёздах вывели птенцов?
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image040.jpg) Самомассаж с прищепками
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и
обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы
прищепки были не слишком тугими.)
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
—Но я же играю с тобою, малыш!
—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image041.jpg) Упражнение «Клювы»
Ребёнок собирает разложенные на столе счёт¬ные палочки одноимёнными пальцами — от указательных к мизинцам — и удерживает их до тех пор, пока не соберёт все четыре «клюва». На каждую строку
осуществляется по одному взятию палочки.
Клювов длиннее
Не видывал я,
Чем клювы у цапли
И журавля!
![image](file:///C:/Users/User/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image042.jpg) Упражнение «Тесто»
Ребёнок запускает руки в «сухой бассейн» и имитирует замешивание теста, приговаривая:
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно всё помесить попросили.
Но сколько ни месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём. | |